logo search
Отопкова №65 - 72

65. Формирования приемов умственной деятельности учащихся. Методика выбора методов обучения биологии.

А) Основные операции мышления: анализ – мысленное или фактическое разделение целого на части; синтез – мысленное или фактическое объединение составных частей изучаемого объекта в единое целое. Абстрагирование - мысленное выделение существенных свойств и отсечение несущественных в данный момент. Сравнение – это мыслительная операция, в процессе которой устанавливают признаки сходства и различия между предметами и явлениями. Алгоритм сравнения: 1) решить, что будут сравнивать и зачем; 2) разделить объект на части; 3) выделить признаки сходства-различия; 4) сделать вывод. Сравнение проводится для того, чтобы установить сходство и различие. Это важно при сравнении малосхожих и похожих объектов. Классификация распределение объектов по группам согласно сходству или различию между ними. При этом важен выбор основания, т. е. того признака, который лежит в основе классификации. Обобщение – это мыслительная операция, связанная с переходом от единичного особенному, а затем ко всеобщему. При этом выделяются наиболее общие существенные признаки и свойства, устанавливаются связи и отношения между ними. На основании обобщения формируются выводы, теории и законы. Систематизация – это приведение объектов в систему, расположенных в определенном порядке установления между объектами определенной последовательности. Смысловое соотнесение – нахождение связей между понятиями. Понятия могут иметь связи, основанные на разных типах отношений. Это могут быть родо-видовые отношения. Отношения части и целого. Отношение причина и следствие, последовательность, противоположность, рядоположения. Конкретизация – это мыслительный процесс, при котором единичное соотносится с общим. Она основывается на том, что должны уметь приводить примеры, факты.

Б) Требования к выбору методов преподавания биологии

Выбор методов обучения биологии определяется:

- объемом и особенно содержанием учебного материала;

- возрастом (возрастной психологией) учащихся;

- подготовленностью, общим развитием и эрудицией учащихся;

- микроклиматом в классе и в школе;

- различием и характером оборудования и средств наглядности;

- количеством учащихся в классе и их однородностью;

- конкретной целью и задачами, поставленными перед уроком.

В процессе изучения материала второй и третьей лекций учащиеся должны освоить знания: понятие о методе и его значении в учебном процессе; функции и структура метода; принципы классификации, основные классификации., разработанные отечественными учеными-методистами; пути реализации методов и методических приемов при разных формах организации и проведения учебно-воспитательного процесса; пути реализации методов и методических приемов в зависимости от логического подхода в процессе изучения нового учебного материала.

Наряду с получением и закреплением указанных знаний, в процессе проработки этих лекций необходимо сформировать комплекс наиболее дидактически ценных умений; комбинировать и рационально сочетать объем и характер изучаемого материала с методикой его преподнесения учителем и эффективностью его усвоения учащимися; вычленять доминирующие и вспомогательные функции в зависимости от типа урока, его целей и задач; четко и оперативно ориентироваться в основных принципах классификации методов и методических приемов и находить рациональные пути их реализации с учетом конкретных целей и задач урока.

Для более прочного и осознанного усвоения знаний и умений целесообразно особое внимание обратить на следующие вопросы:

Что такое метод и его дидактическая значимость в учебно-воспитательном процессе?

Каковы функции и структура метода?

Каковы принципы классификации и пути реализации методов?