Лекция 9. Формы организации обучения
План: 1. Формы организации обучения, их сущность и виды.
2. Требования к уроку.
3. Типология и структура уроков.
4. Экскурсия как форма организации учебных занятий.
5. Домашняя учебная работа школьников.
6. Методические рекомендации учителю.
Формы организации обучения, их сущность и виды.
Типы и виды форм обучения.
Форма - это конструкция процесса обучения, внешний вид организации во взаимодействии учителя и учащихся для решения учебно-познавательных задач. Форма обучения является способом управления познавательной деятельностью детей, обусловленной содержанием и системой внутренних устойчивых связей, отношений и закономерностей.
Методы и формы обучения взаимосвязаны: методы реализуются в формах; формы обеспечивают организацию и существование методов. Другими словами, форма обучения представляет собой построение способов общения учителя и учащихся по овладению содержанием образования.
Каждая из форм обучения характеризуется своей структурой, принципом упорядочения ее элементов, совокупностью признаков. К общим структурным элементам этой системы следует отнести: цель, содержание, средства, методы, количество учащихся, место обучения и др. (Например, для урока характерны такие признаки: дидактическая цель, определенный объем учебного материала, постоянный состав одинаковых по возрасту детей, руководство со стороны учителя деятельностью учащихся с учетом их индивидуальных возможностей, последовательность разных видов деятельности учителя и учащихся в зависимости от типа и структуры урока, овладение всеми учащимися знаниями, умениями и навыками, которые должны быть усвоены, регламентированное время (45 или 35 минут), четко определенное место и время проведения по расписанию). Вариативность признаков той или иной формы приводит к ее качественным изменениям.
Каждая из форм обучения входит в общую систему учебно-воспитательной работы как составная часть, неся в себя определенную дидактическую нагрузку. Все формы имеют свои сильные и слабые стороны, специфические особенности и сферы наилучшего применения. Таким образом, качество обучения зависит не только от содержания обучения, от использованных методов, но и в определенной мере от применения тех или иных форм учебной работы.
Особенности форм организации обучения:
1. Первая особенность состоит в характере внешнего проявления функций учителя и учащихся в соответствии с определенным распорядком - фронтальное слушание рассказа, групповая или индивидуальная работа по заданиям учителя и т.д.
2. Вторая особенность заключается в режиме, временном и организационном, которому подчиняется та или иная форма. Так, занятие может длиться 45 или 35 минут, быть сдвоенным. Состав учащихся может быть постоянным (класс на уроке), изменчивым (при групповой работе в классе).
3. Третья особенность: поскольку взаимодействие учителя и учащихся осуществляется в виде непосредственного или опосредованного общения, то форма организации обучения является и определенным порядком построения общения указанных субъектов.
4. Четвертая особенность: организационные формы не связаны непосредственно с характеристикой процесса обучения, его основных закономерностей. Они влияют на конкретный ход обучения, обуславливая, к примеру, возможность проявления индивидуального темпа учебной работы; они влияют на общий ход и результат учебного процесса, содействуя его успешности. Поэтому форма организации обучения рассматривается как взаимодействие учителя и учащихся, регулируемое определенным, заранее установленным порядком и режимом.
При любой форме проявляются одни и те же основные закономерности усвоения и обучения в целом: зависимость воспитания от целенаправленного учета учителем потребностей учащихся, уровня их эмоционально-ценностной подготовки, значимости изучаемого материала; зависимость характера активности учащихся от вида деятельности, организуемой учителем в соответствии с видом содержания образования и способом его усвоения и т.д.
Формы организации обучения оказывают заметное влияние на многие стороны учебного процесса:
1) формируют определенную часть содержания образования;
2) при групповой работе вырабатывают элементы организационной деятельности и социального опыта;
3) самостоятельно выполняют и немалую воспитательную функцию.
В условиях начальной школы применяются следующие формы обучения: урок, практическое занятие, учебная экскурсия, внеклассные учебные мероприятия (предметный кружок, конкурс, олимпиада, дополнительное занятие, внеклассное чтение, домашняя работа и т.п.).
