logo search
UMK_PVSh

2.9 Технология дистанционного обучения

Дистанционное обучение–это комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио, компьютерная связь и т.п.).

Дистанционное обучение – это обучение на расстоянии.Система дистанционного обучения позволяет приобрести необходимые навыки и новые знания с помощью персонального компьютера и выхода в сеть Интернет. Место расположения компьютера не имеет значения, поэтому учиться можно дома, на работе, в on-line классе одного из центров дистанционного обучения, а также в любом другом месте, где есть ПК с подключением к сети Интернет. Это важнейшее преимущество дистанционного обучения перед традиционными формами обучения.

Система дистанционного обучения обязательно должна обеспечивать выполнение следующихфункции:

По технологии передачи данных на расстоянии можно выделить следующие формы дистанционного обучения:

Сегодня технология Internet вытесняет другие формы.

По способу получения учебной информации различают:

Синхронные системы предполагают одновременное участие в процессе учебных занятий обучаемых и преподавателя. К таким системам относятся:

Асинхронные системы не требуют одновременного участия обучаемых и преподавателя. Обучаемый сам выбирает время и план занятий. К таким системам в дистанционном образовании относятся курсы на основе печатных материалов, аудио/ видео кассетах, электронной почте, WWW, FTP.

Смешанные системы, которые используют элементы как синхронных, так и асинхронных систем.

Уровни дистанционного обучения:

Использование дистанционного обучения в организации учебного процесса предусматривает развитие трех видов технологий:

Для студентов базовой следует считать кейс-технологию, поскольку именно она, может сформировать тот набор учебно-методического обеспечения (в том числе и электронных, и традиционных учебников и учебных пособий), который и позволяет осуществить профессиональную подготовку студента по избранной им специальности.

В кейс-технологии могут эффективно использоваться следующие средства обучения:

Преимущества дистанционного обучения:

  1. возможность удаленного обучения иностранцев, инвалидов и людей с различными отклонениями;

  2. возможность обучаться в индивидуальном темпе;

  3. свободный доступ учащихся к базам данных, библиотечным каталогам и другим информационным ресурсам;

  4. удобство при ведении личных дел учащихся;

  5. интерактивность (возможность быстрого обмена информацией);

  6. возможность проходить тестирование в режиме прямого доступа.

Недостатки:

  1. отсутствие личного общения с преподавателем;

  2. необходимость жесткой самодисциплины, самоконтроля;

  3. необходимость использования специальной техники (персональный компьютер, доступ в Интернет);

  4. сложности с аутентификацией пользователя при проверке знаний;

  5. недостаток практических умений и навыков.

Все вышеизложенные технологии обучения (либо их элементы) в том или ином виде могут быть использованы в учебном процессе высшей школы.