logo search
Активизация мыслительной деятельности дошкольников и младших школьников

2.3 Активизация мыслительной деятельности ребенка младшего школьного возраста через развитие речи

мыслительный младший школьник психологический речь

Развитие речи - одна из важнейших и наиболее сложных задач начального обучения. Так как слово неотделимо от мышления, является формой, средством выражения мысли, то развитие речи - это, прежде всего развитие мышления.

Этому уделяется большое внимание в классах, обучающихся по системе Л.В. Занкова. Шестилетний и семилетний ребенок, придя в школу, воспринимает предметы целостно, но односторонне, не охватывает всех его признаков. Он выделяет чаще всего цвет предмета - «огурец зеленый», «портфель красный».

Нужно научить ребенка видеть не только цвет, но и форму, величину, материал, понимать назначение предмета, т.е. видеть предмет разносторонне, в многообразии его особенностей и отличительных признаков. Поэтому сначала ребенка учат видеть отдельные предметы, выделяя в них различные признаки, затем наблюдать отдельные предметы, затем переходят к сравнению предметов, определяют, в чем их сходство и различие, группируют предметы по общим признакам, делают выводы из наблюдений. Такая работа по развитию мышления ведется на всех уроках: на уроках математики и чтения, русского языка и рисования, на экскурсиях и уроках труда, и в этом смысле развитие речи не является монопольной заботой уроков русского языка и чтения. Меняются только объекты наблюдений.

На уроках математики наблюдают и сопоставляют числа, геометрические фигуры - математические факты и явления, на уроках грамматики ведут наблюдения над языковым материалом, на уроках рисования и труда учат видеть отдельно части предмета, соотношение этих частей по длине, ширине, высоте, на экскурсиях и уроках рисования большое внимание уделяют цветовой гамме - учат различать цвета и их оттенки, а на уроках труда сравнивают материалы. Например, сорта и виды бумаги по плотности, свойствам, назначению и т.д. На уроках чтения в букварный период наблюдают и сравнивают те предметы, которые связаны с содержанием картинок, - грибы, цветы, мебель, инструменты, птицы и т.д.

Сначала вопросы учителя ставятся в обобщенной форме: «Рассмотрите этот цветок (карандаш, пенал, рисунок в «Букваре», слово, число) и скажите все, что о нем можно сказать - каков он. Конечно, на первых порах дети называют мало признаков предмета (1-2), но затем охват предмета делается более разносторонним. Работая в «зоне ближайшего мышления» (по Л.С. Выготскому), внимание ребенка направляется на части предмета, форму, цвет, величину отдельных частей, из какого материала сделан, и т.д.

Затем вопросы несколько меняются, усложняются, учащимся дается возможность более самостоятельного наблюдения и сравнения, с меньшим вмешательством учителя (в чем сходство и различие предметов? Чем похожи и отличаются предметы? Сравните предметы).

Итак, на развитие мышления «работают» все уроки. Важно только, чтобы эта работа составляла единую систему. Такая методика работает на развитие мышления и его важнейшей особенности - наблюдательности. Наблюдательность, умение видеть предмет с разных сторон переносится на различные явления; умение видеть многообразие сторон одного явления становится постепенно одной из особенностей мыслительной деятельности учеников.

Если ученик одновременно видит и называет много признаков и особенностей в слове (может без вопроса учителя указать, что обозначает слово, из чего оно состоит, назвать слоги, ударение, сказать, в чем расходится написание и произношение слова, к какой части речи относится и др.), он сможет назвать и многообразные свойства математического явления - числа, геометрической фигуры, а также многообразные стороны любого предмета, с которыми он имеет дело на рисовании и труде. Когда приобретен, добыт первоначальный навык наблюдений и устных описаний, - первые главные подступы к сочинению сделаны.

Но развитие речи - это не только развитие мышления, это и накопление, расширение, обогащение и словарного запаса учащихся. Нужно научить ребенка не только видеть и понимать предмет, но и уметь описать его живым, выразительным словом. Наряду с большой работой по овладению новыми словами, которая начинается, едва ученик переступает порог школы и «продолжается всю жизнь», по выражению К.Д. Ушинского, совершенно необходимо выяснять и уточнять значение, казалось бы, знакомых детям слов.

Ушинский писал о том, что «ребенок многие слова усвоил подражанием, полусознательно, а иногда и просто механически употребляет их, часто не зная настоящего точного значения слов».

Учительница Н.В. Смирнова (Санкт-Петербург) в книге «Развитие речи в добукварный период» приводит такой пример: когда она спросила у своих первоклассников о том, что такое «роща», то получила самые неожиданные разъяснения: «роща - это каша, это крупа, это борщ» и т.д. И только один ученик робко заметил: «Роща - это, кажется, место, где растет несколько деревьев». Этой работе - умению правильно употреблять слова, называть предмет и его признаки уделяется большое внимание в детском саду и в школе [21:321].

