logo search
Вопросы и ответы к госэкзамену

Оглавление

Педагогика 4

1.Сущность, задачи и содержание антиалкогольного и антинаркотического вспитания учащихся. 4

2.Мораль, нравственность, духовность в православной педагогике (Соловьёв, Флоренский, Бердяев (на выбор)). 7

3.Методы стимулирования деятельности и поведения учащихся: поощрение, наказание, соревнование. 8

4.Самоуправление учащихся в школе в аспекте её демократизации. 10

5.Теория свободного воспитания в России на рубеже XlX – XXв (Толстой). 10

6.Детские и молодёжные движения в России. 11

7.Задачи педагогики как науки. 13

8.Основные категории педагогики: образование, обучение, воспитание. 14

9.Исторический и общественный характер воспитания. 16

10.Экологическое воспитание учащихся, его содержание, задачи, методы и формы. 16

11.Понятие о содержании образования, факторы и критерии их отбора. 17

12.Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся. 18

13.Педагогические условия применения индивидуальных эталонов оценки. Воспитательная роль оценки. 19

14.Предмет педагогики, её отрасли. Роль педагогических дисциплин в ряду общественных наук. Связь педагогики с философией, психологией, социологией. 20

15.Сущность и содержание процесса воспитания. Понятия: воспитание, самовоспитание, перевоспитание. Реализм цели воспитания. 20

16.Цели, задачи и содержание нравственного воспитания. Связь с трудовым, эстетическим и правовым воспитанием. Перечень нравственных качеств личности в трудах Сухомлинского. 21

17.Общение как основа педагогической деятельности. Стили педагогического общения. 22

18.Коллектив как средство воздействия на личность. Основоположник теории коллективизма – Макаренко, её популярность за рубежом. 22

19.Закон жизни коллектива, принципы, этапы (стадии) формирования детского коллектива. 23

20.Педагогические способности, их психологическая структура и виды. 24

21.Закономерности и принципы воспитания, их характеристика. 24

22.Общая характеристика методов научно-педагогического исследования, педагогический опыт, как арсенал научных и практических решений. 25

Психология 26

1.Психологические компоненты и условия усвоения знаний. 26

2.Психологические причины неуспеваемости. 27

3.Особенности личности и мышления неуспевающего учащегося. 28

4.Соотношение обучения и развития. 28

5.Принципы развивающего обучения. 29

6.Психологические проблемы профориентационной работы в школе. 31

7.Психологическая сущность проблемного и программного обучения. 32

8.Психологические особенности подростка. 32

9.Мотивы учения. Пути и способы формирования положительной мотивации. 33

10.Психологическая природа табакокурения, алкоголизма и наркомании, их причины и пути профилактики. 33

11.Малые группы, их виды и уровни развития. 34

12.Ведущие виды деятельности и психические новообразования личности в разные периоды возрастного развития. Их учёт в обучении и воспитании. Сензитивные периоды в развитии способностей и последствия их упущения. 35

13.Контроль и оценка знаний учащихся, их роль в обучении и формировании личности. Критерии оценок, значение их соблюдения. 36

14.Возрастные кризисы, их проявления и причины возникновения. 37

15.Трудные подростки. Причины их возникновения и психологические особенности работы с ними. 38

16.Уровень притязаний, самооценка личности, их виды, влияние на формирование личности. 39

17.Понятие о возрасте. Возрастные периодизации, их критерии. 39

18.Психологическая подготовка к супружеской и семейной жизни, как важнейшая задача воспитания. Её основные цели и направление работы. 40

19.Большие социальные группы, их виды и характеристика. 41

20.Стили руководства классом их анализ и оценка. 43

21.Конфликты, их типы и виды. Способы поведения в конфликтных ситуациях и пути выхода из них. 43

22.Биологические и социальные факторы в психическом развитии человека, их учёт при обучении и воспитании. 44

Методика преподавания биологии 45

1.Современная концепция биологического образования и её особенности. 45

Биология – совокупн. наук о жив. природе, огромном многообразии вымерших и ныне насел. Землю живых сущ., их строен. и функциях, происхожд., распростр. и развитии, связях др. с др. и с неживой природой. Со­времен. образованный чел. должен ориентироваться в ок­руж. его живой природе, иметь пред­ставления о растениях, животных, грибах, бактериях, вирусах, и о собст­в. орг. А также о ценности жизни, об истории разв. жив. при­роды, экосистемном характере жизни, о биосфере, роли жив. орг. в природе, знач. био. разнообразия для жизни на Земле и роли чел. в биосфере. 45

Биология устанавливает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех её проявлениях (обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, раздражимость, подвижность и др.). 45

2.Содержание и структура предмета биологии в современной школе. Основные цели и задачи биологического образования. 45

3.Практические методы обучения биологи. Их роль в процессе обучения и воспитания. 47

4.Экологическое воспитание в процессе обучения биологии и его задачи. 47

5.Характеристика словесных методов обучения биологии. 48

6.Классификация биологических понятий в школьном курсе обучения биологии. 50

7.Выбор методов и приёмов в обучении биологии, их сочетание, взаимосвязь и значение. 51

8.Характеристика наглядных методов, их роль в обучении биологии и воспитательном процессе. 52

9.Принцип межпредметных связей и его использование в обучении биологоии. 53

10.Современные виды обучения биологии: развивающее, проблемное, программированное, модульное, мультимедийное. 53

11.Экскурсия как форма обучения биологии, её учебно-воспитательное значение. Виды, тематика и структура экскурсий. Подготовка учителя к проведению экскурсий. 54

12.Структура урока. Современный подход к реализации урока. 55

13.Методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя. Общая характеристика методов самостоятельной работы. Работа с учебником, эксперимент. 56

14.Урок – основная форма обучения биологии, его основные функции. 56

15.Внеклассная работа по биологии. Формы и виды внеклассной работы. Содержание и организация в школе внеклассной работы. 58