2.1 Традиционное обучение
Сегодня наиболее распространенным является традиционный вариант обучения. Основы этого типа обучения были заложены еще четыре века тому назад Я.А. Коменским.
Термин «традиционное обучение» подразумевает, прежде всего, классно-урочную организацию обучения, сложившуюся в XVII в. и до сих пор являющуюся преобладающей во многих школах мира.
Отличительные признаки традиционной классно-урочной технологии следующие:
учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения;
группа работает по единой программе и согласно расписанию занятий. Вследствие этого учащиеся должны приходить в учебное заведение в одно и то же время года и в заранее определенные часы;
основной единицей занятий является урок, в высшей школе пара (продолжительностью 2 академических часа);
занятие, как правило, посвящено одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся группы работают над одним и тем же материалом;
работой учащихся на занятии руководит педагог: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого студента в отдельности и в конце учебного года осуществляет допуск студента по своим дисциплинам для перехода на следующий курс;
учебная литература применяется, в основном, для самостоятельной подготовки.
Традиционное обучение в высшей школе – это наиболее часто применяемый способ преподавания учебных дисциплин, характеризующийся тем, что теоретическая и практическая подготовка по специальности во временном плане разъединены друг от друга. Студенты сначала изучают некоторую совокупность учебных дисциплин и только потом, начиная примерно с 3-4 курса проходят учебную практику, где, реализуют на деле полученные знания, с целью формирования профессиональных умений и навыков.
При традиционном обучении изучение отдельных дисциплин направлено на обеспечение усвоения студентами знаний. При этом также формируются умения и навыки, но они не несут самостоятельную нагрузку в учебном процессе, их роль главным образом сводится к функции конкретизации теоретических положений. К тому же овладевают ими студенты преимущественно на базе учебных задач. В отличие от учебных, профессиональные умения и навыки могут быть сформированы только в процессе решения практических задач и на базе практической деятельности.
Достоинства:
возможность за короткое время передать большой объем информации(при таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности);
предполагает усвоение и воспроизведение знаний и их применение в аналогичных ситуациях;
относительная дешевизна.
Недостатки:
ориентированность в большей степени на память, а не на мышление;
мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности;
учебно-познавательный процесс в большей степени носит репродуктивный (воспроизводящий) характер;
отсутствует возможность приспособить темп обучения к различным индивидуально-психологическим особенностям учащихся.
Для преодоления недостатков традиционного обучения стали появляться альтернативные технологии обучения.
- IВведение в психологию высшей школы
- 1 Предмет и задачи психологии высшей школы
- 2 Методы исследования в психологии высшей школы
- 3 Современные требования к специалисту с высшим образованием
- 4 Болонский процесс
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IIосновные направленияи формы обучения в высшей школе
- 1 Педагогическая технология и педагогическое проектирование
- 2 Современные технологии обучения в высшей школе
- 2.1 Традиционное обучение
- 2.2Программированное обучение
- 2.3 Технология активного обучения
- 2.4Эвристические технологии обучения
- 2.5 Проблемное обучение
- 2.6 Модульное обучение
- 2.8 Технологии развивающего обучения.
- 2.9 Технология дистанционного обучения
- Формы обучения в высшей школе
- 3.2 Семинарские и практические занятия
- 3.3 Самостоятельная работа студентов
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IiIпсихология студенчества
- Психологические особенности студенческого возраста
- 2 Адаптация студента-первокурсника к высшему учебному заведению
- 3Личность студента и его развитие на различных курсах обучения
- 4 Студенческий коллектив. Лидерство в студенческой группе
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- IV Формирование личности студента в высшей школе
- Условия успешного формирования личности студента в высшей школе
- Формирование познавательной активности студента
- 3 Профессиональная направленность студентов и пути ее формирования
- 4 Формирование профессиональноважных качеств у студента
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- VПсихология преподавательской деятельности
- 1 Личность и деятельность преподавателя высшей школы
- 2 Типологии преподавателей в высшей школе
- 3 Психологические особенности взаимодействия преподавателя высшей школы с аудиторией
- Вопросы для самопроверки:
- Список литературы:
- Задания к практическим занятиям по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика уср по дисциплине «Психология высшей школы»
- Тематика курсовых работпо дисциплине «Психология высшей школы»
- Требования к написанию курсовой работы по дисциплине «Психология Высшей школы»
- Структура практической части:
- 2) Таблица с почасовым планом реализации программы:
- Тема 1.1 Предмет, задачи и методы психологии высшей школы
- Список рекомендуемой литературы