Введение
Перемены, произошедшие в сфере образования, а именно личностно-ориентированный подход к образованию, его гуманизация и гуманитаризация, уровневая и профильная дифференциация, привели к смещению акцентов с информационной функции обучения на развивающую. Сегодня в процессе обучения учитель должен не только передать определенную сумму знаний, но и научить школьников самостоятельно получать новую информацию и творчески ее перерабатывать, В этой ситуации проблеме формирования у школьников логической грамотности должно быть уделено существенное внимание.
Общепризнанно, что умение рассуждать и логически мыслить чрезвычайно сильно развивается в процессе изучения математики, быть может, сильнее, чем в процессе изучения других школьных предметов, В этой ситуации на учителя математики ложится основная нагрузка по формированию у школьников логической грамотности, В свою очередь владение элементарным комплексом логических понятий и действий позволяет школьникам лучше усваивать математику.
Таким образом, на сегодняшний день актуальна проблема одновременного изучения школьного курса математики и элементов логики.
Проблеме формирования у школьников логических знаний и умений на уроках математики и на факультативных занятиях по математике посвящены работы О.В. Алексеевой, М.А. Артамонова, В.Г. Болтянского, Б.Ф. Высокого, М.Е. Драбкиной, В.Г Ежковой, В.И. Игошина, Л.А. Калужнина, А.Н. Капиносова, Т,А, Кондрашенковой, И.Л. Никольской, Ф.Ф. Притуло, А.А. Столяра, А.И. Фетисова и др.
Исторически существовало три подхода к решению проблемы формирования у школьников логической грамотности.
1. Введение логики в курс средней школы как отдельного учебного предмета.
2. Включение элементов логики в содержание базовых школьных предметов, в частности математики.
3. Изучение элементов логики на факультативных курсах по математике.
В истории нашей школы был период (1947 - 1956 гг.), когда логика изучалась как отдельный учебный предмет в 10 (11) классе. Однако практика показала, что кратковременное обучение элементам логики, да еще и в конце школьного обучения, не дает заметного развивающего эффекта. В итоге логика как самостоятельная учебная дисциплина была исключена из школьной программы.
В 60-е гг. проблемой формирования и развития у школьников логических умений занялись М.А. Артамонов, М.Е. Драбкина, К.А. Рупасов, А.Д. Семушин, А.А. Столяр, А.И. Фетисов. Однако большинство исследователей рассматривали логику только как средство повышения эффективности процесса обучения самой математике. Вопрос же о формировании «логической грамотности, как необходимой и важнейшей составной части общей культуры мышления» был впервые поставлен лишь в 70-е гг. И.Л. Никольской. Именно она уточнила понятие «логическая грамотность» и предъявила требования к логической подготовке выпускников средних школ.
Между тем, стоит отметить еще и то, что большинство авторов предлагало изучать элементы логики и математической логики в рамках факультативных курсов. Другими словами, разработанные программы были рассчитаны только на учащихся, занимающихся математикой дополнительно.
Отметим, что предложенный И.Л. Никольской подход носил обобщенный характер и требовал конкретизации. В итоге в 80-е и 90-е гг. уже применительно к конкретным ступеням обучения появляются работы Т.А. Кондрашенковой, А.Н. Капиносова, О.В. Алексеевой. Однако предложенные методики были направлены на формирование и развитие у школьников только общелогических умений и оставили в стороне группу логических умений.
В настоящее время элементы логики начинают постепенно вводиться в содержание курса математики общеобразовательной средней школы. Однако анализ современных учебно-методических комплектов по математике показал, что они, как правило, не содержат материала по логике. И только учебники для 5-6 классов авторов Г.В. Дорофеева и Л.Г. Петерсон содержат необходимый теоретический и задачный материал.
Таким образом, несмотря на актуальность проблемы формирования у школьников знаний и умений по логике и математической логике, в настоящее время отсутствует достаточное количество методических разработок по организации деятельности кружка по математической логике.
Кроме того, накопленный в данной области опыт не полностью снимает ряд противоречий, связанных с логической подготовкой школьников:
- противоречие между потребностями в знании школьниками элементов математической логики и фактическим уровнем их логической грамотности;
- противоречие между необходимостью создания целостной системы обучения логике в средней школе и ориентацией созданных методик на формирование и развитие отдельных групп умений, а не всей совокупности логических и обшелогических умений;
- противоречие между целесообразностью длительного изучения логики, а именно на протяжении всего периода обучения в школе, и локальностью предлагаемых методик, охватывающих лишь какую-то конкретную ступень обучения в школе.
Объектом исследования является процесс обучения математике в средней школе (6 класс).
Предметом исследования является целенаправленное и систематическое формирование у школьников логических умений в рамках создания внешкольного кружка математической логики в 6 классе.
Цель исследования - разработать систему кружковой работы по математической логике в 6 классе основной школы.
Гипотеза исследования заключается в том, что существует принципиальная возможность такой организации процесса внешкольного обучения математике, при которой наряду с формированием математических знаний и умений целенаправленно и систематически будут формироваться логические умения.
В соответствии с целью исследования и выдвинутой гипотезой решались следующие задачи.
1. Рассмотреть психолого-педагогические основы организации внеклассной работы в основной школе.
2. Охарактеризовать требования к преподаванию математической логики в школе.
3. Рассмотреть содержание современных учебников математики на предмет наличия в них элементов математической логики.
4. Выявить и проанализировать состав и содержание логических элементов в современных учебниках по математике.
5. Разработать программу деятельности кружка математической логики в 6 классе.
- Введение
- Глава I. Различные виды внеклассной деятельности
- 1.1 Внеклассная деятельность как одна из форм работы
- 1.2 Педагогические основы изучения математической логики в средней школе в рамках внеучебной деятельности
- 1.3 Виды и формы внеклассной деятельности
- Глава 2. Логический компонент школьных учебников по математике
- 2.1 Анализ учебников математики 5-6 классов