2. Требования к уроку.
В педагогике общепринято положение, что урок - это основная, испытанная временем форма обучения и воспитания детей в школе.
Характерными признаками классно-урочной системы являются:
1) постоянный состав учебных групп учащихся;
2) учебные планы и программы, определяющие содержание обучения в каждом классе;
3) строго определенное расписание учебных занятий;
4) сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;
5) ведущая роль учителя - организатора учебно-воспитательной работы;
6) систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
Урок можно рассматривать двояко: а) как организационную форму обучения наряду с другими формами, б) как отрезок процесса обучения, способного отразить все его особенности.
Ни один урок не может решать всех задач обучения. Он является частью темы, учебного предмета. Поэтому важно всегда сознавать, какое место он занимает в системе учебного предмета, темы, программы, каковы его дидактические цели, соотнесенные с учебно-воспитательными задачами всего учебного процесса.
Урок является структурным компонентом содержания образования. Поэтому отвечает всем целям обучения, воспитания и развития школьников. И.Я.Лернер, исходя из четырех элементов человеческой деятельности, т.е. компонентов содержания образования, вывел следующие цели обучения на уроках:1) знания о действительности; 2) осуществление известных способов деятельности на их базе, т.е. навыки и умения;3) творческая деятельность, т.е. формирование приемов для разрешения проблем; 4) опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности.
Первые цели - обучающие, вторые и третьи - развивающие, четвертые - воспитательные. Поэтому четыре элемента знаний представлены на уроке в системе: "знать, уметь, творить, хотеть".
Урок является логической единицей темы, раздела программы, курса. Имеет свою внутреннюю логику, определяемую целями, содержанием, средствами, методами, приемами и средствами обучения. Урок - это педагогическое произведение, и поэтому он должен отличаться целостностью, внутренней взаимосвязанностью частей, единой логикой развертывания деятельности учителя и учащихся. Это и обеспечивает управление познавательной деятельностью учащихся.
Ю.К.Бабанский сформулировал основные требования к оптимально организованному уроку:
1) мотивация учения школьников на всех его этапах;
2) четкость, нацеленность на конечные результаты в образовании, воспитании и общем развитии учащихся;
3) акцент на главное в содержании, активная работа с учеником на уроке;
4) выбор оптимальных для данного класса методов, форм, средств обучения;
5) дифференцированный подход к слабо успевающим и наиболее подготовленным ученикам;
6) повышение информативной емкости содержания уроков при сохранении его доступности для учеников;
7) ускорение темпа выполнения учебных операций до реально возможного в каждом возрасте;
8) внедрение межпредметных связей;
9) создание морально-психологических и школьно-гигиенических условий для обучения;
10) строгое нормирование домашних заданий.
К организации урока в начальных классах предъявляются следующие требования:
1. Обращать внимание на мотивы учения у школьников.
2. Опора на личный опыт школьников.
3. Умелое сочетание индивидуальной работы с коллективной.
4. Получение обратной связи с анализом результатов учебной деятельности.
5. Частая смена деятельности как предупреждение утомляемости.
6. Строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований.
7. Наличие физкультпауз на уроке.
8. Включение в урок игровой деятельности.
3. Типология и структура уроков.
Типология уроков имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Невозможно четко организовать учебный процесс, не выделив типы уроков. Одной из наиболее распространенных в педагогической теории и практике является классификация уроков по основной образовательной (учебной или дидактической) цели занятий.
Типология уроков
1. Урок усвоения новых знаний.
2. Урок усвоения навыков и умений.
3. Урок обобщения и систематизации знаний.
4. Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений.
5. Комбинированный урок.
5. Нестандартный (нетрадиционный) урок.
