2. Содержание практических занятий
Русский язык в системе филологического образования. Цели и задачи филологического образования. Пути интеграции дисциплин филологического цикла в современной школе.
Инновационные процессы в области образования. Концепция языковой личности Г.И. Богина. Концепция языковой личности Ю.Н. Караулова. Концепция языковой личности Н.Д. Голева. Структура языковой личности. Формирование теории языковой личности (данные сети Интернет). Типы языковой личности и методика обучения языку.
Лингводидактический потенциал игровой формы учебной деятельности. Понятие «дидактическая игра» на уроках русского языка. Типы дидактических игр на уроках русского языка: групповые, командные; интеллектуальные (лингвистические задачи, шуточные вопросы-загадки, шарады и др.); графические (кроссворды, ребусы, чайнворды и др.); тематические (урок-игра по теме…).
Государственный стандарт общего образования: содержание, структура, назначение. Программы по русскому языку: анализ программы под редакцией Н.М. Шанского; анализ программы под редакцией В.В. Бабайцевой; анализ программы под редакцией М.М. Разумовской. Лингвометодический анализ школьных учебников.
Формы и приемы работы по русскому языку. Основные понятия, термины, определяющие данный вид деятельности: наглядные пособия по русскому языку, алгоритмы в обучении русскому языку, схемы по русскому языку, таблицы по русскому языку, кинофильмы учебные по русскому языку, аудио-визуальный метод, диапозитивы (слайды), диафильмы, опоры. Аудиовизуальные формы работы: словесные (лингвистические сказки, рассказы, стихи, грампластинки и др.); наглядные (визуально-графические схемы, таблицы, алгоритмы, опорные конспекты и сигналы и др.); экранно-звуковые (видеофильмы, кинофильмы, диафильмы и др.). Современные информационные технологии.
Принципы русской орфографии. Природа орфографической грамотности: антиномический анализ. Проблемы обучения орфографии (подходы, приемы, результаты). Методики обучения орфографии и пунктуации.
Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
Организация учебного процесса в современной школе. Понятие «Урок русского языка». Методика построения урока. Цели, задачи урока. Типы уроков. Структурные компоненты урока. О соотношении теории и практики в обучении русскому языку.
Урок сообщения новых знаний. Методика построения урока сообщения новых знаний (отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы урока первичного усвоения знаний). Представление фрагмента урока. Анализ эффективности урока.
Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы уроков совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Методы, приемы и средства активизации учащихся при закреплении материала. Формы и приемы индивидуальной и групповой работы на уроке. Нестандартные уроки по систематизации и отработке умений и навыков.
Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы уроков обобщения и систематизаций знаний, умений и навыков. Методы, приемы и средства активизации учащихся при систематизации знаний. Организация коллективной работы на уроке. Нестандартные формы проведения уроков по систематизации и отработке умений и навыков. Анализ урока.
Контрольный урок. Контроль знаний, умений, навыков на уроках русского языка. Функции и виды контроля. Критерии и нормативы оценок.
Понятие культуроведческого аспекта. Лингвотеоретические предпосылки. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта: обучение русскому языку в контексте русской культуры; диалог культур. Лингводидактический аспект проблемы. Пути формирования русской национальной и региональной языковой личности.
Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку. Значение работы, принципы организации. Добровольность и интерес к предмету как необходимые условия занятий по русскому языку. Специфические принципы в методике внеклассной рабты: научная углубленность и занимательность. Разнообразие видов внеклассной работы: лингвистические кружки, викторины, олимпиады, часы «занимательной грамматики».
- Гоу впо «Кемеровский государственный университет»
- Учебно-методический комплекс по дисциплине Методика преподавания русского языка
- Содержание
- Декан фФиЖ к.П.Н., доц. Клишин а.В.
- Организационно-методический раздел
- Пояснительная записка Актуальность и значимость учебной дисциплины
- Соответствие рабочей программы Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования
- Цель и задачи учебной дисциплины
- Место дисциплины в профессиональной подготовке специалиста
- Структура учебной дисциплины
- Особенности изучения учебной дисциплины
- Формы организации учебного процесса по данной дисциплине
- Взаимосвязь аудиторной и самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Содержание дисциплины Основное содержание лекционного курса
- 2. Содержание практических занятий
- 3. Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- 4. Учебно-методические обеспечение
- Список основной учебной литературы
- Формы текущего, промежуточного и рубежного контроля
- Примерный перечень вопросов к зачету к зачету по курсу «Методика преподавания русского языка»
- Примерные темы рефератов, эссе.
- Перечень вариантов контрольных работ (набор заданий оформляется отдельно, является компонентом учебно-методического комплекса по дисциплине)
- Учебно-методические материалы лекции Лекция 1. Введение
- Лекция 2. Лингводидактические концепции языковой личности
- Лекция 3. Содержание предмета «Русский язык» в школе
- Лекция 5. Организация учебного процесса
- Организация учебного процесса
- Лекция 6. Новые образовательные технологии
- Лекция 7. Новые образовательные технологии. Как построить нетрадиционный урок русского языка
- Технология развития критического мышления через чтение и письмо
- Лекция 8. Итоговый контроль: новые подходы к определению содержания, технологии проведения, оценке результатов. Егэ: итоги и перспективы.
- Часть 1 (а1 – а31) содержит задания с выбором ответа.
- Часть 2 (в1 – в8) содержит задания с кратким ответом.
- Часть 3 (с1) – это задание открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение), проверяющее умение создавать собственное высказывание на основе прочитанного текста.
- Дискуссии по вопросам егэ
- Из лингвистического наследия Лингвоперсонология и проблемы личностно-ориентированного обучения
- 7.1. Гумбольдт в. Фон. Избранные труды по языкознанию
- 5.2. Й. Л. Вайсгербер задачи обучения языку1
- Литература
- Методические рекомендации преподавателям, ведущим практические занятия
- Практические занятия по методике преподавания русского языка
- Современная ментальная лингводидактическая ситуация (вводное занятие)
- Лингводидактические концепции языковой личности
- Литература
- Практическое задание
- Дидактические игры на уроках русского языка
- Содержание предмета «Русский язык», или Чему учить в школе
- Формы и приемы подачи языкового материала на уроках русского языка
- Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.
- Проблемы обучения орфографии
- Организация учебного процесса в современной школе. Методика построения урока
- Урок сообщения новых знаний
- Литература
- Практическое задание
- Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков
- Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков
- Контроль знаний, умений и навыков
- Культуроведческая функция языка в системе его преподавания
- Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку
- Практическое задание
- Оценочные и диагностические средства итоговой государственной аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения