Введение
Дошкольное детство - первая ступень в психическом развитии ребенка, его подготовка к участию в жизни общества. По утверждению отечественных психологов основным видом деятельности, в котором происходит всестороннее развитие дошкольников, является игра.
Развивающее значение игры многообразно. Она вносит вклад в познание ребенком окружающего мира, в развитие его мышления, чувств, воли, в формирование взаимоотношений со сверстниками, становление самооценки и самосознания.
Проблема игры как деятельности, имеющей особое значение в жизни ребенка, всегда находилась в центре внимания исследователей детского развития ( Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др.). Согласно позиции ученых, игра представляет собой важнейшую и чрезвычайно эффективную в детском возрасте форму социализации ребенка, обеспечивающую освоение мира человеческих отношений (Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин). Она содержит образец будущей взрослой жизни в понятной и доступной для подражания ребенка форме.
Особый характер носит игра, которую дети создают сами, воспроизводя в ней то, что им близко и интересно. Такие игры называются творческими, сюжетными. Сюжетная игра - игра самостоятельная. В ней игровой сюжет определяется играющими, нет заданной программы поведения детей и открытых правил, действия ребенка в воображаемой ситуации выступают на первый план.
Психологи (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин) в своих исследованиях раскрыли стадии развития игровой деятельности, показали значение каждой из них для полноценного развития ребенка.
Данные педагогических исследований (Р.И. Жуковская, А.П. Усова, Д.Б.Менджерицкая, Е.В. Зворыгина, Н.Я. Михайленко и др.) подчеркивают необходимость специального педагогического воздействия для обеспечения правильного и своевременного развития игры. При этом исследователи указывают на то, что выбор методов педагогического влияния на формирование игровой деятельности должен учитывать возрастные особенности детей, их психическое развитие, способности, умения и индивидуальные качества каждого. Кроме того, авторы исследований отмечают, что умело направлять игру детей могут только те воспитатели, которые овладели теорией и методикой руководства игровой деятельностью.
К сожалению, в настоящее время анализ практики работы дошкольных учреждений показывает, что игра в организации педагогического процесса отошла на второй план, уступив место занятиям. В этой связи не уделяется достаточного внимания руководству игровой деятельностью дошкольников. .
Специалисты отмечают, что игры детей становятся бессодержательными, игровые действия однообразными, дети не могут адаптировать тот или иной сюжет к новым обстоятельствам. Причиной того , что игра часто не достигает своих развитых форм у дошкольников, являются некоторые особенности условий жизни детей в настоящее время ( общение со сверстниками в одновозрастной группе, специализированное обучение, исчезновение многодетных семей).
Дошкольными работниками проводятся разнообразные мероприятия по организации игровой деятельности детей, но результативность их подчас невелика. Причина этого кроется в отсутствии изучения состояния детской игры в дошкольных учреждениях и отсутствии целенаправленной работы методистом дошкольного учреждения по формированию знаний и умений по организации игровой деятельности дошкольников. При организации методической работы с воспитателями неправильно расставляются акценты, не рассматриваются те вопросы, которые больше всего вызывают затруднения воспитателей, и, как результат, отсутствует педагогически целесообразное руководство игровой деятельностью дошкольников со стороны воспитателей.
Такое состояние в практике и обусловило актуальность проблемы нашего исследования.
Цель нашего исследования: определить особенности методической работы, направленной на оптимизацию руководства воспитателями игровой деятельностью дошкольников.
Объект исследования - методическая работа по руководству сюжетными играми детей среднего дошкольного возраста.
Предмет исследования - особенности организации методической работы, способствующие развитию сюжетных игр детей пятого года жизни.
Гипотеза: эффективность руководства игровой деятельностью детей дошкольного возраста обусловлена такой организацией методической работы, в процессе которой у воспитателей формируются представления о стадиях развития сюжетных игр, их специфики и взаимосвязи, а также о конкретных способах руководства игровой деятельностью на каждой стадии развития детской игры.
Задачи исследования:
1. Определить значение сюжетных игр, влияющее на развитие детей.
2. Выявить особенности развития сюжетных игр дошкольников.
3. Выявить условия, способствующие развитию сюжетных игр детей среднего дошкольного возраста.
4. Выявить и экспериментально проверить эффективность содержания методической работы по организации руководства игровой деятельностью детей пятого года жизни.
Методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Наблюдение.
3. Беседа .
4. Анализ педагогической документации.
5. Эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась в средней группе в ГОУ-детском саду № 1547 ВОУО ДО города Москвы.
Глава 1 Теоретический аспект проблемы руководства сюжетными играми детей пятого года жизни