Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь
Деятельность учителя проходит в форме общения с учащимися. Поэтому залогом успеха этой профессии является организация продуктивного общения, которое определяется высоким уровнем его коммуникативной компетентности. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка» [1, с. 5]. Именно от того, на каком уровне происходит это общение, и зависит развитие личности учащегося. Соответственно, важную роль приобретают именно коммуникативные качества учителя. Поэтому особое внимание уделяется изучению сущности и содержательно-функциональной структуры коммуникативной компетентности будущего учителя, а также разработка технологии формирования этого важного профессионально-личностного качества студентов педагогических специальностей.
А.Н. Скляренко под технологией формирования компетенции понимает «систему способов организации деятельности педагога и обучающегося, которая образует запрограммированный (алгоритмизированный) процесс их взаимодействия, направленный на достижение запланированных результатов обучения (в формате компетенций) путем повышения эффективности образовательного процесса за счет его максимальной оптимизации» [2, c. 5]. Для того чтобы определить технологию формирования коммуникативной компетентности будущего, учителя необходимо рассмотреть ее структуру.
Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать определение коммуникативной компетентности будущего учителя в контексте исследования. Коммуникативная компетентность будущего учителя представляет собой интегрированную профессионально-личностную характеристику, которая включает в себя осознание значимости, понимание и знание сущностного проявления профессионально-личностной коммуникации, внутреннюю устремленность к совершенствованию своих коммуникативных качеств и стиля повседневного личностного и делового общения, что в своей совокупности определяет процесс общения студентов в условиях, близких к предстоящей профессиональной деятельности.
Исходя из определения коммуникативной компетентности, к важнейшим структурным компонентам коммуникативной компетентности относятся: во-первых, знание студентами сущности коммуникативной компетентности будущего учителя и особенностей педагогического общения, что определяется их коммуникативными способностями (когнитивный компонент); во-вторых, собственная устремленность студентов к совершенствованию своих коммуникативных качеств и переживание внутренней потребности и установки на развитие коммуникативной компетентности (потребностно-мотивационный); в-третьих, коммуникативные навыки и привычки поведения будущих учителей (операционно-деятельностный); в-четвертых, переживания, чувства, которые будущие учителя испытывают в сложных педагогических ситуациях, что обуславливает их коммуникативную позицию и стиль по отношению к учащимся, коллегам, конфликтологическая грамотность (аффективный); и, наконец, коммуникативные ценности личности, направленность на сотрудничество (профессионально-личностный).
Спектр способов и методов формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза достаточно широк и многообразен. Однако многие из предложенных способов обладают некоторыми недостатками и зачастую требуют дополнительных ресурсов. В психолого-педагогической литературе указываются следующие методы развития коммуникативных умений: беседы, изучение характеристик; деловые игры; метод обмена мнениями, ролевые игры, игры-фантазирования, игры-экспромты, игры-импровизации; включение в деятельность, требующую интенсивного общения с партнерами; организация группового отдыха; групповые дискуссии, социодрама; организация молодежных клубов; психологические тренинги и т.д.
В соответствии с этим технология формирования коммуникативной компетентности как профессионально-личностного качества в условиях студенческого самоуправления предполагает наличие следующих этапов.
Первый этап направлен на стимулирование активности и самостоятельности будущих специалистов в организации продуктивного общения, что определяет формирование потребностно-мотивационного компонента коммуникативной компетентности. Чрезвычайно важными для исследования являются идеи о побудительной роли внутренних переживаний личности относительно развития и профессионального формирования ее как специалиста. Поскольку студентам приходится постоянно менять свои социальные роли, в зависимости от конкретных поручений при участии в различных органах самоуправления, выполнять обязанности подчиненного или организатора, то у них возникают внутренние противоречия между фактическим и необходимым уровнями собственного развития.
Каждый раз студенты находят новые пути взаимодействия с однокурсниками, преподавателями, администрацией вуза в изменяющихся ситуациях, что позволяет расширить коммуникативную практику студенческой молодежи, в ходе которой они учатся организовывать сотрудничество, партнерство в команде, анализировать не только свои поступки и поведение, но и поступки, и поведение других. Перед ними возникают проблемы личностного и делового общения в студенческой группе, которые требуют практического решения. Именно эти проблемы и побуждают студентов к активной коммуникативной деятельности.
Возникающие внутренние противоречия между желаемым продуктивным общением и трудностями в развитии коммуникативных личностных качеств стимулируют деятельность и развитие студентов только при определенных условиях: эти противоречия должны быть актуальными и важными для участников самоуправления. Более того, в личностном плане они должны выступать как реальная потребность в коммуникативной деятельности. Участие будущих специалистов в самоуправлении обеспечивает эти условия, потому что работа его органов связана с повседневной жизнью студентов и затрагивает интересы каждого из них. Им приходится решать проблемы, которыми живет их коллектив. Кроме того, для создания соответствующего органа самоуправления в академической группе студенты сами выбирают вид деятельности, который им интересен.
