2.9 Технология дистанционного обучения
Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).
Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.
Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующихфункции:
доставка обучаемым основного объема изучаемого материала с помощью информационных технологий;
интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения;
предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого учебного материала;
оценка знаний и навыков обучаемых в процессе обучения [3].
По технологии передачи данных на расстоянии можно выделить следующие формы дистанционного обучения:
рассылка печатных материалов по почте (характерное для традиционного заочного обучения);
рассылка аудио-видео-кассет и СD-ROM;
через интерактивное ТВ и видеоконференции;
через телеконференции, IRC, MOO, MUD (на базе сети Internet);
через электронную почту и листы рассылки (на базе сети Internet);
через WWW .
Сегодня технология Internet вытесняет другие формы.
По способу получения учебной информации различают:
синхронные учебные системы;
асинхронные учебные системы.
Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся:
интерактивное телевидение,
видеоконференции,
компьютерные телеконференции,
IRC,
MUD,
MOO.
Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.
Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.
Уровни дистанционного обучения:
глобальные (международные и федеральные) – («Глобальный лекционный зал», «Университет мира», «Международный электронный университет»);
региональные системы дистанционного обучения – в рамках региона;
локальные системы дистанционного обучения – в рамках города, ВУЗа и т.п.
Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:
кейс-технологии, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс от англ. case) и передаются (пересылаются) обучаемому для самостоятельного изучения (с периодическими консультациями у назначенных ему тьюторов);
TV-технологии, которая базируется на использовании телевизионных лекций с консультациями у тьюторов;
сетевой технологии, построенной на использовании сети Интернет, как для обеспечения обучаемого учебно-методическим материалом, так и для интерактивного взаимодействия тьютора и обучаемого и обучаемых между собой.
Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку именно она, может сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который и позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной им специальности.
В кейс-технологии могут эффективно использоваться следующие средства обучения:
программы изучения дисциплин с методическими указаниями по выполнению контрольных, курсовых и выпускных работ;
печатные фундаментальные учебники и учебные пособия по каждой из дисциплин курса;
специальные печатные учебно-практические пособия с тестами для самоконтроля и контроля;
обзорные (установочные) аудио- или видеолекции по каждой дисциплине курса;
лабораторные практикумы;
компьютерные электронные учебники и/или компьютерные обучающие программы по всем дисциплинам курса.
Преимущества дистанционного обучения:
возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;
возможность обучаться в индивидуальном темпе;
свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;
удобство при ведении личных дел учащихся;
интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);
возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.
Недостатки:
отсутствие личного общения с преподавателем;
необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;
необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);
сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;
недостаток практических умений и навыков.
Все вышеизложенные технологии обучения (либо их элементы) в том или ином виде могут быть использованы в учебном процессе высшей школы.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы