Введение
Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала - одна из основных проблем современной педагогической науки и практики.
Её актуальность обусловлена поиском и необходимостью разработки оптимальных методических приёмов и средств обучения, установлением взаимосвязи успешности усвоения школьниками исторической науки как учебной дисциплины и активизации их умственного развития как основы формирования и развития познавательной активности.
При решении проблемы активизации познавательной деятельности выход видится в повышении эффективности качества учебного процесса. На основании того, что развитие мышления оказывает решающее влияние на совершенствование других психических познавательных процессов, исследование акцентируется на актуализации возможностей развития логичности и критичности мышления учащихся, определяющих проявления активности познавательной деятельности. Потенциальные возможности повышения познавательного интереса к истории, сохраняются в связи с общественной значимостью этой науки и исходя из фактического и идеологического содержания курса этой дисциплины.
Объектом исследования является процесс обучения истории в основной школе. Предметом исследования является активизация познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.
Цель исследования заключается в обосновании путей и условий активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала по дисциплине истории в общеобразовательной школе. Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи: Анализ педагогической и методической литературы по проблеме активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории.
1. Изучение сущности понятия «активизация познавательной деятельности», его структуры и содержания.
2. Раскрыть специфику познавательной деятельности школьников на уроках истории.
3. Определить пути и условия активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала.
Методологическую (научно-теоретическую) основу исследования составляют: психологическая и дидактическая теория активизации познавательной деятельности учащихся; Дидактические методы и приемы, стимулирующие активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала на уроках истории в общеобразовательной школе. Рабочая гипотеза исследования заключается в следующем: познавательная деятельность учащихся может быть активизирована в процессе изучения фактического материала по дисциплине истории в общеобразовательной школе, если алгоритм операций мыслительной деятельности обеспечивается:
1) комплексным применением игровых методов изучения фактического материала;
2) использованием информационно-коммуникативных технологий на уроках истории;
3) индивидуальным подходом к учащимся с учетом их познавательных возможностей и интересов.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, школьной документации, продуктов деятельности учащихся; обсервационные методы, в том числе включенное наблюдение; изучение, обобщение и использование педагогического опыта; апробация методических средств; опрос учителей и родителей.
- Введение
- Глава 1. Исследование общей основы активизации познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала
- 1.1 Понятие «активизации познавательной деятельности»
- Глава 2. Практическое использование различных форм, методов, и средств обучения стимулирующих активизацию познавательной деятельности учащихся при изучении фактического материала
- Заключение