2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества
В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе, прежде всего государства.
Основываясь на примерах детей-Маугли, каких, вероятно, было немало в стране пожираемой огнем войн и эпидемий, Коменский доказывает, что человек без воспитания становится не чем иным, как только зверем. Он утверждает, что воспитание и образование нужно всем категориям людей, богатым и бедным, умным и глупым, начальникам и подчиненным, мужчинам и женщинам. Ни один человек не может избежать образования, ибо именно оно делает человека настоящим человеком.
В школах нужно стремиться к тому, чтобы:
1. При посредстве наук и искусств развивались природные дарования.
2. Совершенствовались языки.
3. Развивались благонравие и нравы в направлении всякой благопристойности согласно со всеми нравственными устоями [5, с. 295].
Коменский неоднократно пытается определить так называемое "правильное образование", вкладывая в него собственное христологическое содержание. Но сама по себе мысль о правильности той или иной формы образования является ценной для нас. С древних времен до сегодняшнего дня в школах разных народов боролись и продолжают бороться различные педагогические системы. Каждая из них считает именно свою точку зрения в качестве единственно правильной. Но единственным критерием правильности деятельности той или иной формы обучения может выступать лишь качество знаний выпускников.
- ВВЕДЕНИЕ
- 1. Биография и философские воззрения Коменского
- 1.1 Жизнь и деятельность Я.А. Каменского
- 1.2 Философские основы педагогической системы Коменского
- 2. Педагогическое учение Коменского. «Великая дидактика» - первое научное обоснование педагогической теории
- 2.1 Структура и содержание «Великой дидактики»
- 2.2 Дидактика как теория обучения
- 2.3 Роль образования в гармоничном развитии человека и совершенствовании общества
- 2.4 Основные категории педагогики Коменского
- 2.5 Содержание, формы и методы нравственного воспитания по Я.А. Коменскому
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