logo search
Адаптация детей раннего дошкольного возраста в условиях сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей

Выводы по первой главе

Адаптация - это приспособление организма к новой обстановке, а для ребенка детский сад, несомненно, является новым, еще неизвестным пространством, с новым окружением и новыми отношениями.

От того, насколько ребенок в семье подготовлен к переходу в детское учреждение, зависит течение адаптационного периода, который может продолжаться иногда в течение полугода, а также, дальнейшее развитие малыша. Изменение образа жизни приводит в первую очередь к нарушению его эмоционального состояния.

Необходимое условие успешной адаптации - согласованность действий родителей и воспитателей. Еще до поступления малыша в группу воспитателям следует установить контакт с семьей.

Задача воспитателя успокоить взрослых: пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть, познакомить с режимом дня, вместе обсудить, как облегчить период адаптации.

В свою очередь родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.

Глава 2. Практическое изучение вопросов адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения

2.1 Формы и методы сотрудничества дошкольного учреждения с семьей в период адаптации детей раннего дошкольного возраста

Формы и методы сотрудничества детского сада с родителями - это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм и методов сотрудничества в ДОУ с семьёй - установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать.

В работе с семьей дошкольное учреждение проводят следующую работу: формируют у родителей знания и умения, необходимые для воспитания детей (о возрастных анатомо-физиологических и психических особенностях детей, о содержании, методах и условиях правильного воспитания в семье), помогают вскрывать и преодолевать трудности; устанавливают единство педагогических воздействий на ребенка и контроль за правильным его воспитанием; пропагандируют и используют опыт семейного воспитания, что позволяет предупредить и избежать возможные ошибки.

Планирование, организация и руководство воспитание детей в семье возлагается на заведующего детским учреждением. Он устанавливает единство системы воспитания в детском саду и в семье, объединяя усилия педагогического коллектива и родителей: все лучшее, что приобретает ребенок в детском саду, должно быть предложено в условиях семейного воспитания; и наоборот, все лучшее, что получает в семье, надо сделать достоянием детского сада.

Формы сотрудничества могут быть самые разнообразные, самая распространённая классификация включает в себя индивидуальные, коллективные и наглядно-информационные формы.

К коллективным формам сотрудничества относятся родительские собрания, конференции, "Круглые столы", экскурсии, посещение семьи, лекции и др.

Коллективная форма работы воспитателей с коллективом родителей - форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи.

К индивидуальным формам сотрудничества относятся беседы, которая может быть как самостоятельной формой, так и применятся в сочетании с другими, например, она может быть включена в собрание, посещении семьи. Также к индивидуальным формам сотрудничества можно отнести и тематические консультации. Они организуются с целью ответить на все вопросы, интересующие родителей. Консультации помогают ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше нужна, побуждает родителей серьезно присматриваться к детям, задумываться над тем, какими путями их лучше воспитывать.

Есть и "заочные" консультации. Он готовится с помощью ящика (конверта) для вопросов родителей. Педагог, читая почту, может заранее подготовить полный ответ на тот или иной вопрос родителей.

Ну и последняя форма сотрудничества ДОУ с семьей - это наглядно-информационная.

Условно наглядно-информационная форма сотрудничества разделены на две подгруппы.

Первая из них - информационно-ознакомительная, ее задачами является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.

Задачами второй подгруппы - информационно-просветительская является обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Ее особенность заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное - через организацию выставок, через газеты и т.д., поэтому они были выделены в отдельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.

Теперь рассмотрим методы сотрудничества ДОУ с семьей. Это может быть: анкетирование, наблюдение за ребенком, обследование семьи с помощью проективных методик, беседа с ребенком, беседа с родителями. Они могут быть общие, групповые и индивидуальные.

К общим относится педагогические консультации, беседы, тренинги;

К групповым совместное проведение занятий, досугов, участие родителей в методических мероприятиях, дни открытых дверей и клубы по интересам.

Рассмотрим формы и методы сотрудничества детского дошкольного учреждения, которые используются на базе МДОУ Детский сад №47 "Золотой ключик"

На сегодняшний день в детском саду №47 работаю 38 педагогов, из них специалисты:

заведующая;

заместителя заведующего по воспитательной и методической работе;

психолог;

логопед;

Одной из важнейших форм сотрудничества семьи и детского сада №47 является индивидуальная работа с каждым родителем. Преимущество этой формы состоит в том, что через изучения специфики семьи намечаются пути совместного воздействия на ребенка.

При первом знакомстве, родителей с детским дошкольным учреждением, обычно это бывает весной или летом, воспитателями проводится метод диагностики-анкетирование, где они, отвечая на предложенные вопросы, дают информацию о себе и ребенке. Это очень важно, для изучения микросреды семьи. Среди вопросов анкеты встречаются следующие: "ФИО родителей и место их работы"; "Как называют ребенка дома?"; "Его любимые игрушки" и т.д. Этот метод позволяет выявить возраст, образовательный уровень педагогической культуры, характер взаимоотношений ребенка с родителями, уровень воспитательного потенциала родителей, их психолого-педагогическую компетентность, характер отношения к дошкольному учреждению и т.д.

Оценив данные, полученные в результате анкетирования, воспитатель или психолог проводят метод диагностики детей по психолого-педагогическим параметрам, разработанной К.Л. Печерой. По результатам диагностики определится проблемы, которые могут возникнуть у ребенка в период адаптации, и заранее дают родителям рекомендации по подготовке детей к детскому саду. Например, более ярко выраженной проблемой для детей раннего возраста являются контакты со сверстниками. В этом случае родителям рекомендуют создавать такие ситуации, в которых бы ребенок как можно чаще общался с другими детьми. Осенью, когда ребенок приходит в детский сад, проводят коррекцию тех показателей, которые были выявлены как проблемные, чтобы более четко определить прогноз адаптации в детском саду.

Затем, при поступлении ребенка в детский сад заполняется воспитателем "Карточка основных сведений о ребенке". По ней воспитатель выясняет особенности развития малыша, его домашний режим, укладывания спать, как засыпает, спит, какой у него аппетит и т.д. Какие у него любимые игрушки и занятия, любимая еда, какие индивидуальные особенности и привычки. То есть, заключен весь спектр вопросов, которые помогут воспитателю учитывать индивидуальные особенности и спроектировать воспитательно-педагогическую работу для оптимизации процесса адаптации детей раннего возраста.

На основе анкетных данных, карточки основных сведений и психолого-педагогической диагностики помогают воспитателям сделать прогноз адаптации. Далее в МДОУ д/с №47 проводится такая форма работы как собрание всех родителей, будущих воспитанников детского сада, в котором принимают участие заведующая детским садом, методист, психолог, медики и, конечно, воспитатели групп. На нем воспитатель и педагог-психолог знакомят родителей с требованиями и правилами этого учреждения, образовательной программой. Даются конкретные рекомендации, как подготовить малыша к детскому саду. Также, знакомят родителей с разными вариантами введения ребенка в группу, отвечают на вопросы родителей. Среди прочих рекомендаций присутствуют следующие: в присутствии ребенка плохо говорить о детском саде; "наказывать ребенка детским садом; гулять с ребенком на территории детского сада и рассказывать о тех днях, когда ребенок пойдет в детский сад и там будет много интересного и т.д.

Кроме того, проводят метод - беседы с родителями будущих воспитанников, воспитатели раскрывают закономерности формирования навыков и привычек, их последовательность, значение своевременного формирование необходимых навыков для общего развития ребенка и для хорошего самочувствия в адаптационный период. Также они знакомят родителей с картой нервно-психического развития детей, разъясняя, что должен уметь ребенок этого возраста.

Итак, сотрудничество ДОУ и семьи происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого сотрудничества зависят от активности обеих сторон.

2.2 Описание опыта адаптации детей раннего дошкольного возраста на примере МДОУ Детский сад №46 "Золотой ключик"

Работа проводилась в 1-ой младшей группе, 16 детей, возраст детей от 2-х до 3-х лет, набор в группе начался 01.08.2012г. Педагогический процесс организуется в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду" под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой.

Цель программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирования основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка в современном обществе.

Дети поступают в дошкольное учреждение с прогнозом, какую степень тяжести адаптации можно ожидать. В соответствии с этим прогнозом медик детского сада делает определенные медицинские назначения на первый период адаптации (питание, режим дня, организация дневного сна и т.д.).

Если дети, адаптация которых согласно прогнозу будет, протекает легко, то воспитатели достаточно быстро переводят пребывание детей в детском саду на целый день. Родителям, у которых спрогнозирована адаптация средней тяжести, рекомендуют находиться некоторое время в группе детского сада вместе с ребенком. Когда ребенок освоился, стал доверять педагогам, мама может постепенно сокращает время пребывания в непосредственной близости от малыша.

Труднее всего мамам малышей с тяжелой степенью адаптации. Дети, часто отказываются от еды, плачут. Поэтому, родители присутствуют дольше времени, а ежедневный промежуток времени нахождения в детском саду укорачивается. В этом случае необходима помощь педагога-психолога и воспитателя этой группы.

В адаптационный период с детьми раннего возраста, воспитателями Детского сада №46 "Золотой ключик" ведутся "Индивидуальные листы наблюдения". Данные заносятся в те дни, которые указаны в листе адаптации. Если же ребенок заболел, отмечается дата начала и конца заболевания. Когда ребенок возвращается после болезни, его поведение отмечается три дня подряд, а затем в указанные сроки.

Обозначение в листах наблюдений в период адаптации:

хорошо"+";

неустойчиво "-"

плохо"-"

дома"Д"

болезнь"Б"

Если степень адаптации выявлена, тов листе наблюдений пишется степень адаптации (легкая, средняя и тяжелая степень адаптации) и больше записи в листе адаптации не фиксируется, но наблюдение за этим ребенком продолжается. Так как том случае, если ребенок заболел или по другим причинам не посещал детский сад, необходимо определить, как это повлияло на его адаптацию. Наблюдая и делая выводы, воспитатель учитывает индивидуальные особенности ребенка до поступления в детский сад, так например, если ребенка до поступления в детский сад был неустойчивый аппетит или он плохо говорил, это не стоит рассматривать как показатель адаптации.

В адаптационный период обязательно сохраняются привычные для ребенка способы кормления, укладывания спать. Воспитатель ни в коем случае насильно не заставляет ребенка делать что-то по-другому, чтобы не вызвать и не закрепить негативное отношение к детскому саду. Если ребенок привык к тому, чтобы его покачали перед сном, то воспитатель или помощник воспитателя может покачать, дать любимую игрушку. Даже если это противоречит педагогическим правилам, т.к. временное сохранение привычных для ребенка приемов воспитания, облегчает процесс привыкания к новым условиям.

В течение периода адаптации воспитатель тщательно наблюдает за поведением ребенка. В случаях при ярко выраженных нарушениях эмоционального состояния воспитатель разрешает на 2-3 дня не приводить ребенка в детский сад.

Для эффективного руководства процессом привыкания детей раннего возраста к ДОУ необходима продуманная система педагогических воздействий, которая отвечает его потребностям.

Показатели хорошего и быстрого привыкания ребенка - спокойное уравновешенное эмоциональное состояние, активные действия при ознакомлении с окружающим, умение войти в контакт со взрослыми и сверстниками, высказывания не связанные с воспоминаниями о близких.

2.3 Методические рекомендации воспитателям и родителям

Формирование адаптационных механизмов зависит в первую очередь от умения воспитателей создать атмосферу тепла, уюта и любви в группе. Ребенок должен удостовериться в том, что педагог готов взять на себя заботу о его благополучии. Первые контакты с ребенком должны быть контактами помощи и заботы. Основная задача педагога - заслужить доверие ребенка.

Педагогу, работающему с детьми младшего возраста, следует прежде всего любить малышей, и эта любовь должна проявляться в его облике, словах и действиях.

Детям нравится в воспитателях: эмоциональность и искренность, доброта и отзывчивость, веселое настроение и умение создать его у других, способность увлеченно играть и придумывать истории, негромкая речь и мягкие, ласковые движения.

Педагог-профессионал владеет арсеналом приемов, позволяющих затормаживать отрицательные эмоции малышей. Он может предложить:

игры с песком и водой (дать детям небьющиеся сосуды разного объема, ложки, воронки, сита, пусть малыш переливает воду из одной емкости в другую или вылавливает сачком шарики, рыбок);

монотонные движения руками (нанизывание колец пирамидки или шариков с отверстием на шнур);

сжимание кистей рук (дайте малышу резиновую игрушку-пищалку, пусть он сжимает и разжимает кисть руки и слушает, как пищит игрушка);

рисование фломастерами, маркерами, красками;

слушание негромкой, спокойной музыки ("Утро" Грига, "Король гномов" Шуберта, "Мелодия" Глюка).

Практически любой малыш в первое время испытывает дискомфорт от размеров группы и спальни - они слишком большие, не такие как дома. Чтобы ребенку хотелось с удовольствием идти в детский сад, нужно "одомашнить" группу. Введение элементов семейного быта в практику работы групп раннего возраста должно стать нормой для воспитателей.

Неплохо будет, если родители принесут из дома любимую игрушку малыша, с которой он привык играть и засыпать, тарелку и ложку, которыми он привык пользоваться дома.

Создать ощущение психологического комфорта, защищенности, придать спальне более уютный вид помогут прикроватный коврик, занавесочка, пижа сделанные мамой. Все эти атрибуты становятся для малыша символом и частичкой дома.

Очень хорошо иметь в группе альбом с фотографиями всех детей группы и их родителей. Малыш в любой момент может увидеть своих близких и уже не так будет тосковать вдали от дома.

Для того чтобы зрительно уменьшить помещение группы, мебель лучше разместить не по периметру, а таким образом, чтобы она образовывала маленькие комнатки, в которых дети чувствуют себя комфортно.

Хорошо, если в группе имеется мягкая мебель: кресло, диванчик, где ребенок может побыть один, поиграть с любимой игрушкой, посмотреть понравившуюся книжку или просто отдохнуть. Желательно рядом с уголком "тишины" расположить живой уголок. Зеленый цвет растений благоприятно влияет на эмоциональное состояние человека.

Не стоит планировать на день много приемов работы с детьми. Достаточно по каждому направлению организовать 1-2 формы работы.

Планируя игровое взаимодействие, воспитатель подбирает разнообразные виды игр:

сюжетные;

игры с водой;

игры с песком;

пальчиковые игры;

игры с дидактическими игрушками;

игры-забавы.

В направлении "Играем и строим" отражается деятельность детей с пластмассовыми и. деревянными конструкторами, а также конструирование из мягких модулей.

В раздел "Формируем эмоциональную отзывчивость" можно включать:

чтение стишков;

рассказывание сказок;

пение песенок;

слушание музыки;

рассматривание игрушек, книжек, картинок;

наблюдение за объектом природы;

рисование картинок для детей.

Планируя раздел "Развитие ребенка", педагог подбирает:

игровые упражнения;

подвижные игры;

музыкальные игры.

Чтобы ребенок быстро и легко привык к новому образу жизни, и чувствовал себя в группе уверенно и комфортно, воспитатели рекомендуют родителям сотрудничать в период его адаптации к новым условиям.

Первое знакомство ребенка с детским садом проведите заочно по фотоальбому "Мы ждем тебя, малыш".

Приведите ребенка несколько раз на утреннюю и вечернюю прогулку, так ребенку будет проще познакомиться с воспитателями и другими детьми. Малыш должен видеть, как мамы и папы приходят за детьми.

Приводите ребенка в группу, когда остальные дети гуляют, дайте ему возможность освоить новую обстановку.

Первую неделю приводите ребенка к 9 часам, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Желательно, чтобы малыш был накормлен.

Первую неделю советуем маме находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.

Вторую неделю пребывания в детском саду малыш остается в группе в течение такого же времени, что и в первую неделю, но уже без мамы.

Желательно, чтобы мама приходила к концу утренней прогулки и ребенок обедал в ее присутствии.

Третью и четвертую неделю предлагаем ребенку остаться на дневной сон и просим родителей забирать малыша вскоре после дневного сна.

Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены.

Домашний режим должен соответствовать режиму дошкольного учреждения.

Поощряйте игры с другими детьми, расширяйте круг общения со взрослыми.

Выводы по 2 главе

Необходимыми условиями адаптации ребенка к ДОУ являются: согласованность действий родителей и воспитателей, сближение подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду.

Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических систем детского организма, а так как адаптивные возможности ребенка в раннем возрасте ограничены, резкий переход в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению психофизического темпа развития. Необходим постепенный переход ребенка из семьи в дошкольное учреждение, что обеспечит оптимальное течение адаптации.

Таким образом, адаптация ребенка раннего возраста к условиям детского дошкольного образовательного учреждения предполагает мобилизацию профессиональных сил всего педагогического коллектива. А также, стратегии сотрудничества, партнерства и сотворчества всех специалистов, а не только воспитателей возрастных групп. Руководитель детского дошкольного учреждения заботится о том, чтобы педагоги детсада совершенствовали свои коммуникативные навыки для установления контактов с семьями.

Заключение

В работе исследована адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения

В процессе работы были исследованы особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада в ДОУ №46 "Золотой ключик" г. Соликамск. В исследование включены различные методы: наблюдение, анкеты, опросные листы, беседы и др.

В зависимости от продолжительности адаптационного периода можно выделить разные варианты адаптации ребенка к дошкольному учреждению и разделить детей на три группы: группу легкой адаптации (25% детей), адаптации средней тяжести (55%) и группу тяжелой адаптации (20%).

При этом особое внимание следует уделить согласованности действий родителей и воспитателей, соблюдения общего подхода к ребенку в семье и детском саду. Здесь необходима работа по психологическому просвещению взрослых, где воспитатели и родители получают знания о симптомах трудной адаптации, рекомендации по улучшению адаптации к общим условиям детского дошкольного учреждения каждого конкретного ребенка с его выраженной индивидуальностью.

Результаты начального этапа, диагностического исследования адаптации детей к условиям детсада показали, что при поступлении в детсад у всех детей наблюдаются признаки неблагополучия в эмоциональной сфере, психологический дискомфорт. Малыши отказываются от общения с другими людьми, от игрушек, болезненно реагируют на расставание с родителями, в группе ведут себя беспокойно, часто капризничают, плачут, постоянно просятся домой. К сверстникам и воспитателю относятся равнодушно или сторонятся их.

В результате профилактической и коррекционной работы воспитателя дети начинают откликаться на его обращение по имени, реагировать на ласку и предложения поиграть, обращаться к нему за помощью и поддержкой, если возникают затруднения при соблюдении режимных процедур и если что-нибудь не получается. Малыши пытаются найти у воспитателя утешение в своей тоске по дому и разлуке с мамой. Постепенно дети начинают активно пользоваться игрушками, которые есть в группе, исследовать незнакомые предметы и окружающую обстановку группы.

Контрольная диагностика через месяц после посещения детского сада показала, что у малышей развивается интерес к другим детям, появляется потребность в общении с ними. Дети стремятся привлечь к себе внимание товарища, улыбаются, смеются при встрече с ровесником, заглядывают в глаза, предлагают игрушки стремясь удержать его внимание. Дети начинают интересоваться совместными играми со сверстниками, появляются избирательные симпатии к некоторым детям.

По результатам диагностики выявлено, что в младшей группе детского сада "Золотой ключик" №46 г. Соликамска на начальном этапе у 10 детей выявлена легкая степень адаптации, у 14 средняя и у 8 тяжелая степень адаптации.

Через месяц повторное обследование детей показало, что число детей с легкой степенью адаптации составляет 14 человек, со средней 17, а тяжелая форма адаптации осталась у одного ребенка. Его родителям рекомендовано амбулаторное обследование состояния здоровья ребенка.

Таким образом, подтверждена гипотеза нашего исследования о том, что для изучения психолого-педагогических условий адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада необходима диагностика адаптации ребенка к ДОУ.

6) Систематически поддерживать интерес ребенка в деятельности, уверенность в себе, самостоятельность, инициативность.

7) Разработать индивидуальный режим адаптации ребенка к условиям детского сада (индивидуальные наблюдения за степенью адаптации).

8) Согласованность действий родителей и педагогов, сближение подходов к детям в семье и в детском саду.

9) Создание для ребенка фона уверенности, обеспечивающего психологический комфорт: радость, забота, внимание, доброжелательность, чуткость.