2.5 Проблемное обучение
Проблемным обучением можно назвать обучение решению нестандартных задач, в ходе которого обучаемые усваивают новые знания, умения и навыки.
Разработкой теории проблемного обучения занимались М.И. Махмутов, А.М. Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер, И.А. Ильницкая и др.
Проблемное обучение – это такой тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность студентов по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Вузовская подготовка должна сформировать у специалиста необходимые творческие способности:
возможность самостоятельно увидеть и сформулировать проблему;
способность выдвинуть гипотезу, найти или изобрести способ ее проверки;
собрать данные, проанализировать их, предложить методику их обработки;
способность сформулировать выводы и увидеть возможности практического применения полученных результатов;
способность увидеть проблему в целом, все аспекты и этапы ее решения, а при коллективной работе - определить меру личного участия в решении проблемы.
Проблемное обучение способствует формированию данных умений и навыков.
Новые знания,в проблемном обучении, даются не для сведения, а для решения конкретной проблемы или ряда проблем. Начав с якобы нерешенной задачи, преподаватель создает в аудитории проблемную ситуацию, формируя в сознании учащихся мотив овладения рубежом научного знания. Таким образом, создается мотивация для овладения новым знанием.
Решение проблемы также требует включения творческого мышления, ведь репродуктивные психические процессы, связанные с воспроизведением усвоенных шаблонов, в проблемной ситуации неэффективны. Активизации творческого мышления способствуют субъект-объект-субъектные отношения, возникающие при коллективном решении проблемы.
Сочетание познавательного интереса к предмету и профессиональной мотивации оказывает наибольшее влияние на эффективность обучения.
Основные функции и отличительные признаки проблемного обучения были сформулированы М.И. Махмутовым. Он разделяет их на общие и специальные.
Общие функции проблемного обучения:
усвоение студентами системы знаний и способов умственной и практической деятельности;
развитие интеллекта студентов, т.е. их познавательной самостоятельности и творческих способностей;
формирование диалектико-материалистического мышления студентов;
формирование всесторонне и гармонично развитой личности.
Специальные функции проблемного обучения:
воспитание навыков творческого усвоения знаний (применение системы логических приемов или отдельных способов творческой деятельности);
воспитание навыков творческого применения знаний (применение усвоенных знаний в новой ситуации) и умений решать учебные проблемы;
формирование и накопление опыта творческой деятельности (овладение методами научного исследования, решения практических проблем и художественного отображения действительности);
формирование мотивов учения, социальных, нравственных и познавательных потребностей.
Различают три основные формы проблемного обучения:
проблемное изложение материала в монологическом режиме лекции либо диалогическом режиме семинара, либо в диалогическом режиме семинара; проблемное изложение учебного материала на лекции, когда преподаватель ставит проблемные вопросы, выстраивает проблемные задачи и сам решает их; учащиеся мысленно включаются в процесс поиска решения;
частично - поисковая деятельность при выполнении эксперимента, на лабораторных работах; в ходе проблемных семинаров, эвристических бесед. Преподаватель продумывает систему проблемных вопросов, ответы на которые опираются на имеющуюся базу знаний, но при этом не содержатся в прежних знаниях, т.е. вопросы должны вызывать интеллектуальные затруднения учащихся и целенаправленный мыслительный поиск. Преподаватель должен придумать возможные «косвенные подсказки» и наводящие вопросы, он сам подытоживает главное, опираясь на ответы студентов;
самостоятельная исследовательская деятельность, когда учащиеся самостоятельно формулируют проблему и решают ее с последующим контролем преподавателя [10].
Проблемное обучение выполняет так же функцию специальной психологической подготовки к труду в условиях экстремальных проблемных ситуаций, характерных для многих профессий, поскольку способствует формированию качеств, необходимых для выхода из этих ситуаций.
Проблемная ситуация–это осознание, возникающее при выполнении практического или теоретического задания, того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно, и возникновение субъективной потребности в новых знаниях, реализующейся в целенаправленной познавательной активности.
