Тема 2. Формы и методы преподавания психологии
2.1. Классификация методов обучения
2.2. Достоинства проблемного обучения
Для заметок
Тема 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
3.1. Особенности классно-урочной системы обучения
Для заметок
Тема 4. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА КАК ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ
4.1. Требования к объяснению материала
4.2. Опрос как средство обучения
4.3. Психологический анализ урока
Для заметок
Тема 5. СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
5.1. Лекционная форма обучения
5.2. Практические и семинарские занятия в курсе психологии
5.3. Специфика проведения лабораторных занятий по психологии
Для заметок
Тема 6. ПУТИ И СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАНИЯ ПСИХОЛОГИИ
6.1. Психологические различия традиционной и инновационной стратегий организации образования
6.2. Проектирование системы психологических задач в учебных курсах
6.3. Методы и основные средства программированного обучения
6.4. Характеристика методов проблемного обучения
6.5. Методы интерактивного обучения
Для заметок
Тема 7. УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ ОБУЧАЕМЫХ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ
7.1. Дидактические функции самостоятельной работы
7.2. Задачи преподавателя по организации самостоятельной работы
7.3. Структура самостоятельной работы
Для заметок
Тема 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КОНТРОЛЯ И КОРРЕКЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
8.1. Контроль и коррекция учебной деятельности
8.2. Понятия «оценка» и «отметка»
8.3. Показатели сформированности знаний и умений
СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература
Дополнительная литература
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время, как в средней, так и в высшей школе сосуществуют две стратегии управления учебно-воспитательным процессом. Первая следует традиционному, нормативному укладу организации образования, свойственному индустриальной эпохе. Вторая начала складываться вместе с изменением социального запроса к личности, к ее роли в общественном развитии, появившемся в постиндустриальном информатизированном обществе. Именно этот второй тип управления, положивший в основу организации образования ценность личности всех его участников, стал определять инновационную стратегию.
Как показывают исследования, психологически наиболее сложным в переходе от традиционного к инновационному обучению оказывается процесс освоения преподавателями нового типа управления – системного управления целостной ситуацией, предполагающей прежде всего изменение собственной личностной позиции и роли в учебной ситуации. Переход от директивного, административно-командного управления отдельными аспектами учения к организации целостной ситуации во всей полноте ее параметров, в режиме совместной деятельности, а затем и партнерства с участниками не может происходить самопроизвольно. Здесь необходимы усилия, направленные на обучение, воспитание еще на студенческой скамье самих организаторов образования – преподавателей.
Целью обучения психологии является познание человека и способов эффективного с ним взаимодействия. Поэтому основой методики преподавания психологии являются психологические теории учения, учебной деятельности и развивающего обучения, которые раскрывают механизмы формирования творческого мышления обучаемых, эффективности усвоения знаний, а также активные методы обучения, реализующие положения этих теорий в педагогической практике.
Курс «Методика преподавания психологии» рассматривает различные формы проведения занятий как в средних учебных заведениях (классно-урочная система), так и в высшей школе (лекции, семинары, практические и лабораторные занятия). Особое внимание уделяется использованию активных методов обучения, направленных на формирование у студентов теоретического профессионального мышления психологического склада, умения творчески применять психологические знания в практической деятельности. Именно активные методы обучения и есть ответ дидактики на потребность естественных законов усвоения знаний, открытых психологической наукой. Активные методы, а именно: методы программированного обучения, методы проблемного обучения, методы интерактивного обучения – обеспечивают утверждение системы развивающего обучения в вузе.
Методика преподавания психологии – это наука о том, как учить студентов, и о том, как заинтересовать учебой, увлечь ею и научить учиться самостоятельно и творчески. Решение учебных задач, поиск и нахождение ответов на проблемные вопросы, преследующие учебные цели, учат студентов применять теорию психологии к жизненным реалиям.
Следует отметить, что методика преподавания психологии не является сводом жестких и неизменных правил и технологий. Это наука о постоянстве обновления, и не столько самого содержания дисциплинарного знания, сколько обновления психологического содержания – ценностных, мотивационных, коммуникативных и когнитивных оснований взаимодействий и отношений преподавателя с обучаемыми.