logo search
sbornik / Часть 1

Технология формирования коммуникативной компетентности будущего учителя в условиях студенческого самоуправления Куприянчик т.В.

УО ГГУ им. Ф. Скорины, г. Гомель, Республика Беларусь

Деятельность учителя проходит в форме общения с учащимися. Поэтому залогом успеха этой профессии является организация продуктивного общения, которое определяется высоким уровнем его коммуникативной компетентности. Как отмечал В.А. Сухомлинский: «Воспитание – это, прежде всего, постоянное духовное общение учителя и ребенка» [1, с. 5]. Именно от того, на каком уровне происходит это общение, и зависит развитие личности учащегося. Соответственно, важную роль приобретают именно коммуникативные качества учителя. Поэтому особое внимание уделяется изучению сущности и содержательно-функциональной структуры коммуникативной компетентности будущего учителя, а также разработка технологии формирования этого важного профессионально-личностного качества студентов педагогических специальностей.

А.Н. Скляренко под технологией формирования компетенции понимает «систему способов организации деятельности педагога и обучающегося, которая образует запрограммированный (алгоритмизированный) процесс их взаимодействия, направленный на достижение запланированных результатов обучения (в формате компетенций) путем повышения эффективности образовательного процесса за счет его максимальной оптимизации» [2, c. 5]. Для того чтобы определить технологию формирования коммуникативной компетентности будущего, учителя необходимо рассмотреть ее структуру.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы позволяет сформулировать определение коммуникативной компетентности будущего учителя в контексте исследования. Коммуникативная компетентность будущего учителя представляет собой интегрированную профессионально-личностную характеристику, которая включает в себя осознание значимости, понимание и знание сущностного проявления профессионально-личностной коммуникации, внутреннюю устремленность к совершенствованию своих коммуникативных качеств и стиля повседневного личностного и делового общения, что в своей совокупности определяет процесс общения студентов в условиях, близких к предстоящей профессиональной деятельности.

Исходя из определения коммуникативной компетентности, к важнейшим структурным компонентам коммуникативной компетентности относятся: во-первых, знание студентами сущности коммуникативной компетентности будущего учителя и особенностей педагогического общения, что определяется их коммуникативными способностями (когнитивный компонент); во-вторых, собственная устремленность студентов к совершенствованию своих коммуникативных качеств и переживание внутренней потребности и установки на развитие коммуникативной компетентности (потребностно-мотивационный); в-третьих, коммуникативные навыки и привычки поведения будущих учителей (операционно-деятельностный); в-четвертых, переживания, чувства, которые будущие учителя испытывают в сложных педагогических ситуациях, что обуславливает их коммуникативную позицию и стиль по отношению к учащимся, коллегам, конфликтологическая грамотность (аффективный); и, наконец, коммуникативные ценности личности, направленность на сотрудничество (профессионально-личностный).

Спектр способов и методов формирования коммуникативной компетентности будущего специалиста в учебно-воспитательном процессе вуза достаточно широк и многообразен. Однако многие из предложенных способов обладают некоторыми недостатками и зачастую требуют дополнительных ресурсов. В психолого-педагогической литературе указываются следующие методы развития коммуникативных умений: беседы, изучение характеристик; деловые игры; метод обмена мнениями, ролевые игры, игры-фантазирования, игры-экспромты, игры-импровизации; включение в деятельность, требующую интенсивного общения с партнерами; организация группового отдыха; групповые дискуссии, социодрама; организация молодежных клубов; психологические тренинги и т.д.

В соответствии с этим технология формирования коммуникативной компетентности как профессионально-личностного качества в условиях студенческого самоуправления предполагает наличие следующих этапов.

Первый этап направлен на стимулирование активности и самостоятельности будущих специалистов в организации продуктивного общения, что определяет формирование потребностно-мотивационного компонента коммуникативной компетентности. Чрезвычайно важными для исследования являются идеи о побудительной роли внутренних переживаний личности относительно развития и профессионального формирования ее как специалиста. Поскольку студентам приходится постоянно менять свои социальные роли, в зависимости от конкретных поручений при участии в различных органах самоуправления, выполнять обязанности подчиненного или организатора, то у них возникают внутренние противоречия между фактическим и необходимым уровнями собственного развития.

Каждый раз студенты находят новые пути взаимодействия с однокурсниками, преподавателями, администрацией вуза в изменяющихся ситуациях, что позволяет расширить коммуникативную практику студенческой молодежи, в ходе которой они учатся организовывать сотрудничество, партнерство в команде, анализировать не только свои поступки и поведение, но и поступки, и поведение других. Перед ними возникают проблемы личностного и делового общения в студенческой группе, которые требуют практического решения. Именно эти проблемы и побуждают студентов к активной коммуникативной деятельности.

Возникающие внутренние противоречия между желаемым продуктивным общением и трудностями в развитии коммуникативных личностных качеств стимулируют деятельность и развитие студентов только при определенных условиях: эти противоречия должны быть актуальными и важными для участников самоуправления. Более того, в личностном плане они должны выступать как реальная потребность в коммуникативной деятельности. Участие будущих специалистов в самоуправлении обеспечивает эти условия, потому что работа его органов связана с повседневной жизнью студентов и затрагивает интересы каждого из них. Им приходится решать проблемы, которыми живет их коллектив. Кроме того, для создания соответствующего органа самоуправления в академической группе студенты сами выбирают вид деятельности, который им интересен.

Второй этап непосредственно направлен на процесс организации студенческого самоуправления в академической группе и формирование когнитивного компонента коммуникативной компетентности. Так, в процессе деятельности органов самоуправления студенты:

– изучают психологические особенности своих однокурсников во время коллективной деятельности,

– анализируют социально-психологические ситуации в коллективе,

– знакомятся с психолого-педагогическими методами управления,

– изучают потребности и интересы студентов,

– учатся принимать управленческие решения.

Третий этап связан с непосредственной деятельностью органов студенческого самоуправления и развитием операционно-деятельностного и аффективного компонентов. Организационно-педагогическое обеспечение развития коммуникативной компетентности будущего учителя в деятельности студенческого самоуправления осуществляется по следующим направлениям: участие в организации и управлении учебно-воспитательным процессом; участие в организации научно-исследовательской работы; коллективно-творческая деятельность и поддержка инициатив студентов; спортивно-туристическая и физкультурно-оздоровительная; организация культурно-массовой и досуговой деятельности; хозяйственная деятельность; нравственно-патриотическая работа.

Таким образом, анализ психолого-педагогической литературы показал, что студенческое самоуправление является такой коммуникативно-ориентированной деятельностью будущих специалистов, которая направлена на активизацию и расширение их собственной коммуникативной практики в условиях близких к профессиональной деятельности и выступает эффективной технологией формирования коммуникативной компетентности будущего учителя.