Классификация уроков по основной дидактической цели наиболее удобна для практического применения. Составляя календарный или тематический план, учитель распределяет уроки по отдельным разделам и целям в соответствии с дидактическими целями. Если изучаются понятия, законы, теории и ставится задача (цель) - сознательное и прочное усвоение их учащимися, то такие занятия относятся к урокам усвоения новых знаний. Если предусматривается выработка у учащихся навыка (по математике, русскому языку), то такие занятия следует отнести к урокам усвоения навыков и умений. Для формирования умений творческого применения знаний, навыков и умений в комплексе в ситуациях, приближающихся к жизненным условиям, проводятся уроки применения знаний, навыков и умений. После изучения крупных разделов и важных тем вводятся уроки обобщения и систематизации знаний. Отдельные уроки могут быть комбинированными (например, урок усвоения новых знаний и проверки ранее изученного, урок усвоения новых знаний и применения ранее приобретенных навыков и умений). Комбинированные уроки планируются, когда необходимо достичь две или несколько равноценных дидактических целей.
Структура уроков
Для четкой организации учебного процесса на уроке важно правильно определить структуру уроков каждого типа. Структура урока может быть гибкой, способствующей творческому подходу учителя к решению стоящих перед ним педагогических задач.
Структура урока состоит из его этапов, предлагает их последовательность и связи между ними. Характер этапов урока определяется основной дидактической целью и задачами, которые следует решить на уроках определенного типа, чтобы успешно и наиболее кратким путем достичь этой дидактической цели. Характер и последовательность этих задач зависят от логики учебного процесса, который осуществляется на уроке определенного типа.
В структуре урока можно выделить следующие элементы: внешние постоянные (этапы урока) и внутренние изменяющиеся (методы, приемы, средства обучения). Урок не представляется собой дидактическую форму, раз и навсегда заданную. Поэтому элементы структуры уроков соответствующих типов будут различными.
Каждый тип уроков в соответствии с основной дидактической целью имеет свою, только единственную макроструктуру, которая в зависимости от содержания учебного материала, возраста и подготовки учащихся, особенностей учебного оборудования и т.п. может частично меняться.
Основные компоненты урока.
В микроструктуру урока каждого типа входят методы, приемы и средства обучения в их комплексе, предусматривающем рациональную последовательность взаимосвязанных педагогических целей учителя и учебно-познавательных действий учащихся. Эта последовательность может быть различной, что влияет на качество усвоения знаний. Поэтому эффективность урока зависит от удачного или неудачного определения его микроструктур. Планируя микроструктуру урока, учитель исходит из дидактической цели и задач урока, уровня знаний, познавательной активности и самостоятельности учащихся.
Урок усвоения новых знаний. Урок усвоения знаний предполагает следующую примерную структуру: 1. Проверка домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний; 2. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности; 3. Восприятие и первичное осознание нового материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения; 4. Обобщение и систематизация знаний, применение их в различных ситуациях, приближенных к жизненным условиям; 5. Подведение итогов урока и домашнее задание.
Урок усвоения навыков и умений. Наиболее общая структура урока усвоения навыков и умений такова: 1) проверка выполнения домашнего задания, актуализация и коррекция опорных знаний и практического опыта учащихся (подготовительные задания);
2) сообщение темы, цели и задач урока и мотивация школьников; 3) изучение нового материала (вводные упражнения); 4) первичное применение приобретенных знаний (пробные упражнения);
5) применение учащимися знаний и действий в стандартных условиях с целью усвоения навыков (тренировочные упражнения);
6) творческий перенос знаний и навыков в новые или измененные условия с целью формирования умений (творческие упражнения); 7) итоги урока и сообщение домашнего задания.
Урок применения знаний, навыков и умений. Структура урока зависит, прежде всего, от особенностей формирования у учащихся творческого подхода к решению нестандартных заданий:
1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний, навыков и умений, необходимых учащимся для самостоятельного выполнения практического задания.
2. Мотивация учебной деятельности школьников (осознание учащимися практической значимости применяемых знаний, навыков и умений), сообщение темы, цели и задач урока. Учитель объясняет, какой характер имеет самостоятельное задание, как подходить к его выполнению, какие результаты должны быть получены. Учащиеся усваивают содержание работы, последовательность выполнения действий, анализируют и обобщают исходные положения, на которых основывается задание.
3. Осмысление содержания и последовательности применения практических действий: что в них известно, знакомо, что необходимо решить творчески, по-новому, какие обобщенные способы выполнения действий можно применить в данной ситуации в несколько измененном виде.
4. Самостоятельное выполнение учащимися задания под контролем и с помощью учителя.
5. Обобщение и систематизация учащимися результатов работы.
6. Отчет учащихся о способах и результатах выполненной работы и теоретическая интерпретация полученных результатов.
7. Итоги урока и домашнее задание.
Урок обобщения и систематизации знаний. Структура урока:
1. Сообщение темы, цели, задач урока и мотивация учебной деятельности школьников. 2. Воспроизведение и коррекция опорных знаний. 3. Повторение и анализ основных фактов, событий, явлений. 4. Обобщение и систематизация понятий, усвоение системы знаний и их применение для объяснения новых фактов и для выполнения практических заданий. 5. Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний.
Урок проверки и коррекции знаний, навыков и умений. Структура урока:
1. Мотивация учебной деятельности школьников и сообщение темы, цели и задач урока (показ необходимости широкого и свободного использования в жизненных ситуациях приобретенных в школе знаний, навыков и умений; сообщение о характере заданий на уроке, о последовательности и способах их выполнения и оформления результатов самостоятельной работы);
2. Проверка знаний учащимися фактического материала и их умений раскрыть элементарные внешние связи в предметах и явлениях (устная фронтальная беседа; устный индивидуальный опрос);
3. Проверка знаний учащимися основных понятий законов и их умений объяснять их сущность, аргументировать свои суждения и приводить примеры (письменная работа - 8-10 минут, индивидуальный опрос);
4. Проверка глубины осмысления учащимися знаний и степени их обобщения (письменный опрос, самостоятельное составление или заполнение обобщающих таблиц);
5. Применение учащимися знаний в стандартных условиях (письменное решение задач - вычислительных, качественных или познавательных; выполнение самостоятельных практических заданий по готовым данным, сформулированным вопросам и известным способам выполнения действий);
6. Применение знаний в измененных (нестандартных) условиях (выполнение комплексных творческих письменных работ, требующих переноса усвоенных знаний и способов выполнения действий в новые условия; выполнение комплексных творческих практических заданий);
7. Сбор выполненных заданий, их проверка, анализ и оценка;
8. Итоги урока и сообщение домашнего задания.
Комбинированный урок. Имеет две или несколько приблизительно одинаковых по своему значению дидактических целей. Например: проверка ранее усвоенных знаний и усвоение новых, обобщение и систематизация знаний и усвоение навыков и умений, проверка знаний, навыков и умений и применение их на практике в нестандартных ситуациях и т.п. Таких комбинаций может быть много.
В начальных классах во многих случаях основные дидактические цели сливаются в единый учебно-воспитательный процесс. Например, читая рассказ, учащиеся получают знания о некоторых нормах поведения, совершенствуют навыки чтения, обобщают полученные на прежних уроках знания. В других случаях сочетаются только две дидактические цели, а при изучении, например, природоведения может быть одна цель урока: усвоение новых знаний или усвоение навыков и умений.
Иногда трудно расчленить изучение темы на уроки различных типов, и усвоение нового материала сливается с применением, обобщением и систематизацией знаний. Если планируется проведение комбинированного урока, необходимо четко установить, какие типы уроков и их структурные элементы комбинируются. При этом одни из этапов могут выпадать из структуры комбинированного урока, другие объединяться или совершенствоваться. Важно при этом учесть, что изменяться могут отдельные этапы комбинированного урока, но сама идея и закономерности учебного процесса остаются неизменными.
Таким образом, в отличие от традиционной структуры комбинированного урока, могут применяться различные комбинации структурных элементов известных типов уроков. Например, урок проверки ранее усвоенного материала и усвоения новых знаний (две дидактические цели) может иметь структуру:
1. Проверка выполнения учащимися домашнего задания практического характера (проверка наличия, правильности, полноты и аккуратности выполнения; проверка содержания и результатов выполненных заданий методом чтения числовых результатов или взаиморецензирование заданий);
2. Проверка ранее усвоенных знаний методом: а) фронтальной беседы; б) индивидуального устного опроса или кратковременной письменной работы с тестовыми заданиями;
3. Мотивация учения школьников и сообщение темы, цели и задач урока;
4. Восприятие и осознание учащимися нового учебного материала;
5. Осмысление, обобщение и систематизация знаний;
6. Подведение итогов урока и обобщение домашнего задания.
Общие структурные компоненты комбинированного урока.
Нетрадиционные уроки. Имеют самую разнообразную структуру. Данная структура определяется исключительно целью урока. Формы нетрадиционных уроков в начальной школе:
• Урок-"Эврика", • Урок-сочинение, • Урок-аукцион, • Урок-деловая игра, • Игра-обобщение, • Урок-пресс-конференция, • Урок-диспут, • Уроки-творчества, • Урок-творческий отчет, • Урок-"общественный смотр знаний", • Урок-соревнование, • Урок-соревнование, • Урок-турнир, • Урок типа "КВН", • Урок "Что? Где? Когда?", • Урок-эстафета, • Урок взаимообучения учащихся, • Уроки, которые ведут ученики, • Урок-экскурсия, • Урок-заочная экскурсия, • Урок-консультация, • Компьютерные игры, • Групповой урок внеклассного чтения, • Конференция старшеклассников, • Урок-семинар, • Урок-бенефис, • Уроки книжной панорамы, • Уроки обобщения (ролевая игра, устный журнал), • Уроки решения задач, • Урок-эссе, • "Атака мыслей", • Консультанты на опросе, • Круглый стол, • "Определение понятий", • Проблемное изложение, • Методика поабзацной проработки текста, • "Синтез мыслей", • Лекция "Улучшить и повторить", • Конференция однородных групп, • Урок-лабиринт, • Урок-путешествие, • Интегрированный урок, • Обобщающий урок, • Зачет-игра, • Интегративные уроки и др.
4. Экскурсия как форма организации учебных занятий.
Экскурсия - это поездка или прогулка с образовательной, научной, спортивной или увеселительной целью.
Учебная экскурсия - это проведение учебного занятия в условиях производства, природы, музея с целью наблюдения и изучения учащимися различных объектов и явлений действительности. Отсюда характерный признак занятия: изучение объектов связано с передвижением учащихся, с их мышечными усилиями.
Являясь самостоятельной формой обучения, экскурсия входит важной составной частью в систему учебно-воспитательной работы в школе, поскольку связывает учебный материал с природными и общественными явлениями.
Учебные экскурсии.
Перед экскурсиями ставятся такие задачи: обогащать знания учащихся (на основе непосредственного восприятия, накопления наглядных представлений и фактов); устанавливать связи теории с практикой, с жизненными явлениями и процессами; воспитывать любовь к природе и т.д. Длительность учебной экскурсии (от 40 до 90 минут) определяется в зависимости от учебных задач, конкретных условий проведения, возраста учащихся.
Каждая экскурсия связана с учебным материалом разных предметов, однако она в большей степени, чем какая-либо другая форма обучения, способствует реализации межпредметных связей. На экскурсии учащиеся не только усваивают новые знания или углубляют, расширяют имеющиеся, но и приобретают умения и навыки их применения.
В педагогике учебные экскурсии разделяют по разным основаниям и признакам. По отношению к учебным программам экскурсии делят на программные (рекомендуются учебными программами) и внепрограммные (выходят за рамки программы).
По содержанию учебные экскурсии подразделяются на тематические (однотемные и многотемные) и комплексные (межпредметные, обзорные).
По времени проведения относительно изучаемых на уроках тем какого-либо раздела различают вводные, сопутствующие и заключительные экскурсии.
Существенным моментом при проведении экскурсии по природоведению, чтению, музыкальному воспитанию является время года, поэтому природоведческие экскурсии в методике разделяют на осенние, зимние, весенние, летние.
5. Домашняя учебная работа школьников.
Доля умственных занятий в человеческой деятельности непрерывно возрастает. Поэтому приучение детей к систематическому умственному труду делает необходимыми домашние учебные занятия. Их характер, объем, сложность должны быть научно обоснованы. Исследователи на основе практического опыта вывели нормы времени выполнения школьниками домашних заданий. Нормы эти таковы: в 1 классе - до 1 часа; во 2-м - до 1,5 часа; в 3-4-м - до 2 часов; в 5-6-м классах - до 2,5 часа; в 7-8м - до 3 часов; в 9-11 - до 4 часов. По объему домашняя работа не должна превышать одной трети того, что сделано на уроке в 1-9-м классах, и половина - в 9-11-м классах. На выходные и праздничные дни домашние задания не даются, хотя, к сожалению, дети перегружены и в эти дни.
Домашняя учебная работа в начальных классах служит (задачи):
а) углублению в усвоении и закреплении знаний, умений и навыков;
б) формированию самостоятельности в учебно-познавательной деятельности;
в) воспитанию, развитию;
г) стимулированию интереса к учению;
д) сближению обучения и самоуправления;
е) воспитанию волевых качеств школьников;
ж) способствует творческому отношению к делу;
з) обобщению, систематизации знаний для подготовки учащегося к усвоению нового материала.
По методам домашняя работа бывает:
- работа с книгой (чтение, осмысление, заучивание текста),
- устные упражнения,
- письменные упражнения,
- учебно-практические задания,
- творческие работы.
Требования к домашнему заданию:
1. Домашние задания в 1 классе не задаются, практикуются устные и творческие работы.
2. Домашние задания должны быть небольшими, но содержательными, направленными на усвоение, закрепление и повторение. Нельзя допускать перегрузок.
3. Домашние задания должны быть более просты и понятны, чем классная работа.
4. Домашние задания полезно связывать с непосредственными наблюдениями и впечатлениями детей.
5. Учителю необходимо давать инструкцию о выполнении домашнего задания для предупреждения возможности механического копирования классной работы.
6. Полезно индивидуализировать домашние задания в соответствии с познавательными возможностями ученика.
7. Домашнее задание должно быть проверено учителем, что формирует ответственность и дисциплину у школьника.
8. Учитывать формы помощи родителей.
6. Методические рекомендации учителю.
При подготовке учителя к конкретному уроку можно пользоваться следующей схемой:
Форма конспекта урока.
При подготовке учителя к уроку центральное место занимает тематическое планирование. Форма примерного тематического планирования может быть различной.
Приведем примерный вариант тематического планирования:
Форма тематического планирования (Килина Н.Г.).
Приведем также примерную схему анализа урока:
Схема анализа урока (Г.И. Саранцев).
- Педагогика
- Часть 4. Теория обучения (Дидактика) содержание
- Лекция 1. Дидактика как теория образования и обучения
- Лекция 2. Процесс обучения
- Лекция 3. Принципы обучения
- Лекция 4. Содержание образования
- Лекция 5. Методы обучения
- Лекция 6. Средства обучения
- Лекция 7. Мотивация учения
- Лекция 8. Активизация учебно-познавательной деятельности младших школьников
- Лекция 9. Формы организации обучения
- Лекция 10. Контроль в системе учебной деятельности
- Лекция 11. Умственное развитие
- Лекция 12. Таксономия учебных целей.
- Лекция 13. Диагностика умственного развития
- Лекция 14. Развитие школы как инновационный процесс
- Литература
- Пешкова Валентина Евгеньевна
- Часть 4. Теория обучения (Дидактика)