2. Педагогические условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет
Выбор возраста детей -- 6-7 лет -- в данном исследовании обусловлен психолого-педагогическими данными. Так, этот период рассматривается как модель, иллюстрирующая эволюцию знаково-символической деятельности. Уже с 4 лет детей привлекает предельная геометризация орнамента и они в состоянии понять условность его образов-символов. Возможности осмысления условности орнамента детьми, начиная со среднего дошкольного возраста, объясняются бурно развивающейся эмоционально-чувственной сферой, воображением, наглядно-образной памятью и мышлением, которые обладают именно в этот период наибольшей пластичностью и легко поддаются педагогическому воздействию. В этом возрасте появляются внутренний план деятельности, первые формы креативности и попытки создания и реализации замысла.
К 6-7 годам и рука ребенка, как отмечает Т.С. Комарова, становится более "ловкой, подвижной, способной легко и свободно совершать рисовальные движения в разном направлении и разной длительности", от уровня развития которых зависит умение творчески решать любую изобразительную задачу.
С 6-летнего возраста у детей сформировано отношение к людям своей и других национальностей. Это может послужить, на наш взгляд, основанием для понимания национального аспекта родового, заложенного в орнаментальном образе.
В соответствии с целью и гипотезой, перед исследованием были поставлены следующие задачи:
* проверить состояния рассматриваемой проблемы в психолого-педагогической и научно-методической литературе;
* разработать комплекс мероприятий - на занятиях рисованием - по формированию орнаментального образа средних дошкольников;
* провести апробацию разработанного комплекса мероприятий.
Для более комплексного исследования проблемы формирования орнаментального образа дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение; педагогический эксперимент. В ходе педагогического эксперимента был использован метод педагогического тестирования.
Основными способами изучения и обобщения передового опыта формирования орнаментального образа дошкольников в нашем исследовании явились: анализ литературных источников, изучение документов планирования занятий с дошкольниками и их родителями, педагогические наблюдения. Изучение и анализ научно-методической литературы, связанной с темой нашего исследования, позволили определить круг вопросов, требующих разрешения, конкретизировать задачи.
Педагогический эксперимент, проведенный нами проходил на базе МОУ СОШ № 1 филиала Спасской начальной школы- детского сада пос. Приволжье Самарской области, проходил он в три этапа:
1) констатирующий эксперимент;
2) формирующий эксперимент;
3) контрольный эксперимент.
В педагогическом эксперименте принимали участие 5 детей подготовительной группы, составляющих экспериментальную группу.
Для проверки практической эффективности занятий, проводимых с дошкольниками была выделена экспериментальная группа из 5 дошкольников с разным уровнем развития.
- Введение
- 1. Психолого-педагогическое обоснование проблемы необходимости ознакомления детей с народным декоративно-прикладным искусством
- 1.1 Орнаментальный образ, как многоуровневая система и модель отношения человека к миру
- 1.1.1 Природа орнаментального искусства
- 1.2 Характеристика народных текстильных промыслов
- 1.2.3 Тканые орнаменты стран Балтии
- 1.2.4 Вологодское кружево
- 2. Педагогические условия формирование орнаментального образа в рисовании детей 6-7 лет
- 2.1 Особенности изображения орнаментального образа в рисунках детей 6-7 лет
- Народные художественные промыслы и ремесла
- Размещение народных промыслов на территории России
- Кружевоплетение. Основные промыслы
- Вологодское кружево
- Тема 8. Художественные промыслы Тамбовского края.
- 5. История развития Вологодского края (ремесла)
- Тема 5. Композиция кружевного изделия по мотивам вологодского кружева (салфетка, галстук, украшение). Творческое задание – создание кружевного изделия в традициях вологодского кружева.