2.2Программированное обучение
Программированное обучение –это метод обучения, предложенный профессором Б. Ф. Скиннером (Skinner B.F.) в 1954 г. и получивший развитие в работах таких отечественных учёных как Н. Ф. Талызина, П. Я. Гальперин, Л. Н. Ланда, И. И. Тихонов, А. Г. Молибог, А. М. Матюшкин и другие[2].
Программированное обучение - это обучение по заранее разработанной программе, в которой предусмотрены действия как учащихся, так и педагога (или заменяющей его обучающей машины).Программированный материал представляет собой серию сравнительно небольших порций учебной информации, подаваемых в определенной логической последовательности.
В основу технологии программированного обучения Б. Ф. Скиннер положил два требования:
1) уйти от контроля и перейти к самоконтролю;
2) перевести педагогическую систему на самообучение учащихся.
Особенностипрограммированного обучения:
учебный материал разделяется на отдельные порции;
учебный процесс состоит из последовательных шагов, содержащих порцию знаний и мыслительных действий по их усвоению;
каждый шаг завершается контролем(вопросом, заданием);
при правильном выполнении учащийся получает новую порцию материала и выполняет следующий шаг обучения;
при неправильном выполнении учащийся получает помощь и дополнительные разъяснения;
каждый учащийся работает самостоятельно и овладевает знаниями в своем темпе;
педагог выступает организатором обучения и помощником при затруднениях, осуществляет индивидуальный подход.
Программированное обучение основано насоставлении обучающей программы, в которой строго систематизируются:
1) учебный материал;
2) действия учащегося по его усвоению;
3) формы контроля усвоения.
Различают три основные формы программирования:
1) линейное;
2) разветвленное;
3) смешанное.
Скиннер разрабатывал линейные программы, в которых обучаемый знакомился с каждой порцией материала в заданной последовательности. Линейная программа в понимании Б.Ф.Скиннера характеризуется следующим:
— дидактический материал делится на незначительные дозы, называемые шагами (steps), которые учащиеся преодолевают относительно легко, шаг за шагом (stepbystep);
— вопросы или пробелы, содержащиеся в отдельных рамках (frame) программы, не должны быть очень трудными, чтобы учащиеся не потеряли интереса к работе;
— учащиеся сами дают ответы на вопросы и заполняют пробелы, привлекая для этого необходимую информацию;цццюцшт2юст.п9
— в ходе обучения учащихся сразу же информируют, правильны или ошибочны их ответы;
— все обучающиеся проходят по очереди все рамки программы, но каждый делает это в удобном для него темпе;
— значительное число указаний в начале программы, облегчающих получение ответа, постепенно ограничивается;
— во избежание механического запоминания информации одна и та же мысль повторяется в различных вариантах в нескольких рамках программы [2].
Линейная программа предполагает, что учащийся не сделает ошибки в ответе. В 1954 г. Б.Ф.Скиннер проверил свою программу на студентах университета и получил отрицательный результат. Линейная программа успеха не принесла.
Разработку разветвленной формы осуществлял другой представитель американской технологии программированного обучения — Н.Кроудер.
Н. Краудер допускает, что обучающийся может допустить ошибку и тогда надо дать ему возможность уяснить эту ошибку, исправить ее, потренироваться для закрепления материалаВ программе Н. Кроудера каждый ответ используется для выявления возможностей выбранного учащимся пути и определения, что делать дальше.
Таким образом, разветвленная программа отличается отлинейной множественностью (и многократностью) выбора шага. Она ориентирована не столько на безошибочность действия, сколько на уяснение причины, которая может вызвать ошибку. Соответственно разветвленное программирование требует от обучающегося умственного усилия, по сути, оно является «управлением процессом мышления». Подтверждением правильности ответа в этой форме программирования является обратная связь, а не только положительное подкрепление. Разветвленная программа может представлять собой большой текст, содержащий много ответов на вопрос к нему. Предлагаемые в «рамках» развернутые ответы либо здесь же оцениваются как правильные, либо отклоняются, и в том и в другом случае сопровождаясь полной аргументацией. Если ответ неправилен, то обучающемуся предлагается вернуться к исходному тексту, подумать и найти другое решение. Если ответ правильный, то далее предлагаются следующие вопросы, уже по тексту ответа и т.д.
Как отмечает В. Оконь, вопросы, в понимании Н. Кроудера, имеют целью:
проверить, знает ли учащийся материал, содержащийся в данной рамке;
в случае отрицательного ответа отослать учащегося к координирующим и соответственно обосновывающим ответ «рамкам»;
закрепить основную информацию с помощью рациональных упражнений;
увеличить усилия учащегося и одновременно ликвидировать механическое обучение через многократное повторение информации;
формировать требуемую мотивацию учащегося. Разветвленная программа полнее, чем линейная, учитывает особенности научения человека (мотивацию, осмысленность, влияние темпа продвижения) [2].
Смешанное программирование и другие его формы в целом близки к рассмотренным выше.
Программированное обучение активно используется в практике обучения до сих пор. Примером тому служит построение учебных программ, содержание некоторых учебных пособий и т.п.
Достоинства:
мелкие дозы усваиваются легко;
темп усвоения выбирается самим учащимся;
вырабатываются рациональные способы умственных действий;
воспитывает умение логически мыслить.
Недостатки:
не в полной мере способствует развитию самостоятельности в обучении;
требует больших затрат времени;
применимо только для алгоритмически разрешимых познавательных задач;
обеспечивает получение знаний, заложенных в алгоритме и не способствует получению новых;
чрезмерная алгоритмизация обучения препятствует формированию продуктивной познавательной деятельности.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы