logo search
UMK_PVSh

2.8 Технологии развивающего обучения.

На сегодняшний день в рамках концепции развивающего обучения разработан ряд технологий развивающего обучения, отличающихся целевыми ориентациями, особенностями содержания и методики.

Под развивающим обучением понимается новый активно-деятельностный тип обучения, идущий на смену объяснительно-иллюстративному типу. Технология развивающего обучения направлена на целостное гармоничное развитие личности, где проявляется вся совокупность ее качеств.

Из всех технологий развивающего обучения наибольший особый интерес для высшей школы вызывает технология система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности Г.С. Альтшуллера - ТРИЗ. Ведь главной целью современного профессионального обучения является подготовка будущих специалистов к продуктивной творческой деятельности. Она предполагает доведение обучающихся до уровня владения приемами эффективного мышления, а поэтому передача им системы методов поиска новых идей и решения задач составляет один из важнейших компонентов обучения.

Технология решения изобретательских задач, как научное и педагогическое направление, сформировалось в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) российскойшколы Г.С. Альтшуллера.

Г.С. Альтшуллербыл убежденв неэффективности метода многочисленных проб и ошибок, которым пользуются изобретатели, вследствие чего многие открытия опаздывают, как минимум, на несколько лет. В этой связиГ.С. Альтшуллер начал строить принципиально новую «методику изобретательства», основанную на объективных законах развития технических, художественных, научных и иных систем.

ТРИЗ ставит целью формирование правильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. В ТРИЗ используется мировой опыт, накопленный в области создания методов решения изобретательских задач. Максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности и уменьшения затрат в процессе образования.

ТРИЗ - уникальный инструмент для:

Под методами решения изобретательских задач подразумеваются специальные приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ, а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

Основные принципы ТРИЗ-педагогики:

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методики. Они позволяют учащимся изобретать новое, самореализоваться в творчестве.

Следует различать ознакомительный и инструментальный уровень освоения ТРИЗ-методик. Обязательным условием качественного, инструментального обучения в ТРИЗ-педагогике является не только освоение соответствующих методик, но и освоение способов их создания.

Исторически первой формой ТРИЗ являются «приемы». Приемы – это конкретные рекомендации по разрешению поставленной задачи, например «сделать наоборот». Приемов изначально было выявлено более сорока.

Следующим шагом стала сводная таблица приемов, дающая представление, в каких случаях применяется тот или иной прием и какое противоречие при этом разрешается, то есть, была определена ситуация, при которой возникает изобретательскаязадача. Как оказалось, в этот момент появляются противоположные требования либо к самой системе в целом, либо к ее части (например: двигаться, оставаясь неподвижным; показать исключительность стандартного товара и т.п.). При разрешении противоречия система получает возможности дальнейшего развития, в отличие от компромисса, когда «здесь и сейчас» становится чуть-чуть лучше, но за улучшение приходится расплачиваться каким-либо ухудшением в других параметрах.

Более развитая форма ТРИЗ-рекомендаций –«стандарты». Сейчас их известно 76, проходят проверку еще несколько. Стандарт - это сочетание приемов, геометрических, физических, химических и иных эффектов, а также законов развития различных систем. Стандарты полнее, чем приемы, отражают логику развития систем.

Следующий блок ТРИЗ – «информационный фонд». Практика решения изобретательских задач показывает, что зачастую продуктивные решения задачи связаны с использованием эффектов, выходящих за пределы специальности решающего. Поэтому в рамках ТРИЗ были созданы указатели различных явлений и эффектов: физических, химических, геометрических. Ведется работа над созданием информационных фондов в областях бизнеса, художественных и литературных системах.

При решении более сложных задач, в которых противоречие, мешающее осуществлению необходимого действия, скрыто, не содержится в самом условии, применяются как Законы Развития Технических Систем (ЗРТС), так и Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ). Последняя, наиболее мощная версия - АРИЗ-85В.

При работе по АРИЗ решающий планомерно, шаг за шагом анализирует и упрощает условия задачи, формулирует Идеальный Конечный Результат (ИКР), выходит на ключевое противоречие, исследует его, определяет причины возникновения и разрешает при помощи инструментов ТРИЗ. Кроме этого, АРИЗ содержит части по проверке решения, развитию полученного ответа, совершенствованию самого алгоритма и т.д.

Поскольку АРИЗ - программа сознательной работы человека над нестандартной для него задачей, она включает в себя ряд правил для преодоления психологической инерции. Особое место здесь также занимает курс развития творческого воображения (РТВ), предназначенный для преодоления стереотипов мышления решающего, выработки у него умения работать с нетривиальными идеями.

Основные этапы АРИЗ:

  1. выбор задачи – переход от расплывчатой изобретательской ситуации к четко построенной и предельно простой схеме задачи. На этом этапе определяется конечная цель задачи, проверяется возможность и целесообразность ее решения обходными путями, выявляются требуемые характеристики с поправкой на время, размеры и стоимость, изучается патентная информация;

  2. построение модели задачи. На этом этапе осуществляется анализ и учет имеющихся ресурсов, которые можно использовать при решении задачи: ресурсов пространства и времени, веществ и полей;

  3. формирование образа идеального конечного результата (ИКР) и на выявление физического противоречия (ФП), мешающего достижению ИКР. Последний дает возможность выйти в поле значимых решений. На этом этапе выявляются причины, препятствующие практическому созданию «идеальной системы (машины)», даются стандартные формулировки физического противоречия;

  4. устранение физического противоречия. Этот этап включает планомерные операции по анализу и задействованию вещественно-полевых ресурсов. Во многих случаях четвертый этап приводит к решению задачи и тогда можно сразу же перейти к седьмому этапу. Если же этого не происходит, то надо пройти пятый и шестой этапы;

  5. использование опыта, сконцентрированного в информационном фонде ТРИЗ. Этот фонд включает описание приемов разрешения противоречий, стандарты на решение изобретательских задач, результаты решения задач-аналогов, описание физических, химических, геометрических эффектов и явлений;

  6. оценка найденного решения и развитие полученного ответа. Простые задачи решаются преодолением физического противоречия, например разделение противоречивых свойств во времени и в пространстве. Сложные задачи решаются путем изменения смысла задачи: снятием первоначальных ограничений, обусловленных психологической инерцией. Для правильного понимания задачи сначала надо ее решить, так как изобретательские задачи не могут быть сразу поставлены точно. Процесс решения задачи, по существу, есть процесс корректировки задачи;

  7. анализ хода решения. На этом этапе проверяется качество полученного ответа, сравнивается фактический ход решения с теоретическим, установленным в ТРИЗ. Физическое противоречие должно быть устранено почти идеально. При решении технических задач ТРИЗ используют созданный информационный фонд, включающий стандарты, описание приемов, физических эффектов и явлений. В результате формируется так называемый «портрет решения» задачи, состоящий из системы приемов преодоления типовых противоречий, например, таких как: «дробления», «асимметрии», «матрешки», «антивеса», «наоборот», «обратить вред в пользу», «заранее подложенной подушки» и др.;

  8. нахождение универсального ключа решения ко многим другим аналогичным задачам;

  9. повышение творческого потенциала человека. Он является завершающим этапом, на котором анализируется ход решений. Анализ производится методом сравнения реального хода решения данной задачи с теоретическим, сравнения полученного ответа с данными информационного фонда ТРИЗ и т.п. [5].

Таким образом, АРИЗ представляет универсальную программу поиска новых творческих решений, это один из основных рабочих инструментов ТРИЗ. Последовательность, направленность и активизация мышления в нем достигаются ориентировкой решателя задачи на идеальное решение. В течение последних десятилетий АРИЗ совершенствовался в ходе решения огромного числа задач.

Модификации АРИЗ вобрали в себя огромный пласт инструментов обработки задачной информации.

ТРИЗ-педагогика хорошо вписывается и дополняет своими методиками решения задач традиционную систему обучения и делает традиционную педагогику развивающей.

Достоинства:

  1. организует активное мышление учащихся;

  2. развивает творческие способности;

  3. обучает более рациональным приемам решения задач.

Недостатки:

  1. сложность организации процесса обучения;

  2. не содержит достаточно четких процедур решения задач;

  3. требует специальнойподготовки преподавателя к занятиям по технологии ТРИЗ.