Второй этап непосредственно направлен на процесс организации студенческого самоуправления в академической группе и формирование когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Так, в процессе деятельности органов самоуправления студенты:
– изучают психологические особенности своих однокурсников во время коллективной деятельности,
– анализируют социально-психологические ситуации в коллективе,
– знакомятся с психолого-педагогическими методами управления,
– изучают потребности и интересы студентов,
– учатся принимать управленческие решения.
Третий этап связан с непосредственной деятельностью органов студенческого самоуправления и развитием операционно-деятельностного и аффективного компонентов. Организационно-педагогическое обеспечение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности студенческого самоуправления осуществляется по следующим направлениям: участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом; участие в организации научно-исследовательской работы; коллективно-творческая деятельность и поддержка инициатив студентов; спортивно-туристическая и физкультурно-оздоровительная; организация культурно-массовой и досуговой деятельности; хозяйственная деятельность; нравственно-патриотическая работа.
Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что студенческое самоуправление является такой коммуникативно-ориентированной деятельностью будущих специалистов, которая направлена на активизацию и расширение их собственной коммуникативной практики в условиях близких к профессиональной деятельности и выступает эффективной технологией формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.
- Предисловие
- Пространственные представления как базовый компонент графической культуры педагога Альхименок а.А.
- Значение проектной деятельности учащихся в техническом и художественном творчестве Андриянов е.О., Лесных е.В.
- Применение системы 5s в школьных мастерских Анохина н.Ф.
- Литература
- Традиционные ошибки учащихся при оформлении текстового документа технологического содержания Анохин с.М.
- Перспективные пути формирования профессиональных умений и навыков у будущих преподавателей Апёнкин ю.В.
- Литература
- Формирование профессиональных умений у будущих учителей технического труда в процессе реализации проблемно-эвристического подхода Астрейко е.С.
- Литература
- Мотивирующие факторы активизации самостоятельной работы будущих учителей Астрейко н.С.
- Концептуальные основы развития трудового обучения в республике беларусь Астрейко с.Я.
- Развитие системы профессионального образования на основе инновационных методов обучения Ахмедов а.Э., Смольянинова и.В.
- Использование социальных сетей для формирования информационно-образовательной среды вуза Белобородова т.Г., Григорьева т.В.
- Технологический центр как средство развития предпринимательской компетентности будущих учителей технологии Беляева м.И.
- Литература
- Гендерное воспитание и обучение в неделимых классах: трудности и возможности Бею в.Н.
- Дидактические условия развития креативности старшеклассников в процессе изучения технологии бисероплетения Билевич с.В.
- Литература
- К вопросу о сущности предпринимательской компетентности у будущих учителей технологии Благосмыслов а.С.
- Литература
- Технология развития мотивационно-нравственной сферы личности Боголюбская в.С.
- Литература
- Психологические основы формирования художественно-технических умений у будущих учителей технологии Борисенко н.А.
- Литература
- Технологическое и дополнительное образование: проблемы взаимосвязи Бычков а.В.
- Роль педагогических знаний в подготовке учителя обслуживающего труда Вальченко с.А.
- Литература
- Антология понятия «стилизация» в искусстве Васильева в.В.
- Литература
- Совершенствование подготовки будущих учителей обслуживающего труда при использовании информационных технологий Вербицкая а.В.
- Литература
- Педагогический менеджмент: постановка проблемы Веремейчик о.В., Сосна т.В.
- Инновационная деятельность преподавателя вуза – основа развития самообразования Вовк б.И.
- Литература
- Формирование профессиональной компетентности у будущих учителей трудового обучения средствами активных методов обучения Воеводина с.А., Жукова т.Л.
- Выбор швейного изделия для проектно-технологической деятельности школьников Воителева г.А.
- Самоменеджмент как основа формирования профессионального имиджа будущих специалистов Волосюк т.В., Авраменко а.С.
- Литература
- Использование карт памяти в процессе обучения педагогическим дисциплинам Волошина о.В.
- Проектирование учебного процесса в подготовке учителя технологии Воронин а.М., Самоторова о.А.
- Развитие технологических умений у младших школьников на уроках математики Габеева л.Н.
- Литература
- Система непрерывного технологического образования «школа-вуз» Гаврилова н.Э.
- Метапредметность на уроках технологии Галустов р.А., Зеленко н.В.
- Воспитание учащихся на уроках трудового обучения через возрождение белорусской национальной кухни Гаруля н.А
- Литература
- Некоторые аспекты подготовки будущих учителей трудового обучения при изучении инженерной графики Гаруля ф.А.
- Создание модели учебного диалога в контексте инновационной деятельности преподавателя вуза Гасова о.В.
- Литература
- Профессиональный рост и профессиональная мобильность педагога в подготовке будущих учителей Герлах и.В.
- Педагогические условия формирования творческо-конструкторских умений у будущих учителей технического труда Гладкий с.Н., Фурсевич в.Г.
