Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
Способности – индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются в различной степени восприятия информации, эффективности выполнения конкретных видов деятельности, быстроте и легкости овладения навыками и мастерством.
Способности:
общие – к любой деятельности, которая необходима для выживания, адаптации человека
специальные – к конкретному виду деятельности
теоретические
практические
Способности зависят от:
природная основа (задатки – это анатомо-физиологические особенности нервной системы)
большей или меньшей натренированности мозговых структур
качество полученных знаний
Признаки способностей:
интерес к деятельности
длительность творческого периода
эффективность деятельности
Уровни развития способностей:
одаренность – общая способность индивида сознательно ориентировать свое мышление на новые требования; это общая способность психики приспосабливаться к новым задачам и условиям жизни. Одаренность проявляется лишь через свое соотношение с условиями, в которых происходит конкретная деятельность человека. Она выражает внутренние данные и возможности человека, т.е. внутренние психологические условия деятельности в их соотношении с требованиями, которые ставит эта деятельность.
талант – высокий уровень способностей человека к определенной деятельности. Это сочетание способностей, которые дают человеку возможность успешно, самостоятельно и оригинально выполнить определенную сложную трудовую деятельность. Талант – это высокий уровень развития, прежде всего, специальных способностей. Это совокупность таких способностей, которые дают возможность получить продукт деятельности, который отличается новизной, высоким уровнем совершенства и общественной значимости.
гениальность – высочайший уровень одаренности личности, воплощается в творчестве, которое имеет историческое значение для жизни общества. Для гения характерны творческая продуктивность, овладение культурным наследием прошлого и вместе с тем решительное преодоление старых норм и традиций.
- Понятие о темпераменте и его физиологической основе. Свойства темперамента.
- Мышление и воображение. Виды воображения, функции, классификация.
- Классификация потребностей. Пирамида человеческих потребностей (а. Маслоу).
- Виды памяти, объем, условия перехода квп в двп, индивидуальные различия памяти.
- 5. Деятельность. Основные составляющие деятельности человека. Индивидуальный стиль деятельности.
- 6. Внимание. Основные свойства и виды внимания.
- Общая характеристика психических процессов и психических состояний.
- Характер. Проблемы формирования и типологии характера.
- Понятие об ощущениях. Основные функции, виды, физиологический механизм ощущений.
- Закономерности ощущений. Чувствительность и пороги.
- Понятие о восприятии и представлении, основные свойства и закономерности восприятия.
- Проблема психологии способностей. Понятия: «одаренность», «талантливость», «гениальность».
- Понятие о группах. Классификация условия образования групп. Динамика и уровни развития группы.
- Понятие о «сознании», «самосознании» и их структура.
- Эмоции и чувства. Характеристика эмоциональных состояний.
- Понятие «личность». Признаки личности. Иерархическая структура личности (к.К. Платонов).
- Понятие о мышлении, функции, формы. Мыслительная деятельность и индивидуальные различия в мышлении.
- Компоненты, структура, динамика экономического сознания. Экономическая социализация личности (б. Стаей).
- Эффекты межличностного восприятия. Межличностные отношения в группах.
- 2. “Эффект ореола” по-другому называется “эффектом нимба”.
- Лидер группы, его функции, психологический климат и совместимость в группе.
- Структура психологии, ее место в ряду других наук.
- Предмет и задачи научной психологии. Понятие о психике. Структура и основные функции психики.
- Методы научной психологии.
- Понятия «личность», «индивид», «индивидуальность», «субъект деятельности». Механизмы психологической защиты.
- Теории эмоций. Уровни эмоциональной сферы.
- Сравнительный анализ психоаналитической модели личности (з. Фрейд, а. Адлер).
- Понятие «воля», основные функции и структура волевого акта.
- Сравнительная характеристика бихевиорального (Дж. Уотсон) и гуманистического подходов (а. Маслоу) в теориях развитиях личности.
- Вклад деятелей западноевропейской и отечественной педагогики в развитие педагогической теории.
- Объект, предмет, задачи, функции педагогики.
- Образование как общественное явление.
- Методы исследований в педагогике.
- Основные методологические положения научной педагогики.
- Управление педагогическими системами. (Педагогический анализ, целеполагание, планирование).
- Характеристика методов обучения.
- Педагогические средства и формы организации обучения.
- Педагогические формы организации педагогического процесса. (Простые, составные, комплексные формы).
- Урок – основная форма организации обучения в современной школе. Лекция и семинарские занятия в вузе.
- Сущность воспитания и его место в целостной структуре образовательного процесса.
- Коллектив как объект и субъект воспитания. Задачи, признаки и виды коллективов.
- Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания и развития личности. Стили родительского воспитания и функции семьи.
- Этапы формирования коллектива.
- Образовательные учреждения в России. (Дошкольные, общеобразовательные, специальные образовательные учреждения, вечерние и заочные школы).
- Система общего образования в России. Государственные общеобразовательные учреждения. Система негосударственных, альтернативных образовательных учреждений.
- Цель и содержание, тенденции современного образования.
- Государственный стандарт общего среднего образования (федеральный, национально-региональный и школьный компоненты).
- Общество и образование. Понятие образования с точки зрения отечественных авторов (ю.К. Бабанский, и.Ф. Харламов).
- Педагогическая деятельность. Концепция деятельности учителя (а.К. Маркова).
- Стили педагогического руководства.