logo search
Vvedenie_v_ped_deyatelnost_Mizherikov

Введение

Российское образование на современном этапе своего развития вошло в период основательной качественной трансформации, причем одной из приоритетных в этой области явилась задача подготовки педагогических кадров, способных эффективно, творчески и с энтузиазмом рабо­тать в совершенно новых, динамичных условиях современ­ной российской педагогической действительности. Карди­нальные изменения социально-экономического уклада жизни россиян привели к смене методологических при­оритетов в образовании, возникновению и распростране­нию новой, постиндустриальной философии и новых об­разовательных парадигм и ценностей, вызвали мощную волну инноваций, охватившую образовательные системы всех без исключения уровней.

Повышение требований к профессиональному образова­нию, в том числе к педагогическому, требует качественного обновления подходов в подготовке педагога, способного на высоком профессиональном уровне самостоятельно, творчески и ответственно решать проблемы воспитания, обучения и развития подрастающих поколений.

Нормативной базой подготовки современного россий­ского педагога является Государственный стандарт выс­шего педагогического образования, предусматривающий новую структуру блока психолого-педагогических дисцип­лин, в который входит и данный курс.

«Введение в педагогическую деятельность» выступает в качестве ориентирующего модуля этого блока и предназна­чено для изучения на первых курсах педагогических вузов (программа курса приводится в Приложении 1).

Выход предлагаемого учебного пособия обусловлено рядом причин, среди которых:

♦ сохраняющийся дефицит подобной учебной литерату­ры, испытываемый как студентами, так и преподавате­лями педагогических учебных заведений;

♦ необходимость по-новому осветить некоторые разделы, ввести новые материалы (связанные, например, с пе­дагогическими ошибками как специфическим струк­турным компонентом педагогической деятельности), что потребовало значительной структурной перестройки и существенной переработки практически всего содер­жания курса.

За последние два года, прошедшие с момента издания предыдущего пособия, мало что изменилось в плане удов­летворения потребности студентов и преподавателей пед­вузов в пособиях этой тематики. На данный момент в поле зрения авторов попало лишь семь соответствующих ис­точников.

1. Батурина Г.И., Кузина Т.Ф. Введение в педагогичес­кую профессию. Учебное пособие для студентов сред­них педагогических учебных заведений. М., 1998.

2. Введение в педагогическую деятельность. Учебное по­собие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.С. Роботовой. М., 2002.

3. Введение в педагогическую профессию. Курс лекций. — Научные редакторы Н.К. Сергеев и Е.И. Сахарчук. — Вол­гоград, 1998.

4. Введение в специальность. Учебное пособие для студен­тов педагогических институтов. Л. И. Рувинский, В.А. Кан-Калик, Д.М. Гришин и др. — М., 1988.

5. Грохольская О.Г., Анисимов В.В. Ввеение в педагоги­ческую деятельность. Методическое пособие. М., 2001.

6. Сластенин В.А. и др. Педагогика. Учебное пособие для сту­дентов педагогических учебных заведений. - М., 1997. — Гл.2.

7. Маткин В.В. Введение в педагогическую профессию. Учебно-методическое пособие для студентов педагоги­ческих университетов. — Челябинск, 1988. — С. 64—65.

Хотя ни один из этих источников не удовлетворяет в полной мере целям и задачам читаемого курса, отвечаю­щего требованиям государственного стандарта и реалиям современной педагогической действительности, эти по­собия оказали определенное влияние на формирование структуры и содержания настоящей книги.

Для удобства организации учебно-познавательной дея­тельности студентов в рамках освоения данного курса и их самообразовательной работы были внесены изменения в методическое сопровождение содержания, а именно: пе­реформулированы вопросы и задания для самоконтроля, составлен глоссарий, включающий в себя базовые поня­тия курса, выделенные курсивом в соответствующих гла­вах, расширен список приложений, доработаны список литературных источников и содержание наглядного таб­личного и схематического материала. С учетом стартовых возможностей студентов-первокурсников авторы внесли определенные стилистические изменения, направленные на облегчение работы будущих педагогов над содержани­ем пособия за счет преодоления наукообразности при со­блюдении принципа научности.

Авторы рассчитывают продолжить работу над совер­шенствованием данного учебного пособия и с благодар­ностью примут замечания и предложения заинтересован­ных и внимательных читателей.

Для адресного направления замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию структуры и содер­жания данного пособия сообщаем, что авторство матери­алов распределилось следующим образом.

В.А.Мижериков, Т.А.Юзефавичус: Вместо предисловия. Обращение к студентам-первокурсникам; 1.3; 1.4; Вопро­сы и задания для самоконтроля ко всем главам, литерату­ра для самостоятельного изучения ко всем главам, прило­жения, глоссарий.

В.А.Мижериков: Введение; 2.1 — 2.5; главы 3, 4; Заклю­чение,

Т.А.Юзефавичус: 1.1; 1.2; 2.6.