logo search
UMK_PVSh

Формы обучения в высшей школе

В процессе организации обучения в высшей школе можно выделить следующие формы:

К организационным формам обучения, которые одновременно являются способами непрерывного управления познавательной деятельностью студентов, относят:

Среди перечисленных форм работы в вузе важнейшая роль отводится лекции.

    1. Лекция

Лекция от латинского lection - чтение. Это устное систематическое и последовательное изложение материала по какой-либо проблеме, методу, теме вопроса и т. д., иначе говоря, монолог преподавателя.

Вузовская лекция – основная форма передачи информации в ВУЗе. Ее цель - формирование ориентировочной основы для последующего усвоения студентами учебного материала.

Лекция выполняет следующие функции:

Выделяют следующие виды лекций:

Структура лекции: вступление, введение, основная часть, заключение.

Во введении создается мотивация, заинтересованность студентов. Перед началом изложения нового материала дается краткий план лекции, указывают на связь нового материала с другими темами, акцентируется внимание на наиболее важных его аспектах. В конце лекции, когда основная часть материала уже изложена, обобщаются и повторяютсяключевые моменты лекции.

Основные требования к лекции:

Достоинства лекции:

  1. один человек-лектор может транслировать информацию на любое, сколь угодно большое, число людей;

  2. лекция - весьма экономный способ получения в общем виде основ знаний;

  3. лекция активизирует мысленную деятельность, если хорошо понята и внимательно прослушана.

Недостатки лекций:

  1. лекция приучает к пассивному восприятию чужих мнений, тормозит самостоятельное мышление;

  2. лекция отбивает вкус к самостоятельным занятиям;

  3. одни студенты успевают осмыслить, другие - только механически записать слова лектора.

Однако опыт показывает, что отказ от лекций снижает научный уровень подготовки студентов, нарушает системность и равномерность работы в течение семестра. Поэтому лекция по-прежнему продолжает оставаться ведущей формой организации учебного процесса в вузе. Указанные выше недостатки в значительной мере могут быть преодолены правильной методикой и рациональным построением материала.

К нетрадиционным формам проведения лекций относятся:

Нетрадиционные формы лекций призваны устранить недостатки традиционной и обеспечить активность студентов в процессе обучения.