logo search
istoriya_pedagogiki

Предмет и задачи истории педагогики как учебного курса. Хронология истории педагогики.

История педагогики является одной из научных дисцип­лин педагогического цикла и одним из учебных предметов в системе профессионально-педагогического образования.

Предмет истории педагогики как отрасли педагогичес­кого знания составляет развитие теории и практики воспи­тания, образования и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее историчес­кого развития.

История педагогики давно включена в содержание педа­гогического образования. К XIX столетию она постепенно стала самостоятельной отраслью педагогического знания. Многие деятели педагогики восприняли известное положе­ние философа Гегеля о том, что без знания прошлого нель­зя понять настоящее и разглядеть будущее. «Только изучая многовековую педагогическую жизнь народов, — писал в начале XX в. русский историк педагогики М. И. Демков, — мы можем вполне понять и оценить значение и роль совре­менной теории воспитания, дидактики и методики, и те цен­ные приобретения, какие они сделали в течение веков».

Во второй половине XIX — начале XX в. был создан ряд капитальных историко-педагогических трудов, авторы ко­торых от комментированного изложения фактов перешли к попыткам выявления причин, вызывавших изменения в об­ласти практики воспитания. Работы такого рода появились и за рубежом, и в России.

Весьма важен вопрос о структуре истории педагогики как учебного предмета, поскольку характер и логика его изложения могут способствовать или, напротив, ослож­нять усвоение содержания этого курса будущими учите­лями.

Предлагаемая структура курса определяется стремлени­ем представить историю педагогики в едином потоке все­мирной истории человечества. С таким целостным подхо­дом к структуре курса связано синхронное, т. е. одновре­менное, рассмотрение развития воспитания в разных странах и регионах в каждый хронологический период, выделеный согласно общепринятой в исторической науке периодиза­ции: история первобытного общества, древний мир и анти­чность, средневековье, новое и новейшее время. В соответ­ствии с этим курс истории педагогики делится на следую­щие разделы:

воспитание в первобытном обществе;

школа и воспитание в древнем мире и античную эпоху;

воспитание и шкала в эпоху Средневековья и Возрожде­ния;

школа и педагогика в новое время; школа и педагогика в новейшее время.