logo search
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала

Заключение

По литературным источникам была изучена и описана сущность понятия «активизации познавательной деятельности» при изучении фактического материала на уроках истории, его структуры и содержания.

Был проведен анализ педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.

На основе исследования педагогической и методической литературы была раскрыта специфика познавательной деятельности школьников на уроках истории.

Были определенны пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Мною были исследованы два наиболее эффективных способа активизации познавательной деятельности учащихся - это дидактическая игра и использование информационно-коммуникативных технологий на уроках истории.

Дидактическая игра является одной из уникальных форм, позволяющих сделать интересной и увлекательной не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению фактического материала, которые осуществляются в рамках воспроизводящего и преобразующего уровней познавательной деятельности -- усвоение фактов, дат, явлений и др.

Применение ИКТ позволяет перевести учебный процесс на качественно новый уровень, так как возникают новые возможности для активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.

Использование электронных обучающих средств на уроках обеспечивает:

1. Экономию времени при объяснении нового фактического материала;

2. Представление фактического материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;

3. Воздействие на разные системы восприятия учащихся, обеспечивая тем самым лучшее усвоение фактического материала

Невозможно представить себе повышение эффективности обучения истории без развития у учащихся стойкого познавательного интереса к предмету.

Проект активизации познавательной деятельности, разработанный, методически и практически апробированный представляет собой субъект-субъектное взаимодействие педагога и учащегося, комплексно воздействующее на мотивационно-потребностную, эмоционально-волевую сферы личности учащихся.

Структурными компонентами проекта, тесно взаимосвязанными между собой, являются: целевой, содержательный, организационный, операциональный, диагностический.

В целевом компоненте, исходя из основной цели - активизация познавательной активности школьников - дефинировались диагностические цели: становление учащихся как субъектов учебной деятельности, освоение ими материала учебной программы, уточнявшиеся в процессе обучения.

Содержательный компонент включал отбор учебного фактического материала в соответствии с требованиями программы, дидактическими принципами, индивидуальным и дифференцированным подходами. Уровень готовности школьников к плодотворному обучению в школе, динамика освоения школьниками материала программы, развитие их познавательных процессов, дисциплинированности и мотивированности к учению детерминировали дифференциацию содержания учебных заданий по истории в целях реализации индивидуального подхода.

Организационный компонент актуализировался игровым методом (дидактическая игра). Это обеспечивает организацию детского сообщества, создание на уроках доброжелательной творческой атмосферы; воспитание готовности к взаимодействию; поддержание оптимального уровня активности на фоне положительных стенических эмоций; сохранение позитивного функционального состояния, сопутствующего высокой работоспособности.

Список использованной литературы и источников

1) Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Теория и методика преподавания истории. - М.: Владос, 2003;

2) Кукушин В.С. Теория и методика обучения. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005;

3) Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших учебных заведений: В 2-х книгах. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения;

4) Борзова Л. П. Игры на уроке истории: Методическое пособие для учителя. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2001;

5) Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М.: Педагогика, 2008;

6) Щукина Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. - М.: Просвещение, 2009;

7) Гора П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. М., 1988;

8) Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении истории.

9) // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- №4,5;

10) Гашникова И.Н. Активные формы работы на уроках истории.

11) // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2008.- №10;

12) Бабина Н.Ф. Как развивать познавательную активность учащихся // Школа и производство. - 2002. - №3;

13) Наумова Т.Н., Шаныгина Н.Т. Формирование познавательного интереса // Специалист. - 2004. - №1;

14) Полуднякова Н. А. Использование дидактических методов активизации познавательной деятельности в обучении школьников / Н. А. Полуднякова, С. А. Вильцина // Молодой ученый. -- 2014. -- №4;

15) Литранович Ж.Т., Землянова В.Д. Развитее познавательной активности и творческих способностей учащихся в контексте современных образовательных технологий//Педагогический альманах, 2002,№ 1;

16) Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие / Авторы - составители: Д.П. Тевс, В. Н. Подковырова, Е. И. Апольских, М. В, Афонина. - Барнаул: БГПУ, 2006;