logo search
Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта

Введение

речь коррекция моторика нарушение интеллект

Речь играет важную функцию в жизни человека. Она является средством общения, средством обмена мыслями людей между собой. Без этого люди не могли бы организовывать совместную деятельность, добиваться взаимного понимания.

Воспитание речи у детей младшего школьного возраста, включающее умение четко произносить звуки и различать их, владеть артикуляционным аппаратом, правильно строить предложения и связное высказывание, является необходимым условием полноценного развития личности.

Для развития звуковой стороны речи имеет огромное значение развитие подвижных мышц артикуляционной моторики: губ, языка, нижней челюсти, мягкого неба. Для правильного произнесения звука ребенку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящий из сложного комплекса движений, при этом артикуляция, фонация и дыхание должны быть достаточно скоординированы в своей работе, а речедвижение соотнесено с соответствующими слуховыми ощущениями. Физиологи И.М. Сеченов, И.П. Павлов, Н.А.Бернштейн придавали большое значение мышечным ощущениям, возникающим при артикуляции.

В настоящее время 1,7 млн. детей (4,5% всей детской популяции Российской федерации) относятся к категории детей с ограниченными возможностями здоровья и нуждаются в специальном образовании.

На современном этапе остро стоит вопрос о резком росте речевых нарушений у детей младшего школьного возраста. Среди всех речевых дефектов нарушение звукопроизношения является наиболее распространённым. Нарушения звукопроизношения часто являются вторичным дефектом детей с нарушениями интеллекта. По данным ГА.Каше, в первых классах вспомогательной школы дети с дефектами звукопроизношения составляют 65% всего количества учеников первых классов, во вторых - 45%, в третьих - 30%. Воспитание правильной речи у детей с нарушениями интеллекта - это серьезная задача, стоящая перед родителями, логопедами, воспитателями и учителями.

На основании анализа психолого-педагогической литературы и опыта работы в системе специального коррекционного образования была сформулирована проблема исследования, которая определяется противоречиями между потребностью общества в правильном звукопроизношении с одной стороны и существующими традициями в специальной коррекционной педагогике по развитию речевой моторики с другой стороны.

Актуальность проблемы послужила основанием для выбора темы исследования «Особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи у детей с нарушениями интеллекта».

Объект исследования: процесс формирования и развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Предмет исследования: методы коррекции моторики речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проверить особенности слухоартикуляционного анализа и методы коррекции моторики речи младших школьников с нарушением интеллекта.

Задачи данного исследования таковы:

1. Раскрыть теоретические вопросы изучения особенностей развития речи младших школьников.

2. Изучить процесс развития речи младших школьников с нарушением интеллекта.

3. Экспериментальным путем выявить уровень развития моторики речи у младших школьников с нарушением интеллекта.

4. Представить содержание коррекционной помощи по коррекции моторики речи детей.

5. Провести анализ результатов коррекции моторики речи у младших школьников с нарушением интеллекта.

Гипотеза исследования состоит в предположении того, что развитие речевой моторики у детей младшего школьного возраста в условиях коррекционного образовательного учреждения, станет более эффективной, если систематически реализовывать комплекс артикуляционных занятий и упражнений, направленных на развитие речевой моторики, включающий введение индивидуальных занятий и обеспечение развития артикуляционной моторики школьников на всех этапах образовательного процесса в учреждении.

Для решения поставленных задач и доказательства гипотезы нами были использованы следующие методы научного исследования:

- теоретические: анализ, синтез, обобщение, систематизация, классификация и др.;

- эмпирические: наблюдение, изучение продуктов деятельности детей, изучение документации, эксперимент.

База исследования: практическое исследование проводилось на базе Черновской специальной (коррекционной) школы - интерната VIII вида г. Читы. В исследовании принимали участие ученики первого класса с интеллектуальными нарушениями (7-8 лет) в количестве 16 человек.

Новизна исследования состоит в обосновании необходимости осуществления специальной работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта по коррекции моторики речи, связанной с особенностями слухоартикуляционного анализа детей данной категории.

Теоретическая значимость исследования состоит в систематизации взглядов по проблеме коррекции речевой моторики детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Практическая значимость состоит в том, что была разработана и частично апробирована система занятий по развитию речевой моторики у младших школьников с нарушением интеллекта, получены положительные результаты опытно-экспериментальной работы, которые выразились в том, что речевая моторика в результате проведенной коррекционной работы несколько улучшилась.