мировой педагогической мысли XVIII -- начала XIX вв.
Одним из первых педагогов конца XVIII -- начала XIX в., оказавшим своими идеями и опытом практической деятельности огромное влияние на все последующее развитие мировой педагогической мысли, был швейцарец И.Г. Песталоцци, родоначальник влиятельного направления в педагогике, известного под названием песталоццианства.
В истории мировой педагогики Иоганн Генрих Песталоцци (1746--1827) известен как один из великих и благородных подвижников дела воспитания униженных и оскорбленных. За ним справедливо укрепилась слава «народного проповедника», «отца сирот», создателя подлинно народной школы.
И.Г. Песталоцци родился в Цюрихе в семье врача и рано остался без отца. Образование он получил обычное для того времени: сначала окончил начальную школу на немецком языке, потом -- традиционную латинскую школу и школу повышенного типа, готовившую к получению высшего образования, -- гуманитарную коллегию, нечто вроде старших классов гимназии, после чего учился в высшей школе--Коллегиум Каролинум, где готовились протестантские теологи и проповедники, уйдя с последнего теологического курса. Главной причиной этого было увлечение Песталоцци просветительскими и революционными идеями, пришедшими из Франции, прежде всего идеями Ж.-Ж. Руссо, озабоченностью судьбами простого народа, жившего в нищете и невежестве. Поиск практических путей вывода простых людей из жалкого состояния Песталоцци видел в изменении характера воспитания детей, которое должно обеспечивать им единство нравственного, умственного и физического развития, а также подготовку к производительному труду через активное участие в нем.
Существенным отличием И.Г. Песталоцци от большинства его предшественников было то, что свои педагогические идеи он выводил из практики и старался проверять их действенность в деятельности открывавшихся им самим воспитательно-образовательных учреждений. Первым из них была школа для детей бедняков, которую он открыл в своем маленьком имении Нейгоф (1774--1780), затем в течение одного года он возглавлял приют для детей-сирот в городке Станце (1798--1799), наконец, он руководил воспитательными учреждениями в Бургдофе (1800--1804) и Ивердоне (1805--1825).Последние два были школами-интернатами, где одновременно готовились и учителя народных школ. Эти воспитательно-образовательные учреждения приобрели международное признание. Многие известные ученые, учителя различных европейских стран приезжали знакомиться с опытом работы этих школ.
Педагогические идеи, наблюдения и выводы из своей педагогической работы в Нейгофе и Станце И.Г. Песталоцци изложил в таких широко известных сочинениях, как «Письма г-на Песталоцци к г-ну Н.Э.Ч. о воспитании бедной сельской молодежи» (1777), «Лингард и Гертруда» (1781--1787), «Письмо к другу о пребывании в Станце» (1799), «Как Гертруда учит своих детей» (1801), «Лебединая песня» (1826). В результате обдумывания своей работы он пришел к мысли о том, что стремление детей к деятельности и развитие их природных сил требуют максимального упрощения приемов и методов обучения в начальной школе. Так у него зародилась идея об элементарном (поэлементном) первоначальном обучении как инструменте развития личности воспитанников.
1.2. Сущность и основные положения
- Вопрос 1.
- Теория элементарного образования И.Г. Песталоцци
- 1.1. И.Г. Песталоцци -- крупнейший представитель
- мировой педагогической мысли XVIII -- начала XIX вв.
- теории элементарного образования И.Г. Песталоцци
- 1.3. Значение педагогического творчества И.Г. Песталоцци
- Вопрос 2.
- Методы организации учебно-познавательной деятельности (Ю.К.Бабанский)
- 2.1. Понятие и сущность метода обучения
- 2.2. Классификация методов обучения (Ю.К. Бабанский)
- 2.3. Краткая характеристика методов обучения (по Ю.К. Бабанскому)
- Список использованной литературы
- 9. И.Г. Песталоцци
- 26. Теория элементарного образования Песталоцци
- Теории элементарного образования и.Г. Песталоцци
- 16. Теория элементарного образования Песталоцци
- Тема V. Теория элементарного образования и развивающего обучения и.Г. Песталоцци
- Теория элементарного образования Песталоцци
- 3. Теория элементарного образования и.Г. Песталоцци
- 2.2 Основа дидактики Песталоцци. Теория элементарного образования