Тематическое планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
1 ч в неделю (34 часа)
4 класс (17 часов). 5 класс (17 часов)
Уроки | Учебные модули | |||||
Основы право-славной культуры | Основы исламской культуры | Основы буддийской культуры | Основы иудейской культуры | Основы мировых религиоз-ных культур | Основы светской этики | |
| 4 класс, четвертая четверть (17 часов) | |||||
Урок 1 | Россия – наша Родина | |||||
Урок 2 | Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия | Введение в исламскую духовную традицию. Культура и религия
| Ведение в буддийскую духовную традицию. Культура и религия
| Введение в иудейскую духовную традицию. Культура и религия
| Культура и религия
| Что такое светская этика?
|
Урок 3 | Священное Писание
| Пророк Мухаммад – образец человека и учитель нравственности. Жизнеописание | Будда и его Учение
| Тора – главная книга иудаизма. Сущность Торы. «Золотое правило Гилеля» | Культура и религия
| Мораль и культура |
Урок 4 | Священное Писание и Священное Предание
| Пророк Мухаммад – проповедническая миссия
| Будда и его Учение
| Письменная и Устная Тора. Классические тексты иудаизма | Возникновение религий. Древнейшие верования | Особенности морали
|
Урок 5 | Во что верят православные христиане
| Прекрасные качества Пророка Мухаммада | Буддийский священный канон
| Патриархи еврейского народа
| Возникновение религий. Религии мира и их основатели
| Добро и зло
|
Урок 6 | Что говорит о Боге и мире православная культура
| Священный Коран и Сунна как источники нравственности | Буддийский священный канон
| Евреи в Египте: от Йосефа до Моше
| Священные книги религий мира: Веды, Авеста, Трипитака | Добро и зло |
Урок 7 | Что говорит о человеке православная культура | Общие принципы ислама и исламской этики | Буддийская картина мира
| Исход из Египта | Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран
| Добродетели и пороки
|
Урок 8 | Христианское учение о спасении
| Столпы ислама и исламской этики | Буддийская картина мира
| Получение Торы на горе Синай | Хранители предания в религиях мира
| Добродетели и пороки
|
Урок 9 | Добро и зло в православной традиции
| Исполнение мусульманами своих обязанностей | Добро и зло
| Пророки и праведники в иудейской культуре
| Человек в религиозных традициях мира | Свобода и моральный выбор человека |
Урок 10 | Христианская этика. Заповеди блаженства | Обязанности мусульман
| Ненасилие и доброта
| Пророки и праведники в иудейской культуре
| Священные сооружения | Свобода и ответственность |
Урок 11 | Христианская этика. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему
| Обязанности мусульман
| Любовь к человеку и ценность жизни
| Храм в жизни иудеев | Священные сооружения
| Моральный долг |
Урок 12 | Христианская этика. Добродетели и страсти. Отношение к труду | Обязанности мусульман
| Милосердие и сострадание | Назначение синагоги и ее устройство | Искусство в религиозной культуре
| Справедливость
|
Урок 13 | Христианская этика. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание
| Обязанности мусульман
| Отношение к природе
| Суббота (Шабат) в иудейской традиции. Субботний ритуал | Искусство в религиозной культуре
| Альтруизм и эгоизм |
Урок 14 | Спаситель. Жертвенная любовь | Для чего построена и как устроена мечеть
| Буддийские святые. Будды | Молитвы и благословения в иудаизме | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад | Дружба
|
Урок 15 | Спаситель. Победа над смертью
| Мусульманское летоисчисление и календарь
| Семья в буддийской культуре и ее ценности | Добро и зло | Добро и зло. Возникновение зла в мире. Понятие греха, раскаяния и воздаяния. Рай и ад
| Что значит быть моральным?
