Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Студент должен знать:
содержание основных понятий: языковая личность, языковая способность, языковая компетенция, правополушарные и левополушарные методики, овладеть теоретическими знаниями и понятиями методики преподавания русского языка как науки;
знать современные документы, концепции, программы, достоинства и недостатки основных учебно-методических комплексов.
Студент должен уметь:
осуществлять анализ программ, учебников и методических пособий по русскому языку;
проводить исследование результатов обучения русскому языку по разным программам;
построить урок любого типа и вида, разработать дополнительное занятие, материалы для самостоятельной, контрольной работы, зачета или экзамена с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся.
Студент должен владеть:
разными методами и приемами подачи языкового материала, грамотно использовать средства обучения применимо к конкретному уроку.
владеть умениями анализа и самоанализа урока русского языка.
Объем и сроки изучения дисциплины
Курс методики преподавания русского языка изучается в течение 7 семестра.
Виды контроля знаний студентов и их отчетности
Изучение методики преподавания русского языка заканчивается зачетом, на котором оценивается теоретическая и практическая подготовка студента в области преподавания русского языка. К зачету студент представляет составленный им конспект урока.
Критерии оценки знаний студентов
Критерии оценки определяются требованиями, предъявляемыми к уровню освоения содержания курса.
Тематический план
Тематический план дает представление о последовательности изучения учебной дисциплины и характеризует структуру расчета часов различных форм организации учебного процесса (лекции, семинарские, практические и лабораторные занятия, индивидуальные занятия, контрольные работы, коллоквиумы, самостоятельная работа студентов и др.). Выбор комплекса форм организации учебного процесса для каждой конкретной учебной дисциплины осуществляется в соответствии со спецификой ее содержания и задач.
№ | Название и содержание разделов, тем, модулей | Объем часов | Формы контроля | ||||
Общий | Аудиторная работа | Самостоятельная работа | |||||
Лекции | Практические (или семинарские) | Лабораторные | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
Дневная форма обучения | |||||||
1 | Методика преподавания русского языка как наука. Русский язык в системе филологического образования. | 8 | 2 | 2 |
| 4 | Опрос, конспект |
2 | Цель курса «Русский язык» в школе – развитие языковой личности. Лингводидактические концепции языковой личности. | 10 | 2 | 2 |
| 6 | Конспект, сообщение |
3 | Содержание предмета «Русский язык» в школе. Государственный образовательный стандарт. Программы по русскому языку. | 8 | 2 | 2 |
| 4 | Конспект |
4 | Формы и приемы работы по русскому языку. Лингводидактический потенциал игровой формы учебной деятельности. | 4 |
| 4 |
|
| Опрос |
5 | Типы уроков по русскому языку. | 24 | 2 | 12 |
| 10 | Опрос, конспект |
6 | Новые образовательные технологии. | 8 | 4 |
|
| 4 | Опрос, сообщение |
7 | Методика изучения основных разделов курса русского языка | 4 |
| 4 |
|
| Сообщения |
8 | Понятие культуроведческого аспекта. | 8 |
| 2 |
| 6 | Опрос, сообщение |
9 | Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов | 10 | 3 | 2 |
| 5 | конспект |
| Итого | 84 | 15 | 30 |
| 39 |
|
Заочная форма обучения | |||||||
1 | Методика преподавания русского языка как наука. Русский язык в системе филологического образования. | 8 | 2 |
|
| 6 | Опрос, конспект |
2 | Цель курса «Русский язык» в школе – развитие языковой личности. Лингводидактические концепции языковой личности. | 12 | 2 |
|
| 10 | Конспект |
3 | Содержание предмета «Русский язык» в школе. Государственный образовательный стандарт. Программы по русскому языку. | 12 |
|
|
| 12 | Конспект |
4 | Формы и приемы работы по русскому языку. Лингводидактический потенциал игровой формы учебной деятельности. | 8 | 2 |
|
| 6 | Опрос, конспект |
5 | Типы уроков по русскому языку. | 20 | 2 | 2 |
| 16 | Опрос, контрольная работа |
6 | Новые образовательные технологии. | 8 |
|
|
| 8 | Опрос |
7 | Методика изучения основных разделов курса русского языка | 10 |
| 2 |
| 8 | Сообщения, конспект |
8 | Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов | 6 |
|
|
| 6 | Конспект |
| Итого | 84 | 8 | 4 |
| 72 |
|
Формы контроля | |||||||
| Контрольная работа | ||||||
| Зачет |
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения