IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
Оригинальную концепцию свободного воспитания в русской педагогике конца XIX– началаXXвв. разработалКонстантин Николаевич Вентцель(1857-1947). Убеждённый гуманист, «педагог милостью Божией», как называли его современники, он воплотил своё видение проблемы в целом ряде статей, большинство которых публиковал журнал «Свободное воспитание».
В связи с этим рекомендуется обратиться, прежде всего, к его статье «Идеальная школа будущего и способы её осуществления».
Сделайте выписки из первоисточника, руководствуясь следующими вопросами.
Какова цель школы свободного ребёнка?
В чём её основное отличие от обычной школы?
Что является основным содержанием деятельности свободной школы?
Какая роль отводится общественному труду? Какие виды труда наиболее приемлемы для городской школы? Какие – для школы, расположенной в сельской местности?
Как следует организовать учебный процесс? Почему на ребёнка следует смотреть «как на маленького искателя истины»?
Какие преимущества в связи с этим даёт работа детей по составлению ими «своих собственных учебников»?
Какие методы и приёмы следует использовать для того, чтобы процесс обучения «имел характер достижения ребёнком самим себе поставленных целей»?
Что такое «естественная группировка» как возможная форма организации обучения?
Почему принцип наглядности «нуждается в расширении и дополнении»? Каковы условия его наибольшей эффективности? В чём выражается взаимосвязь наглядного способа обучения с «методом освобождения творческих сил в ребёнке»?
Следует знать, что квинтэссенцией его теории свободного воспитания явилась знаменитая «Декларация прав ребёнка» (1917). В ней рельефно проявился максимализм Вентцеля, сформулировавшего право ребёнка «свободно уходить от своих родителей, когда они препятствуют или не содействуют его развитию, и выбирать себе в родители тех наставников, которых дети пожелают».
Необходимо отметить, что и на практике К.Н. Вентцель максимально реализует идею свободного воспитания. В его уникальном образовательном учреждении «Дом свободного ребёнка», открытом ещё в 1906 г., отсутствовали классно-урочная система, парты, учебный план, программы и учебники, оценки, постоянные педагоги, которых заменяли родители и приходящие специалисты. Содержание образования, формы и методы работы определялись в соответствии с интересами, потребностями и возможностями учащихся.
Реализуя в своём творчестве принцип «Ребёнок – солнце, центр педагогической вселенной», Вентцель таким образом подчинял его интересам весь образовательно-воспитательный процесс, а учителю отводил роль своеобразного акушера, исповедующего главную заповедь: «не мешать» проявлению человеческой индивидуальности, свободному развитию личности в творческой деятельности. Тем самым был провозглашён «культ творческой личности», «культ ребёнка». В связи с этим используйте материалы самостоятельной работы по анализу статей Вентцеля «Культура и воспитание», «Нравственное воспитание и свобода».
Также, рассматривая концепцию Вентцеля о свободном воспитании, необходимо подчеркнуть её связь с космической педагогикой, религией, понимаемой в широком смысле – как идеи живого, творческого, развивающегося Бога, единой целостной жизни и Вселенной.
Сделайте вывод об основах гуманистической парадигмы К.Н. Вентцеля, выраженной в приверженности его, как и Л.Н. Толстого, идеям любви к ребёнку, идеализации его природы, стремлении создать максимально благоприятные условия для саморазвития и самообразования, исходя из интересов ребёнка и его природных особенностей.
Дискуссионные вопросы.
Согласны ли Вы с утверждениями К.Н. Вентцеля?
► «…весь прогресс в развитии школы может заключаться только в прогрессирующем освобождении ребёнка от внешнего и внутреннего гнёта, для доставления ему возможности свободного и беспрепятственного гармонического развития всех сторон его природы, всей его индивидуальности в её целом».
► «Идеальный учебник может быть только в таком случае, если перестанет носить черты учебника».
Темы для индивидуальных выступлений.
▫ «"Культ ребёнка" в концепции свободного воспитания К.Н. Вентцеля».
▫ «"Дом свободного ребёнка" К.Н. Вентцеля и Яснополянская школа Л.Н. Толстого: общее и особенное».
▫ «Идеи свободного воспитания в современной педагогической практике».
- Семинар 1-2. Становление и развитие педагогики как науки и «искусства» воспитания.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Предпосылки зарождения научно-педагогического знания. Педагогическое учение я.А. Коменского.
- II. Теоретические основы педагогики и.Ф. Гербарта.
- III. Русская школа научной педагогики к.Д. Ушинского.
- IV. Педагогическая теория п.Ф. Каптерева.
- Семинар 3-4. Теория и практика свободного воспитания в истории западноевропейской и отечественной педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Концепция свободного воспитания ж.-ж. Руссо.
- II. Развитие теории свободного воспитания в западноевропейской педагогике XIX – первой половине XX вв. И её внедрение в практику (м. Монтессори).
- III. Педагогика «ненасилия» л.Н. Толстого. Опыт деятельности Яснополянской школы и её современные традиции.
- Идея свободы в педагогике «ненасилия» л.Н. Толстого.
- IV.Концепция свободного воспитания к.Н. Вентцеля.
- Семинар 5. Отечественная школа и педагогика советского периода (1920-30-е гг.).
- Литература.
- Методические указания.
- I.Школа и школьная политика Советского государства в 1920-30-ее гг.
- Школьная политика советского государства в 1920-30-е гг.
- Советская школа 20-30-хх гг.
- II.Социально-реформаторское направление в педагогике (п.П. Блонский, с.Т. Шацкий).
- III.Теоретическая педагогика русского Зарубежья (с.И. Гессен).
- Педагогика с.И. Гессена как прикладная философия.
- IV.Педагогическая система а.С. Макаренко.
- Семинар 6. Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в истории педагогики.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Взгляды на труд как цель и средство воспитания и подготовки молодёжи к жизни в народной педагогике и философско-педагогическом наследии гуманистов.
- Проблема трудового воспитания личности в произведениях устного народного творчества.
- II.Идеи и концепции трудового воспитания и обучения в педагогике Западной Европы XVII-XIX столетий (Дж. Локк, Дж. Беллерс, ж.-ж. Руссо, и.Г. Песталоцци, р. Оуэн, г. Кершенштейнер).
- III.К.Д. Ушинский о роли труда в развитии личности человека.
- Взгляды к.Д. Ушинского на труд и трудовое воспитание.
- IV.Вопросы трудового воспитания детей в педагогическом наследии а.С. Макаренко.
- Опыт Макаренко по организации производительного труда воспитанников.
- Семинар 7. Развитие школьного образования в мире в конце хх века.
- Литература.
- Методические указания.
- I.Проблемы демократизации современной школы.
- II.Школьные системы образования. Инновации в образовании.
- Структура образовательной интеграции «школа – колледж – вуз».
- Сравнительная характеристика моделей университетского образования.
- III. Современное мировое образовательное пространство. Интеграционные процессы в образовании.
- Региональные типы образования в системе международной интеграции.