|
Урок 16 | Творческие работы учащихся | |||||
Урок 17 | Подведение итогов | |||||
| 5 класс, первая четверть (17 часов) | |||||
Урок 1 | Православие в России | Ислам в России | Буддизм в России | Иудаизм в России | Религии России | Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества |
Урок 2 | Православный храм | Семья в исламе
| Основы буддийского Учения и этики
| Основные принципы иудаизма | Религии России | Нравственный поступок |
Урок 3 | Православный храм и другие святыни
| Нравственные основы семьи в исламе | Человек в буддийской картине мира | Основные принципы иудаизма | Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Золотое правило нравственности |
Урок 4 | Православные Таинства. Символический язык православной культуры
| Нравственные ценности ислама: сотворение добра, отношение к старшим | Человек в буддийской картине мира | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь
| Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира | Стыд, вина и извинение |
Урок 5 | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
| Нравственные ценности ислама: дружба, гостеприимство
| Буддийские символы
| Традиции иудаизма в повседневной жизни евреев | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды
| Честь и достоинство |
Урок 6 | Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство)
| Нравственные ценности ислама: любовь к отечеству, миролюбие
| Буддийский храм | Совершеннолетие в иудаизме. Ответственное принятие заповедей | Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды | Совесть |
Урок 7 | Православный календарь, его символическое значение
| Забота о здоровье в культуре ислама
| Буддийские святыни | Еврейский дом – еврейский мир: знакомство с историей и традицией | Религиозные ритуалы в искусстве | Богатырь и рыцарь как нравственные идеалы |
Урок 8 | Православный календарь. Почитание святых
| Ценность образования и польза учения в исламе
| Буддийский календарь | Знакомство с еврейским календарем: его устройство и особенности | Календари религий мира. Праздники в религиях мира | Джентльмен и леди |
Урок 9 | Православный календарь. Почитание святых | Ценность образования и польза учения в исламе | Праздники в буддийской культуре | Еврейские праздники: их история и традиции | Праздники в религиях мира | Образцы нравственности в культуре Отечества |
Урок 10 | Православный календарь. Почитание святых
| Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения
| Искусство в буддийской культуре | Еврейские праздники: их история и традиции | Семья, семейные ценности | Этикет |
Урок 11 | Православный календарь. Праздники | Праздники исламских народов России: их происхождение и особенности проведения | Священные буддийские сооружения
| Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа | Долг, свобода, ответственность, учение и труд | Праздники |
Урок 12 | Христианская семья и ее ценности
| Искусство ислама
| Буддийские ритуалы | Ценности семейной жизни в иудейской традиции | Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий
| Жизнь человека – высшая нравственная ценность
|
Урок 13 | Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России | |||||
Урок 14 | Подготовка творческих проектов | |||||
Урок 15 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Как я понимаю православие», «Как я понимаю ислам», «Как я понимаю буддизм», «Как я понимаю иудаизм», «Что такое этика?», «Значение религии в жизни человека и общества», «Памятники религиозной культуры (в моем городе, селе)» и т.д. | |||||
Урок 16 | Выступление обучающихся со своими творческими работами: «Мое отношение к миру», «Мое отношение к людям», «Мое отношение к России», «С чего начинается Родина», «Герои России», «Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества (труд, ратный подвиг, творчество и т.п.)», «Мой дедушка – защитник Родины», «Мой друг» и т.д. | |||||
Урок 17 | Презентация творческих проектов на тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.) |
- Учебная программа курса «основы религиозных культур и светскойэтики» Текстовый оригинал
- Общая характеристика учебного курса
- Место учебного курса в учебном плане
- Ценностные ориентиры содержания учебного курса
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса
- Основное содержание курса «основы религиозных культур и светской этики»
- Учебный модуль «Основы православной культуры»
- Учебный модуль «Основы исламской культуры»
- Учебный модуль «Основы буддийской культуры»
- Учебный модуль «Основы иудейской культуры»
- Учебный модуль «Основы мировых религиозных культур»
- Учебный модуль «Основы светской этики»
- Тематическое планирование курса «основы религиозных культур и светской этики»
- Материально-техническое обеспечение курса