logo search
УМК по МПЯ

2. Содержание практических занятий

  1. Русский язык в системе филологического образования. Цели и задачи филологического образования. Пути интеграции дисциплин филологического цикла в современной школе.

  2. Инновационные процессы в области образования. Концепция языковой личности Г.И. Богина. Концепция языковой личности Ю.Н. Караулова. Концепция языковой личности Н.Д. Голева. Структура языковой личности. Формирование теории языковой личности (данные сети Интернет). Типы языковой личности и методика обучения языку.

  3. Лингводидактический потенциал игровой формы учебной деятельности. Понятие «дидактическая игра» на уроках русского языка. Типы дидактических игр на уроках русского языка: групповые, командные; интеллектуальные (лингвистические задачи, шуточные вопросы-загадки, шарады и др.); графические (кроссворды, ребусы, чайнворды и др.); тематические (урок-игра по теме…).

  4. Государственный стандарт общего образования: содержание, структура, назначение. Программы по русскому языку: анализ программы под редакцией Н.М. Шанского; анализ программы под редакцией В.В. Бабайцевой; анализ программы под редакцией М.М. Разумовской. Лингвометодический анализ школьных учебников.

  5. Формы и приемы работы по русскому языку. Основные понятия, термины, определяющие данный вид деятельности: наглядные пособия по русскому языку, алгоритмы в обучении русскому языку, схемы по русскому языку, таблицы по русскому языку, кинофильмы учебные по русскому языку, аудио-визуальный метод, диапозитивы (слайды), диафильмы, опоры. Аудиовизуальные формы работы: словесные (лингвистические сказки, рассказы, стихи, грампластинки и др.); наглядные (визуально-графические схемы, таблицы, алгоритмы, опорные конспекты и сигналы и др.); экранно-звуковые (видеофильмы, кинофильмы, диафильмы и др.). Современные информационные технологии.

  6. Принципы русской орфографии. Природа орфографической грамотности: антиномический анализ. Проблемы обучения орфографии (подходы, приемы, результаты). Методики обучения орфографии и пунктуации.

  7. Методика изучения основных разделов курса русского языка. Лингвистическое развитие учащихся в процессе обучения русскому языку.

  8. Организация учебного процесса в современной школе. Понятие «Урок русского языка». Методика построения урока. Цели, задачи урока. Типы уроков. Структурные компоненты урока. О соотношении теории и практики в обучении русскому языку.

  9. Урок сообщения новых знаний. Методика построения урока сообщения новых знаний (отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы урока первичного усвоения знаний). Представление фрагмента урока. Анализ эффективности урока.

  10. Урок совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы уроков совершенствования и закрепления знаний, умений и навыков. Методы, приемы и средства активизации учащихся при закреплении материала. Формы и приемы индивидуальной и групповой работы на уроке. Нестандартные уроки по систематизации и отработке умений и навыков.

  11. Урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков. Отличительные признаки, специфика и основные структурные элементы уроков обобщения и систематизаций знаний, умений и навыков. Методы, приемы и средства активизации учащихся при систематизации знаний. Организация коллективной работы на уроке. Нестандартные формы проведения уроков по систематизации и отработке умений и навыков. Анализ урока.

  12. Контрольный урок. Контроль знаний, умений, навыков на уроках русского языка. Функции и виды контроля. Критерии и нормативы оценок.

  13. Понятие культуроведческого аспекта. Лингвотеоретические предпосылки. Два направления в определении содержания и путей реализации культуроведческого аспекта: обучение русскому языку в контексте русской культуры; диалог культур. Лингводидактический аспект проблемы. Пути формирования русской национальной и региональной языковой личности.

  14. Внеклассная и внеурочная работа по русскому языку. Значение работы, принципы организации. Добровольность и интерес к предмету как необходимые условия занятий по русскому языку. Специфические принципы в методике внеклассной рабты: научная углубленность и занимательность. Разнообразие видов внеклассной работы: лингвистические кружки, викторины, олимпиады, часы «занимательной грамматики».