4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
Попытка Владимира законодательно, на государственном уровне утвердить единый пантеон языческих богов во главе с Перуном не решала главной задачи – объединение племен вокруг сильного центра. Нужна была новая идеология поверх феодальной, а где-то и родо-племенной, раздробленности. Таковой становится христианство с его монотеизмом, ценностной иерархией, идеей личной ответственности за содеянное и посмертного воздаяния.
Легенда о выборе веры князем
Согласно легенде Владимир пригласил представителей разных земель, чтобы выслушать доводы каждого: мусульманство понравилось князю и строгостью законов и разрешением многоженства, но, услышав о запрете вина, ответствовал: «веселие на Руси есть пити». Ислам был отвергнут.
У иудеев Владимира привлекала многомудрость и верность традиции. На вопрос же: «Где же земля ваша?» иудеи отвечали: «Бог рассеял нас за грехи наши». «Как же вы можете предлагать свою веру, если не смогли сохранить свою землю?» – таков был ответ князя.
Латинянам (католикам) ответ был таков: «Отцы наши с вами воевали и нам завещали».
Более всего понравился князю киевскому рассказ греков-христиан. В Византию отрядили посольство. Вернувшись послы рассказали Владимиру, что в православном храме «такая красота, что не знали, где оказались: то ли на земле, то ли на небесах». Выбор был предрешен.
Наиболее убедительной выглядит версия о политическом выборе князя. Русь нуждалась в сильном союзнике: на юге в причерноморских степях – извечные соперники: половцы, печенеги и хазары; на западных европейских границах: воинственные и агрессивные «псы тевтонские рыцари». Могучая Византийская империя, чья культура – прямая наследница греко-римской Античности, была наиболее предпочтительным союзником. Союз Киева и Константинополя – в обмен на крещение. Принятие в 988 г. христианства давало Руси неоспоримые преимущества:
1. Русь на равных входила в семью цивилизованных европейских народов.
2. Условием принятия византийской веры было требование Владимира о его женитьбе на сестре византийских базилевсов (императоров) Софье Палеолог. Породнение с династией византийских (римских) императоров поднимало статус русского князя вровень со всеми европейскими монархами (родоначальник первой династии русских правителей – Рюрик – в свое время так же обеспечил вхождение восточно-славянского государства в семью европейских народов).
Таким образом, выбор православного (греческого) христианства в качестве новой государственной религии был, в первую очередь, политическим выбором князя. Известно, что поголовная (под страхом княжеского гнева) христианизация Руси встречала сильное сопротивление населения. Языческие верования, укорененные в повседневном быту, хозяйственной деятельности и неизжитые, оказали огромное влияние на развитие всей последующей культуры. Вплоть до XIII в. в культуре Руси существовало явление, получившее название двоеверие.
Греческое православие так и не смогло вытеснить (как католицизм в Европе) языческие древнеславянские культы. Целый ряд архаических верований и обрядов были ассимилированы православием и продолжили свое существование уже в практике русской церкви. До сих пор, например, сохранились представления о русалках, леших, домовых, водяных; до сих пор празднуются Масленица, Купальные дни, Колядки; древнеславянские боги отождествлялись с православными святыми:
Перун – с Ильей Пророком;
Велес – с Власием;
Лада–матушка – с Богородицей матушкой;
Земля–матушка – с Параскевой–пятницей и т.д.
В контексте сказанного, русское православие есть совмещение, взаимопроникновение, синтез византийского христианства и русской языческой (мифологической) традиции.
Образование
Археологические изыскания свидетельствуют о том, что еще до появления славянского (церковно-славянского) письма на Руси существовала письменность. Так в сказаниях черноризца Храбра «О письменах» (конец IX – начало Х в.) сообщается, что «прежде убо словене не имеху книг, но чертами и резами чьтаху и гадаху». Возникновение этого примитивного пиктографического письма («черты и резы») исследователи относят к первой половине первого тысячелетия.
При вскрытии культурного слоя на территории Новгорода были обнаружены многочисленные (на сегодняшний день – около тысячи) берестяные грамоты – переписка вотчинных крестьян–смердов с боярами, личная переписка горожан, ученические тексты, долговые расписки. Эта уникальная находка свидетельствует о том, что еще в Х в (до распространения кириллицы) в Древней Руси грамотой владели не только бояре и волхвы, но и простые крестьяне. И в этом Русь того времени значительно опередила европейские страны.