- Литература
- Профессиональная адаптация учащихся колледжей и студентов на базе центра технологического образования Глухов в.И., Глухов н.В.
- Использование педагогических технологий в педагогической деятельности преподавателя вуза Голубцова о.В.
- Литература
- Применение мультимедийных средств обучения на уроках раздела «Технология изготовления швейнЫх изделиЙ» Горшкова т.А.
- Использование интерактивных возможностей платформы moodle для виртуальной педагогической поддержки Гуртовая е.Ю., Гуртовой а.А.
- Литература
- Интеграция и междисциплинарные связи в процессе обучения: сходство и различие Девяткина с.Н.
- Система дополнительного образования как фактор реализации целостного образовательного процесса Дорофеева о.С.
- Литература
- Требования при создании видеоурока для подготовки будущих учителей технологий Дрозд в.Н.
- Эстетическое воспитание подростка в работе классного руководителя Дударева ю.Ю.
- Литература
- Теоретические аспекты исследования учебно-познавательной компетентности студентов вуза Дульчаева и.Л.
- Литература
- Техническое моделирование средствами сапр одежды в непрерывном технологическом образовании Ежова о. В.
- Литература
- Проблема использования информационно-телекоммуникационных технологий как средства активизации познавательной деятельности учащихся Ермоленко е.И.
- Педагогическая практика будущих учителей технологии и предпринимательства Жадаева а.В.
- Формирование предприимчивости обучающихся в предпринимательской деятельности Жадаев ю.А.
- Виды нематериалоёмких изделий, используемых на уроках технического труда Жадик н.П.
- Особенности преподавания математики студентам, получающим технологическое образование Жалнина о.Л.
- Из опыта вовлечения учащихся в техническое творчество Жмакин о.А.
- Литература
- Обучение в украине вязанию спицами учеников основной школы Жукова а.Р.
- Развитие метода инверсии в практике педагогического эксперимента Завистовский в.Э., Малаховская в.В.
- Литература
- Концепция моделирования образовательного процесса подготовки специалистов I ступени высшего образования Завистовский с.Э., Худяков а.Ю.
- Литература
- Использование метода кейс-стади при изучении студентами дисциплин цикла охраны труда Заюков и.В., Кобылянский а.В.
- Применение визуализации информации на лекционных занятиях по начертательной геометрии Зевелева е.З., Киселёва м.В.
- Развитие умений представления информации на уроках технологии Зеленко г.Н, Зеленко н.В.
- Система оценки достижения планируемых результатов обучения технологии Зеленко н.В., Зеленко г.Н.
- Особенности подготовки будущих учителей технологии в условиях актуализации экономики образования Иващенко н.В., Быкова т.Б.
- Подготовка будущих педагогов к развитию творческого мышления учащихся как составляющая их профессионального мастерства Игнатенко Анна Владимировна, Игнатенко Александр Владимирович
- Особенности организации технологического и профессионального образования в стратегии преодоления экологического кризиса Исаченко ю.С.
- Основные задачи модернизации системы профессиональной подготовки будущих учителей технологии Исачкин о.А.
- Технология активизации нравственного самовоспитания обучающихся Кадол ф.В.
- Литература
- Непрерывное технологическое образование молодежи в системе «школа-ссуз» на базе инженерной педагогики Калекин а.А.
- Виртуальные экскурсии – эффективный инновационный инструмент совершенствования технологической подготовки обучающихся Каунов а.М., Фетелава т.А.
- Использование электронного учебного пособия в курсе «детали машин» при подготовке будущих учителей технологии Кирюхина т.Ю.
- Принципы обучения композиции будущих учителей изобразительного искусства Клевжиц а.А., Ефименко е.Г.
- Литература
- Информационно-графическая культура как ключевой компонент профессионально-педагогической культуры будущих учителей технологии и предпринимательства Клюйков в.В.
- Некоторые проблемы преподавания графики в вузах россии Козлова и.В.
- Графическая подготовка бакалавров технологического образования в вузах россии в условиях перехода на образовательные стандарты нового поколения Козлова и.В., Мельников в.Е.
- Условия сохранения профессионального здоровья будущего педагога Колесниченко е.А.
- Возможности педагогических дисциплин при формировании информационной компетентности учителя технологии Коломиец н.Б.
- Литература
- Использование информационных ресурсов обучения в подготовке студентов специальности «технология (по направлениям)» Кравченя э.М., Лешкевич м.Л.
- Литература
- Инновационные подходы к подготовке преподавателей технологии Крашенинников в.В.
- Техническое и художественное творчество учащихся школ и студентов вузов Крупская ю.В., Панихина в.А.
- Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.
- Литература
- Научно-методические основы изучения технических дисциплин будущими учителями технологий (трудового обучения) Курок в. А.
- Литература
- Применение компьютерных технологий в технологической подготовке учащихся Кучинская е.Ю.