logo search
ответы по детской литературе с 1го по 10й

О цели и ценностных возможностях чтения

О творческом чтении. Чтение — процесс индивидуально-творческий. Во-первых, потому что чтение — это довери­тельный диалог писателя и читателя. Во-вторых, потому что творческое чтение — непременно активное духовное сотворче­ство читателя с писателем. Первый как бы повторяет уже прой­денный автором произведения путь, знакомясь, узнавая и по­знавая жизнь, открытую и воспроизведенную в произведении.

Духовная, эстетическая деятельность читателя продолжа­ется и после того, как закрыта последняя страница книги:

возникающие мысли, чувства, слова, суждения, образы про­должают «действовать», вызывать сравнения, ассоциации, влиять на ранее сложившиеся у читателя установки, взгляды, оценки. Интенсивно развивающаяся в детстве, отрочестве личность человека нуждается в проявлении всех своих чело­веческих возможностей. Эстетическое восприятие и оценка художественного произведения, освоение жизни на этой ос­нове — эмоционально активны и, следовательно, дают ши­рокий простор для раскрытия этих индивидуальных возмож­ностей. Духовная природа человека одновременно проявля­ется и обогащается в творческом чтении, т.е. человек «осуществляет» себя. Это происходит только тогда, когда чте­ние становится потребностью, когда оно внутренне необхо­димо, желанно, личностно значимо для читателя. Потреб­ность в чтении как личностно значимой полифонической деятельности выступает одновременно и как критерий спо­собности творческого чтения, и как критерий эффективнос­ти нашей педагогической работы с детьми.

Творческое чтение — основа воспитания высокого худо­жественного вкуса, и одновременно сам процесс творческого чтения как бы берет начало из имеющихся в природе челове­ка задатков вкуса, чувства слова, художественной интуиции.

Здесь мы встречаемся с проявлением диалектики развития и становления личности в процессе чтения и под его влиянием:

чем духовно, интеллектуально богаче человек, тем больше его возможности для чтения-творчества; и одновременно — чем более творческим и систематическим является процесс чте­ния, тем интенсивнее и продуктивнее развитие целостной личности ребенка, подростка, обладающей творческими спо­собностями восприятия и освоения не только произведений искусства, но и реальной жизни. Творческое чтение предпо­лагает определенную систему специальных художественных знаний о литературе, высокий вкус, эмоциональную реактив­ность, заинтересованность в знаниях о себе и мире, окружаю­щем человека, живость познавательных интересов, которые, в свою очередь, находят удовлетворение в процессе творчес­кого чтения. Необходимы и конкретные технические умения, навыки выбора книги, пользования ею. Творческое чтение доставляет человеку наслаждение, радость открытия, что и должно составлять основу освоения курса литературы, адре­сованной детям, и последующей профессиональной работы выпускника педагогического училища, института, универси­тета с детьми как на уроках, так и на внеклассных занятиях. Поэтому мы и предлагаем в этом учебнике краткое изложе­ние понятия «творческое чтение» и основных предпосылок его достижения в процессе чтения произведений литературы.

Ядро творческого чтения — эстетическое восприятие ху­дожественного произведения. Оно всегда эмоционально и содержательно. Эстетическое восприятие — личностно окра­шенное, индивидуально неповторимое отношение к предме­ту восприятия: к его содержанию и форме. Эстетическое вос­приятие — ассоциативно. Оно — непременно оценка, содер­жащая ту или иную степень проявления осознанности. Оно охватывает воспринимаемый предмет, явление целостно, одно­временно выявляет его конкретные сущностные признаки и детали, элементы формы. Эстетическое восприятие — всегда переживание: соучастие, сочувствие, эмоционально заинте­ресованное принятие или отрицание факта, явления, воспро­изведенного в произведении, его оценку автором. При вос­приятии художественного произведения — это принятие или непринятие пафоса произведения, авторской позиции, его критериев добра, зла, ценностных ориентации. Ощущение, понимание авторской позиции, умение чувствовать ее, ви­деть, находить способы проявления в произведении — зна­чимый критерий эстетического восприятия. Оно, как и худо­жественный вкус, — категория мировоззренческая. Воспитание творческого читателя — его художественного вкуса, по­нимания эстетической сущности и ценности произведений литературы имеет несомненное значение для того, чтобы убе­речь детей, подростков от дурного чтива, чтобы повысить их интерес к тому, что составляет подлинное богатство духов­ной культуры народа.

Известно, что при определении содержания и форм орга­низации чтения детей учитывается их личный опыт. В поня­тие «личный опыт» мы включаем не только характерные воз­растные особенности ребенка, подростка, но и его индиви­дуальный жизненный опыт, часто заметно влияющий на восприятие и оценку произведений искусства. При этом важ­но иметь в виду, что индивидуальный опыт читателя во многом предопределяет не только эстетическое восприятие, но и то, что, казалось бы, для всех читателей в равной мере открыто, «лежит на поверхности», т.е. составляет фабулу произведения. Даже на самом поверхностном информативно-констатирую­щем уровне восприятия художественного произведения при его оценке дают о себе знать личный жизненный опыт ребен­ка и уже сложившиеся его нравственные, социальные ориен­тиры. Это проявляется как в трактовке произведения, так и в оценке, в истолковании реальных явлений жизни, если чита­тель рассматривает их по прямой аналогии с фабулой произ­ведения. Познание реальной жизни, человеческих отноше­ний через искусство, под его влиянием осуществляется эмо­ционально острее. Оно способно оставить очень глубокие впечатления, если при чтении, во время анализа прочитанного ребенок свободно по ассоциации оживляет личный опыт, как бы вновь переживает то, что уже вошло в его внутреннее «я».