2.1. Понятие и сущность метода обучения
Метод (от греч. metodos) означает способ познания, исследования явлений природы и общественной жизни, прием, способ или образ действия; путь продвижения к истине.
Методы обучения определяются как система упорядоченных способов взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленных на достижение цели образования. С точки зрения данного определения метод обучения органически включает в себя обучающую работу учителя (преподавание) и организацию учебно-познавательной деятельности учащихся (учение) в их взаимосвязи, а также специфику их работы по достижению образовательных, развивающих и воспитательных целей обучения.
Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками:
· обозначает цель обучения;
· способ усвоения;
· характер взаимодействия субъектов обучения.
Отражая двуединый характер процесса обучения, методы являются одним из механизмов, способов осуществления педагогически целесообразного взаимодействия учителя и учащихся, которое строится на основе ведущей и направляющей роли учителя. Сущность методов обучения рассматривается как целостная система способов, приемов и средств, в комплексе обеспечивающих педагогически целесообразную организацию учебно-познавательной деятельности учащихся.
Основными положениями, на которых строится современная методика обучения, являются:
1. Любые знания, умения, навыки и привычки возникают, образуются и упрочиваются у школьников лишь в процессе его непосредственной деятельности как педагогический результат этой деятельности. При этом следует иметь в виду, что ни один метод не дает прямого учебного результата: каждый метод представляет собой средство управления механизмом процесса обучения, т.е. организует учебную деятельность учащегося.
2. Совокупность методов должна непременно приводить к достижению всех целей обучения.
3. Тесная взаимосвязь и обусловленность выбора и эффективного применения любого метода и типичной педагогической ситуации. Отсюда возникает важная задача методики обучения -- установление и раскрытие закономерных связей успешного применения методов с типичной педагогической ситуацией.
4. «Ни одно средство не может быть объявлено хорошим либо плохим, будучи вырвано из всей системы средств; решающим моментом является логика и действие всей системы средств, гармонически организованных» -- так обобщенно сформулировал это положение А.С. Макаренко на основе технологической логики педагогических процессов.
5. Тесная взаимосвязь методов обучения и воспитания. Логика взаимосвязи методов обучения и воспитания определяется принципом целостного подхода к процессам обучения и воспитания.
- Вопрос 1.
- Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
- 1.1. И.Г. Песталоцци -- крупнейший представитель
- мировой педагогической мысли XVIII -- начала XIX вв.
- теории элементарного образования И.Г. Песталоцци
- 1.3. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
- Вопрос 2.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)
- 2.1. Понятие и сущность метода обучения
- 2.2. Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)
- 2.3. Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
- Список использованной литературы
- 9. И.Г. Песталоцци
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- Теории элементарного образования и.Г. Песталоцци
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Теория элементарного образования Песталоцци
- 3. Теория элементарного образования и.Г. Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования