7. Психологические особенности педагогического коллектива
А.С. Макаренко писал: «... я не представлял и не представляю, можно ли воспитать... детский коллектив, если не будет коллектива педагогов».
Педагогический коллектив имеет определенную организационную структуру.
Структура определяет отношения взаимной зависимости, взаимного контроля членов коллектива. В рамках этой структуры работает педагогический совет, методические объединения учителей-предметников и классных руководителей, администрация школы. В педагогическом коллективе существует определенное разделение труда и кооперация в процессе его. Разделение и кооперация труда требует от учителя владения навыками сотрудничества, в первую очередь умения совместно добывать необходимую информацию, обсуждать проблемы, выслушать, понять точку зрения коллеги, принять ее, дополнить или аргументированно отклонить. Эти, и многие другие умения и навыки делового сотрудничества приобретает учитель в педагогическом коллективе.
Взаимоотношения учителей в педагогическом коллективе определяются и опосредуются целями и содержанием их деятельности. Отношения, которые складываются между учителями можно условно назвать официальными и неофициальными. Первая - общая система межличностных нравственно-психологических отношений, охватывающая весь педагогический коллектив. Вторая - сеть избирательных отношений, основанная на взаимных симпатиях между отдельными учителями. Успешность деятельности педагогического коллектива оценивается пятью критериями: обученность школьников, их воспитанность, способность педагогического коллектива оперативно решать возникающие задачи, профессиональная квалификация и личностное самосовершенствование педагогов.
Эффективность деятельности педагогического коллектива зависит от морально-психологического климата в нем. От него зависит самочувствие учителя в школе, его стремление к полной самоотдаче в педагогической деятельности. Климат коллектива в немалой степени определяет и меру творчества каждого учителя. Климат педагогического коллектива зависит от ряда обстоятельств: стиля руководства администрации школы, условий труда, социально-психологической совместимости учителей - членов коллектива; социально-психологических установок, реализуемых учителем, администрацией школы. Благоприятный климат предполагает наличие в коллективе радости труда, оптимизма, радости общения, доверия, чувства локтя, чувства защищенности, бодрости. Педагогический коллектив, который объединен не только общей целью, но и узами дружбы, взаимного уважения и симпатий, становится могущественным воспитателем детского коллектива.
Лекция 3. Психологическая служба в школе и ее роль в оптимизации
учебно-воспитательного процесса в школе
План
1. Основы деятельности психологической службы в школе
2. Логика и организация психологического изучения личности школьника и
коллектива школьного класса
3. Программа изучения личности школьника
4. Программа изучения коллектива школьного класса
5. Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
6. Психологические основы анализа урока
1. Основы деятельности психологической службы в школе
Для эффективного осуществления учебно-воспитательного процесса в современной школе требуется не только знать теоретические основы формирования личности, развития коллектива, закономерности функционирования познавательных процессов, но и выявить условия и специфику этих процессов применительно к условиям конкретного учебного заведения, применительно к конкретному классному коллективу и к личности конкретного ребенка. Помочь решить эти задачи должна школьная психологическая служба.
Психологическая служба в школе представляет собой систему практического использования психологии для решения комплексных задач экспертизы, консультации и диагностики. Педагоги, администрация школы, должны иметь точное представление о потенциальных возможностях, о психологических ресурсах учебно-воспитательного процесса и уметь практически реализовать фундаментальные знания, рабочие понятия и методы психологической науки для практического педагогического воздействия на личность и коллектив.
Главными направлениями работы психологической службы в школе являются:
-
изучение личностных особенностей учащихся и осуществление личностного подхода к ребенку;
-
оказание помощи классному руководителю в формировании классного коллектива;
-
оказание психологической помощи семье в деле воспитания и обучения детей;
-
осуществление работы по профессиональной ориентации;
-
организация мероприятий по коррекции отклоняющегося поведения;
-
диагностика, профилактика и коррекция отклонений в психическом развитии.
Психологическая служба выполняет в школе три основные функции:
-
психодиагностика (получение психологической информации);
-
психокоррекция (внедрение психологической информации) ;
-
психологическое просвещение.
Все, имеющие отношение к воспитанию и обучению, должны постоянно помнить, что ребенок не есть пассивный объект манипулирования, а активный, наделенный творческим потенциалом, субъект учебно-воспитательного процесса. Все это предполагает учет индивидуальности учащихся, его отличий от других людей. Вместе с тем, надо отдавать себе отчет в том, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект личностного подхода, базирующегося на изучении условий включения детей в систему отношений с взрослыми и сверстниками, учителями. Необходимо знать статус ребенка в школьном классе, чем определяется и как изменяется его положение в системе межличностных отношений, какие изменения претерпевает в этой связи личность школьника.
- Лекции по педагогической психологии
- 1.Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика
- 1. Предмет и задачи педагогической психологии. Психология и педагогика
- 2.История развития педагогической психологии в России и за рубежом
- 3. Структура педагогической психологии. Связь педагогической психологии с другими науками
- 4. Основные проблемы педагогической психологии и их краткая характеристика
- 5.Общая характеристика методов педагогической психологии
- 2. Структура педагогической деятельности
- 3. Функции учителя в организации учебно-воспитательного процесса
- 4. Психологические требования к личности учителя
- 5. Проблемы педагогического общения
- 6. Понятие об индивидуальном стиле педагогической деятельности
- 7. Психологические особенности педагогического коллектива
- 2. Логика и организация психологического изучения личности школьника и коллектива школьного класса
- 3. Программа изучения личности школьника
- 4. Программа изучения коллектива школьного класса
- 5.Психокоррекционная и просветительская деятельность психологической службы
- 6. Психологические основы анализа урока
- 2. Средства и методы воспитания
- 3. Основные социальные институты воспитания
- 4. Психологические теории воспитания. Проблема устойчивости личности
- 2.Социально-психологические аспекты воспитания
- 3.Проблема управления воспитанием личности
- 4. Показатели и критерии воспитанности школьников