Работа по развитию мышления и речи с каждой четвертью, с каждым годом усложняется тем, что все сложнее и разнообразнее становятся те предметы, которые дети наблюдают и сравнивают. Среди методистов издавна ведется спор о том, когда, в каких классах можно предлагать учащимся письменные творческие работы, сочинения. Методистов и педагогов очень пугает возможность орфографических ошибок у таких малограмотных людей, какими являются учащиеся I-II классов.

Таким доводам очень убедительно возражала М.А. Рыбникова. Она писала, что учителя, которые страшатся «сочинений и изложений из-за возможности ошибок, напоминают мамашу, которая не позволяет ребенку встать со стула из боязни, что он расшибет себе нос. Но ведь, если так поступать, ребенок никогда не научится ходить. А это неизбежно: начнет ходить - будет падать, но, в конце концов, научится ходить. И вот также надо решиться учить писать. Сначала будет расходиться орфография со стилем, но, в конце концов, это уравняется, выработаются навыки, и ребенок начнет писать что-то содержательное и интересное».

Ниже мы приводим беседу с учительницей В.М. Макаровой (школа № 2 г. Губкина), работающей по системе Л.В. Занкова.

- Какие темы для сочинений вы даете в I классе?

- Темы даются близкие, понятные и интересные учащемуся. Тема всегда объясняется на том уроке, когда пишется сочинение. Чаще бывают темы, которые требуют предварительных, самостоятельных наблюдений учащихся, например, «Осеннее утро», «Зима отступает» и подобные. Тогда, не объявляя, что это станет темой сочинения, даю ребятам задание что-то самостоятельно понаблюдать в природе и даже сопровождаю задание небольшим инструктажем: когда, что наблюдать. Иногда такие же задания по самостоятельному наблюдению в природе ребята получают и перед уроками чтения.

- Вы даете писать сочинение на дом?

- Все сочинения ребята пишут только в классе, иначе есть опасность, что соавторами их выступят родители, дедушки, бабушки.

- Все-таки учите ли вы описанию предмета в сочинениях?

- Чтобы научить детей видеть предмет со всех сторон, различать его форму, величину, окраску, даю сочинения - описание предметов. Если дается тема, требующая описание предмета, то вспоминается (устно), о чем надо рассказать: 1) части предмета, 2) форма, 3) величина, 4) материал, 5) цвет, 6) назначение предмета и т.д. В I классе учащиеся описывали в сочинениях различные предметы: парту, пенал, портфель, доску, стол, окно, форму предметов, их окраску.

Для примера возьмем сочинение Гумельчинского Вадима: «В нашем классе три окна. Рамы у них деревянные. Они бежевого цвета. На рамах ручки. Для того, чтобы открывать и закрывать окна. Стекла прозрачные, потому что мамы вымыли их». (Ошибок нет.)

Дейч Саша описывает классную доску так: «Классная доска большая, деревянная и покрыта линолеумом. Доска коричневая. С чёрным ободком. На ней есть клетки и косые линейки. На доске мы пишем».

Продолжая беседу с учительницей, выясняем тематическую сторону сочинительской деятельности ребят. Она говорит, что в первом классе детям даются темы, требующие оценки явлений. В частности, дети написали сочинения на тему «Какие уроки мне нравятся?»

Вот несколько работ на эту тему.

«Я люблю уроки математики. Я люблю думать и измерять отрезки, решать примеры с «х». Мне нравятся ещё уроки географии. На этих уроках мы узнаём о земном шаре и о природе...» (Момот Вита) (Ошибка: нравется).

«Мне нравится урок географии. Нам рассказывают, почему на свете холодные и жаркие страны. Мы читали про зверей на Северном полюсе. Мы смотрим глобус. Я люблю все уроки» (Урщанская Лена).

«Мне нравится урок рисования. Он мне нравится тем, что я рисую все лучше. Я по рисованию получаю одни пятёрки. Вера Михайловна сказала, что я могу стать художником» (Лебедев Юра) (Ошибок нет).

«Мне нравятся уроки физкультуры. Они мне нравятся потому, что можно укрепить мускулы» (Ронкин Вова).

- Я вижу, что в этих сочинениях уже есть не только выражение своей оценки, но и аргументация выраженного отношения - почему они нравятся: «Я люблю уроки математики. Я люблю думать и измерять отрезки, решать примеры с «х», «Мне нравится урок рисования. Он мне нравится тем, что я рисую всё лучше» и т.д.

