3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
Если средневековая культура не была однородна (4 подтипа), то в культуре Возрождения, напротив, наблюдается цельность и как бы синтез ее средств и форм.
Культура Возрождения – городская по своей сути, динамичная, развивающаяся (в то время как пласт крестьянской культуры – фольклора – в силу своей изначальной консервативности не испытал ренессанских влияний, сохранив первозданность).
Новая культура не отменяла старую, но вызревала в её лоне. Поэтому ренессанская культура вбирает в себя:
1) формы бюргерской культуры позднего средневекового города;
2) придворную (замковую) культуру.
Это, своего рода, два крыла культуры Возрождения – демократическое и аристократическое, причём демократическая струя более связана со странами Северной Европы (Германия, Англия, Скандинавские страны), а аристократизм – с романскими странами (Италия, Франция, Испания). Следует заметить, что религиозная (христианская) культура, хотя и оказала влияние на ренессансную, но осталась преимущественно самостоятельной и сформировалась окончательно параллельно складывающейся культуре Ренессанса.
Представления об однородности культуры Возрождения заключают в себе и ряд противоречий, порождающих споры о природе этой культуры.
Существует несколько точек зрения:
1. Возрождение во всём противостоит Средневековью и является величайшим революционным переворотом, отрицающим Средневековье.
2. Возрождение есть продолжение Средневековья, так как:
– идеалистические (религиозные) направления в культуре Средневековья получили окончательное оформление в культуре Возрождения;
– ренессанский натурализм (читай – реализм) восходит к городской культуре позднего Средневековья.
3. В 50-е гг. советский академик Конрад высказал мысль об универсальности Возрождения для всего мира, исходя из общих для всех стран закономерностей развития культуры.
Как всё же следует понимать Возрождение? Как возрождение Античности? Конечно, новое (гуманистическое) мировоззрение опиралось на античный идеал человека, не знавший трагического разделения духа и плоти. Но суть ренессанской культуры новая и не означает буквального возврата к Античности. Читая сочинения античных философов и поэтов (рискуя тем самым оказаться в поле зрения Священной Инквизиции и прослыть врагом церкви) и созерцая извлеченную из земли воплощенную в камне и бронзе античными же местерами искомую гармонию духа и тела (основанную на соотношении МАКРО- и микрокосмоса – Мироздания и человека) образованные горожане (будущая городская интеллигенция – свободные художники, поэты, музыканты, выпускники университетов … владеющие латынью и греческим, философией и риторикой) начинали заново переосмысливать кажущиеся незыблемыми ценности. Так переживания обездушенности падшего мира сменяется ликованием по поводу того, что мир, сотворенный Богом (в каждом акте творения, в каждом явлении природы – Бог), одухотворен и прекрасен, а человек, созданный по образу и подобию божию, Творец и свободная личность. Отсюда и ренессанский пантеизм – одухотворение и обожествление природы; и титанизм, доводящий творческую свободу художника в его желании «улучшить» творение божие до богоборчества; и гуманизм, объявляющий человека венцом миротворения, а высшим жизненным смыслом – осуществление дарованной ему индивидуальности, доходящее, порой (что особенно проявилось во всей последующей буржуазной культуре) до индивидуалистического произвола.
Западные историки культуры, культурологи, прежде всего, понимают возрождение в узком значении слова – в искусстве (например, то колоссальное воздействие на художественное сознание эпохи, которое оказало открытие античной скульптуры, заключающей в себе, в противовес средневековой аскезе, совершенную красоту человеческого тела – природного начала в гармонии с духом).
Советские культурологи (марксисты) делали упор на экономическое развитие и определяли Возрождение как первый шаг в буржуазную культуру.
Эти (1 и 2) подходы имеют основания, но объясняют не всё. Не укладывается, например, в признаки капитализма (по Марксу) опережающее возникновение надстройки (культура, искусство) по отношению к базису (имеется в виду феномен, когда развитие культуры /духовной, художественной/ резко опережает экономическое развитие). В связи с этим возможна и 4-я точка зрения (современная): эпоха Возрождения – переходный период от средневекового (феодального) общества к капиталистическому.
Переходность – ключ к пониманию феномена Возрождения, а шире – ко всей человеческой истории, когда один тип культуры начинает (постепенно, исподволь) вытесняться другим. В целом, переход от феодализма к капитализму в некоторых своих качественных проявлениях универсален, хотя формы этого перехода бесконечно разнообразны.
В контексте сказанного, европейский Ренессанс – есть переход от бурной «юности» Средневековья к буржуазной зрелости европейской цивилизации Нового времени. И в этом смысле доминантной в культуре Нового времени (17–19 вв.) может быть названа созидательная деятельность1.
В России, например, конца XVII века происходили процессы напоминающие европейское Возрождение. Но это – сходство не целого, а части.
Русь допетровская – средневековая, по преимуществу; в петровской – много черт Возрождения, но не возрождения древности (хотя, несомненно, наблюдается интерес к Античности), а развития в опоре на достижения современной науки и культуры в целом. Известно так же, что в петровские времена наметилась явная тенденция к Просвещению. Но так же известно, что идеалы просвещения и последующие сентиментализм, романтизм (то, что было в Европе после Ренессанса) приобретали в России XVIII в. ренессанскую цельность и гармоничность. Иными словами, можно говорить, с большим или меньшим успехом, о некоторых ренессанснободобных тенденциях в иных культурах, но не об абсолютной универсальности Возрождения для человечества, тем более, для Востока и Азии.
Чем же была обусловлена однородность ренессансной культуры? В немалой степени снятием противоречий в культурах, определяемых сознанием религиозным и сознанием бюргерских низов.
Ренессансная культура в целом не есть ни религиозная, ни атеистическая. Пантеизм Возрождения не знает противопоставления идеального и материального: Мадонны Леонардо, к примеру, или Рафаэля заключали в себе реальные черты земного и могли писаться с живых женщин, тогда как античные богини и средневековая Богоматерь всегда есть символы идеального в женщине; т.е. происходило преодоление религиозности при сохранении веры в божественное начало.
В последствие, с возникновением протестантизма, религия ещё более гуманизировалась.
В культуре Ренессанса искусство (особенно его пластически-живописные формы), значение которого было велико и в средневековье, оказывалось в центре культуры, занимая положение исключительное. Чем это вызвано?
По канонам религиозного (средневекового) сознания Бога нельзя было узреть иначе, как за чертой смерти, но божественное могло проявляться в музыке сфер, религиозных песнопениях, молитве. Это предопределяло развитие «слуховых» искусств: музыки, литературы (духовной и светской) и т.п. В ренессансной культуре, с её обожествлением природы, центр тяжести переносился на искусства «зрительные» – живопись, скульптура... Великий Леонардо отмечал, что живопись обращена к зрению и природе. В этом заключается одна из причин расцвета «зрительных» искусств и сравнительной невыразительности музыки и литературы (не случайно самым значительным в литературе Возрождения оказывалась драматургия – искусство ориентированное на пластическое сценичное воплощение, а значит – зрелище).
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47