logo search
народн худож культура

Сказочные формулы

Отличие сказки от других жанров народного художественного творчества

СказкаМиф

Отличия

Повествует об обычных людях («благородного» или «низкого» происхождения)

Воспринимается слушателями как фантастика, вымысел; рассказывается, в основном, с целью развлечь (в меньшей степени – с нравоучительной)

Рассказчик и слушатели не верят в рассказываемое

Сказка рассказывается сказителем слушателям

Общедоступна

Повествует о деяниях богов и героев

Воспринимается слушателями как отражение реального мироустройства в образах; передает миропонимание и мироощущение народа, объясняет мир, его законы

Рассказчик и слушатели верят в рассказываемое, воспринимают его как откровение

Миф часто разыгрывается перед слушателями-зрителями или приобретает облик обряда

Носит сакральный характер («скрытого», тайного знания)

Сказка, Миф Легенда

Отличия

Неопределенность места и времени действия

Персонажи – предельно типизированы, подчеркнуто лишены индивидуальности

Заметны черты обожествления природы (в той или иной степени)

Историческая и географическая конкретность описываемого

Персонажи – конкретные люди со своими именами и психологическими особенностями

Природа не обожествляется, хотя отдельные мифические мотивы и образы сохраняются


К жанрам народного творчества относится русский (устный) эпос:

песни, сказания, предания повествовательного характера, произведения о событиях из жизни героев, которые создавались устным путем, исполнялись и запоминались на слух, передаваясь из поколения в поколение. Самым древним видом устного эпоса, сохранившимся в народной памяти на протяжении многих столетий, являлись так называемые былины (в народной среде в XIX - XX веках их называли старинами) - песни большого объема, состоящие из нескольких сот, иногда тысяч стихов. Читая былины, мы погружаемся в особенный мир: он населен персонажами, непохожими на реальных людей; в нем происходят необычайные события, которые в действительном мире происходить не могли; он полон вещей, которые обладают чудесными свойствами.

Соотношение общеколлективного и индивидуального начала в эпическом творчестве продолжает вызывать интерес и во всей последующей фольклористике вплоть до наших дней.

В былине сконцентрирован, поэтически и философски осмыслен, художественно засвидетельствован богатый исторический опыт народа.

Этот опыт касается самых различных сторон национальной жизни: борьбы с иноземными поработителями, становления государства, семейных отношений, социальной борьбы народа со своими угнетателями, общественных идеалов и т.д. В ходе этой борьбы вырабатывалось представление о нравственных ценностях, постепенно складывался исторический идеал человеческого поведения и образа мысли, возникал идеальный тип русского былинного героя, воплотившего представления народа о личном достоинстве, гуманизме, любви к родной земле, свободолюбии, социальной активности и бесстрашии в борьбе за свои цели.

В центре эпического мира - его герои - богатыри. Само слово «богатырь» было хорошо известно в Древней Руси. Оно неоднократно встречается в летописях, часто с эпитетами «славный», «дивный», «храбрый», «великий».

Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Садко, Василий Буслаевич недаром представляются нам не только эпическими образами, вызванными к жизни народной фантазией, но и своеобразными и глубокими символами народных исторических устремлений, сил и возможностей.

Былины веками существовали исключительно в устной традиции, поэтому они вариативны и многослойны, в них сохранились приметы различных эпох, в частности соединяются языческие и христианские элементы.

Все русские былины можно подразделить по месту создания и особенностям содержания на два цикла - киевский и новгородский. Киевские былины - это героические песни о подвигах богатырей - воинов, защищающих Русскую землю от несметных полчищ врагов. Новгородские былины говорят о мирной жизни, быте, торговле, приключениях купцов.

Прежде чем судить о былинах в целом, следует определить песенные жанры. В.Я.Пропп выделяет былины героические, сказочные, новеллистические, а также находящиеся на грани с балладой, духовным стихом и т п.

Героические былины составляют основной костяк песенного народного эпоса. Для героических былин характерен бой, открытое столкновение, героическая схватка богатыря, народного заступника, борца за общенародное дело с врагом. Врагом может быть чудище (Змей, Соловей-разбойник, Тугарин, Идолище). Сражаясь с ним, богатырь освобождает Киев, очищает Русскую землю от насильника и злодея (былины о Добрыне змееборце, Алеше Поповиче и Тугарине, Илье Муромце и Соловье-разбойнике, Илье и Идолище). Врагом могут быть татаро-монгольские полчища, угрожающие самому существованию Русского государства. Главным героем, освобождающим Киев от осадивших его врагов, бывает Илья Муромец. Значительная часть героических песен посвящена теме социальной борьбы. Герой этих песен борется с князем и его боярским окружением за свое попранное достоинство (былина о Сухмане), бунтует против власти богатых и знатных, возглавляя протест неимущих и простолюдинов (былина о бунте Ильи Муромца против князя Владимира; сюжет о борьбе Василия Буслаевича с новгородцами). Есть среди былин этого жанра и песни о героическом сватовстве (например, былина о Дунае, сватающем невесту князю Владимиру). Но сватовство, поиски жены, если только это не связано с борьбой с иноземными врагами, обычно уже не героизируется в былинном эпосе, хотя исторически так было не всегда.

Многие сюжеты о сватовстве перешли в жанр сказочных былин. Для них характерны типичные образы и ситуации волшебной сказки. Так, например, в былине о Садко мы встречаем волшебного дарителя, посылающего Садко со дна Ильмень озера чудесный дар (волшебное средство) - рыбку с золотыми перьями. Этот дар позволяет герою в споре выиграть богатый заклад у новгородских купцов. В этой былине, подобно сказочному герою. Садко попадает в иной мир, подводное царство, где ему предлагают выбирать невесту среди дочерей морского царя. Героя другой сказочной былины — Михайло Потыка — закапывают вместе с умершей женой. Но, будучи погребен, он предусмотрительно припасенными металлическими прутами убивает змею, пытающуюся его погубить.

Особой художественной формой и способом поэтизации героев обладают былины новеллистические. В них нет открытой схватки, боя, военного столкновения. Есть бытовой эпизод встречи, спора, сватовства или какого-либо иного происшествия. Примером новеллистической былины может служить песня о Микуле и Вольге. Крестьянин-труженик, могучий землепашец противопоставлен в ней князю-феодалу. Тема другой новеллистической былины о Соловье Будимировиче - сватовство, но не связанное с героикой борьбы с чужеземцами, не осложненное безысходно трагическим расхождением между будущими супругами. Былина носит светлый характер, тон ее веселый и заканчивается она счастливым соединением любящих.