Очень интересны сочинения о природе. Первое сочинение ребята писали в феврале, а тема его возникла на экскурсии в природу, которая проводилась в конце января. Наблюдая зимнюю природу, кто-то из ребят сказал: «Кусты голые и замерзшие». И тут же появилась мысль, а что если среди зимы срезать веточку, поставить в воду и понаблюдать, появятся на ней листочки или нет. Учитель не спешит подсказывать ответ. Лучше проверить. Принесли ножик и осторожно срезали каждому ученику по веточке орешника. Задание - понаблюдать. Сначала поступали устные сообщения, а потом ребята написали первое сочинение. Называлось оно - «Моя веточка».

Вот несколько первых сочинений:

«Когда я веточку принесла домой, она была в льдинках, замёрзшая. Я налила ей воды. Прошло несколько дней. Веточка ожила и распустила листики» (Момот Вита) (Ошибка одна: налела).

«Я эту веточку срезала возле школьного двора. Я её поставила на окно в маленькую баночку. Она с каждым днём всё больше и больше распускается. Я через день меняю воду. Я наблюдаю за ней» (Десятова Ира) (Ошибка: наставила).

«Я срезала веточку в саду. У моей веточки уже маленькие зелёные почки: Моя веточка стоит в вазе. Я за своей веточкой ухаживаю. Я через день меняю воду» (Клменко Таня) (Ошибок нет).

Самая короткая работа у Гали Михалевой: «Я эту веточку срезала. У меня она уже распустилась. Очень маленькие зелёные листочки» (Ошибка: лесточки).

Таковы первые несложные самостоятельные наблюдения и описания.

Самым ценным качеством первых творческих работ является искренность (этим они напоминают детские рисунки, где часто нет еще техники, но восприятие окружающего излито с такой подкупающей непосредственностью, с таким ярким, детским, своим видением). Вот это качество - искренность высказываний - особенно надо стараться сберечь в детских работах.

Работы учеников ценны тем, что дети видят предмет, отличают в нем изменения: «Она была в льдинках, замёрзшая», «У моей веточки уже маленькие зелёные почки», «Она с каждым днём всё больше и больше распускается». И детали, отмеченные детьми, и словарь, указывают на то, что дети отличают, видят эти изменения, происходящие на их глазах: «была в льдинках...», «уже маленькие зелёные почки», «с каждым днем...» и т.д. Дети становятся наблюдательнее и умнее, могут рассказать, назвать точнее, что они видят.

Программа, разработанная под руководством профессора Л. В. Занкова, предполагает множество экскурсий в природу, на производство, в музей. Конечно, каждая экскурсия - это событие в жизни класса. Учащиеся любят писать о своих впечатлениях, рассказывать об увиденном. Вот работы, написанные первоклассниками в апреле после экскурсии в аэропорт:

«Экскурсия в аэропорт была очень интересной. Мне понравился самолёт АН-10. Я на нём когда-то летала. Он мощный, четырёхмоторный, удобный. Хорошо смотреть самолёты на земле, а еще интереснее летать на них. (Уршанская Лена) (Ошибки: мощный, четырёх__моторный).

«Когда мы подъехали к аэропорту, то увидели, как два самолёта сделали посадку. Потом экскурсовод нам показала самолёты АН-10А, АН-10 и «Пчёлку». Мы смотрели, как взлетают и садятся самолёты. Потом мы входили в самолёт. Там маленькие окошки и очень удобные кресла. Если человеку плохо, он нажимает кнопку и ему дают конфетку. Нам показали и кабину самолёта. Там много разных лампочек и кнопочек. Интересно было нам». (Шикула Лена) (Ошибки: есле, канфетку; не поставлены запятые.)

В этих сочинениях также проявляется умение детей видеть детали: «маленькие окошки, удобные кресла», «много разных лампочек и кнопочек».

Большое значение в системе Л.В. Занкова придается и работе по картинам. Дети рассматривают картины на уроках чтения, а учитель обучает детей смотреть картину. А сочинения по картине начинаются в конце апреля.

Чтобы преодолеть орфографический барьер в I классе на уроке, когда пишутся сочинения, у каждого учащегося на парте орфографический словарь для начальных классов. Пользоваться словарем их обучили заранее, как только ребята усвоили алфавит. Кроме того, можно спросить правописание любого слова, которое затрудняет учащегося у учителя.

Ошибки в таких работах, конечно, есть, но главным образом у тех учеников, которые не умеют распределять свое внимание между двумя сторонами работы и, увлекаясь рассказом, забывают следить за правописанием слов. Но таких работ мало. Обычно, ошибок в сочинениях не больше, чем в диктантах. Есть и такие ребята, которые дотошно проверяют каждое слово или по словарю, или у учителя и сдают работы без единой ошибки.