logo search
Вопросы и ответы к госэкзамену

Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения.

Развитие личности человека происходит только через общение. Вне общения невозможно достижения целей ни обучения, ни воспитания, ни образования.

Под стилем педагогического общения понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога и обучающихся. В нем находят выражение:

Стили педагогического общения:

Автократический (самовластный) – осуществляется единоличное руководство группой, без опоры на коллектив. Учащимся не позволяется вы­сказывать собственное мнение, не позволяется никакая инициатива. Диктат, жёсткий контроль, полное отсутствие демократии. Недопустим для коллек­тива.

Авторитарный (властный) – свойственны все основ. черты автократии, но учащ. позволяется высказывать собств. мнение, об­суждать общ. групповые проблемы. Стиль более лукавый, т.к. не смотря на всё, учитель только делает вид, что прислушивается к мнению учен.

Демократический (народовластие) – стиль, предназначен только для коллектива. Учитель опирается на группу, стимулирует самостоятель­ность, опираясь на адекватные предложения учащихся, принимает активное участие в решении проблем, но последнее слово в решении всё равно оста­ётся за учителем. При демократическом стиле управления, учитель – первый среди равных, но и ответственность за всё несёт тоже он.

Игнорирующий – учитель старается как можно меньше вмеши­ваться в дела учеников, в процесс воспитания и управления.

Непоследовательный (приспособленческий) – учитель действ. в зави­симости от обстоятельств (меняются обстоят. – меняется и стиль управл.). Не входит в конфликт ни с учен., ни с администрацией. Полное отсутствие собственных убеждений и собственной позиции.