В начале Х в. для успешной христианизации славянских народов солунскими (греческий г. Солоники) братьями–монахами Кириллом и Мефодием – на основе греческой азбуки, с учетом особенностей славянских языков создается кириллическая азбука, послужившая основой для старо-славянского книжного языка. Старо- или церковно-славянский язык – язык богослужебных книг, богословской литературы и литургической церковной службы.
Вместе с тем, на местной восточно-славянской основе (не без влияния церковно-славянского) формируется древнерусский язык – язык деловой письменности и светской, исторической и повествовательной, литературы («Русская Правда», летописи, «Слово о полку Игореве», «Поучения» Владимира Мономаха и другие памятники).
Таким образом, еще в домонгольский период на Руси формируются, по меньшей мере, два центра образования:
1) при монастырях, где постепенно складывались уникальные библиотеки, содержащие как переводную (тексты Священного Писания, богословские труды византийский авторов и др.), так и оригинальную Святоотеческую литературу («Остромирово Евангелие», «Изборники» кн. Святослава, «Слово о законе и благодати» митрополита Илариона и т.д.). При Киево-Печерском монастыре в доордынский период открывается школа высшего типа, в которой, наряду с богословием, изучали философию, риторику, грамматику, исторические сочинения, высказывания античных авторов, географические и естественнонаучные труды.
2) при княжеском дворе. Так Владимир после крещения Руси приказывал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей» (т.е. бояр), а Ярославом Мудрым в Новгороде для детей старост и духовных лиц была открыта школа, где на родном языке велось обучение чтению, письму, счету и основам христианского вероучения.
- КультуРология
- Оглавление
- Часть II. Духовные ценности как основа и ядро культуры 56
- Часть I. История мировой культуры Глава1. Становление культуры человечества
- 1.1. Понятие и происхождение культуры
- 1.2. Историческая типология культуры
- Глава2. Восток: рождение мировой цивилизации
- 2.1.Культура первобытности как исторически первый тип культуры
- 2.2. Культура Древнего мира как тип традиционной культуры
- Глава3. Запад: становление европейской культуры
- 3.1. Античность: переход к культуре европейского рационалистического типа
- 3.2. Культура Средневековья: первый собственно европейский тип культуры
- 3.3. Возрождение: переход к культуре буржуазного типа
- 3.4. Культура Нового времени: становление буржуазной цивилизации
- Глава4. Историческое своеобразие русской культуры
- 4.1. Культура Древней Руси (Русь Новгородская и Русь Киевская). Русско-славянская мифология
- Русско-славянская мифология
- 4.2. Крещение Руси. Особенности русского православия
- 4.3. Культура Московской (Средневековой) Руси
- 4.4. Культура Российской империи. Русское Просвещение
- Глава5. Особенности культуры XX–XXI вв.
- 5.1. Предпосылки кризиса и особенности культуры на рубежеXix–xXвеков
- 5.2. Сближение русской и европейской культуры в началеXXвеке
- 5.3. Новые тенденции в культуреXXвека: авангард и искусство модернизма как выражение кризиса культуры и попытки его преодоления
- 5.4. Культура и искусство тоталитарной эпохи
- 5.5. Феномен массовой культуры
- 5.6. Сближение «элитарного» и «массового»
- 5.7. «Экранность» как культурно-информационная доминанта на рубеже XX–XXI века
- 5.8. Явления постмодерна
- ЧастьIi. Духовные ценности как основа и ядро культуры Глава. 1. Формирование ценностного сознания в истории философской мысли
- Глава2. Историческое своеобразие формирования ценностного сознания в России
- Глава3. Русская литература как аккумулятор ценностного сознания
- Глава4. Духовный потенциал русской культуры
- Глава5. Современные аксиологические концепции культуры
- Заключение.Современная культура: есть ли надежда на выживание?
- Библиографический Список
- КультуРология
- Отпечатано методом прямого репродуцирования
- 680021, Г. Хабаровск, ул. Серышева, 47