Проблемная ситуация включает в себя три главных компонента:
потребность обучаемого в новом знании или способе действия;
неизвестное знание, которое он должен усвоить;
достигнутые, усвоенные в ходе предшествующей учебы знания, умения и навыки обучаемого, его интеллектуальные возможности.
Выделяют следующие варианты возникновения проблемной ситуации:
несоответствие между имеющимися знаниями у обучаемых, которые требуются для ее решения (разрешения);
необходимость выбора из системы знаний тех, которые могут обеспечить решение задачи вообще или оптимальным образом;
противоречия между теоретической возможностью известных способов решения и его практической возможностью.
Сложность проблемной ситуации определяется уровнем знаний обучаемых.
Варианты проблемных ситуаций (по возрастанию степени проблемности):
– обучаемые получают всю необходимую информацию;
– обучаемые получают не всю информацию, необходимы дополнительный анализ, сбор недостающих данных преподавателем или самостоятельно);
– обучаемым бегло обрисовывается ситуация и выдается минимальная информация, помимо сбора дополнительной информации, для решения задачи от обучаемых требуются профессиональное мышление, интуиция.
Форма предъявления ситуаций:
словесного описания (устно или письменно);
графического изображения (схемы, диаграммы);
фрагментов из видеофильма и т. д. [3].
Типы проблемных ситуаций:
ситуация-выбор, когда имеется ряд готовых решений, в том числе, и неправильных и необходимо выбрать наиболее правильное, оптимальное решение;
ситуация-неопределенность, когда возникают неоднозначные решения ввиду недостатка данных;
ситуация-конфликт, которая содержит в своей основе борьбу и единство противоположностей;
ситуация-неожиданность, вызывающая удивление у обучаемых своей парадоксальностью и необычностью;
ситуация-предложение, когда преподаватель высказывает предложение о возможности новой закономерности, новой или оригинальной идеи, что вовлекает обучаемых в активный поиск;
ситуация-опровержение, если необходимо доказать несостоятельность какой-либо идеи, какого-либо проекта, решения;
ситуация-несоответствие, когда она «не вписывается» в уже имеющийся опыт и представления.
Возникающие в процессе обучения проблемы чаще всего разрешаются через решение проблемных задач (заданий), вопросов, ситуаций.
Проблемная задача – это крупная учебно-познавательная задача (задание), требующая анализа и нахождения способов и приемов ее решения.
Структурными элементами педагогической задачи являются:
известное – факт, пример, ситуация, взятые из учебно-воспитательной практики вузов;
неизвестное – существо проблемы, заложенной в данной ситуации;
требование задачи – проанализировать сложившуюся ситуацию, найти оптимальные приемы и способы ее разрешения с учетом рекомендаций науки и передовой педагогической практики.
Для решения проблемной задачи необходимо использование ряда дидактических материалов:
– системы проблемно-поисковых вопросов к данной задаче;
– схемы ориентировочной основы действий;
– дополнительных материалов, характеризующих (уточняющих) проблемную ситуацию, детали обстановки;
– научную, методическую и учебную литературу по теме обсуждения;
– справочники, инструкции, другие нормативные акты и др.
Проблемный вопрос – это простейшая проблемная задача, требующая обычно «одноактового действия».
Условия успешности реализации проблемного обучения:
обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы;
обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного);
значимость информации, получаемой при решении проблемы, для обучаемого студента;
необходимость диалогического доброжелательного общения педагога с учащимся, когда с вниманием и поощрением относится ко всем мыслям, гипотезам, высказанным студентом.
Достоинства:
обеспечивает особый тип мышления глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности;
способствует формированию мотивации достижения успеха;
развивает мыслительные способности обучающихся.
Недостатки:
проблемное обучение в меньшей степени чем другие типы обучения применимо при формировании практических умений и навыков;
требует больших затрат времени для усвоения одного и того же объема знаний по сравнению с другими типами обучения.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы