1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста
Отличительной особенностью раннего возраста является нервно-психическое развитие детей от 1,6 до 2 лет и от 2 до 3 лет.
Так, в возрасте от 1,6 до 2 лет характерны следующие изменения. Психологи (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец и др.) убедительно показали что, все психические процессы у ребенка - восприятие, память, внимание, мыслительные операции, воображение - развиваются через речь. Хорошо развитая речь ребенка - это гарантия не только его общего психического развития, но и нормального общения со сверстниками и взрослыми, которое является в свою очередь, условием его личностного развития. Полноценное развитие речи должны обеспечить взрослые: педагоги и родители.
Научные данные свидетельствуют, что к концу 1-го года жизни в словаре ребенка 8-10 слов, в 2 года - 300-400 слов, а в 3 года - 1000 слов и более. Безусловно, могут быть индивидуальные различия, ведь каждого ребенка свой темп развития.
К 1,6 годам понимание слов становится все более стойким и обобщенным.
Ребенок может:
знать и понимать свое имя, имена близких людей, некоторые названия одежды, мебели, посуды, транспорта, животных;
выделять отдельные части своего тела (лицо, голова, уши, глаза, рот, руки, ноги), животных (игрушек);
понимает слова, обозначающие обыкновенные действия ("ложись спать", "садись", "будем кушать", "пойдем гулять", и т.д.), а также действия с игрушками и предметами ("открой", "закрой", "сними", "надень", "убери" и т.д.).
Двигательная активность является одним из важнейших условий физического и психического развития ребенка.
Следует отметить, что разовая продолжительность движений у детей раннего возраста в связи с их быстрой утомляемостью небольшая. Например, ребенок 2-го года жизни может двигаться одномоментное от несколько секунд до 1,5 мин., затем меняют позу или вид движений. У него происходит постоянная смена движений то он идет, то ползет, то садится, то опять поднимается ит.д.
В возрасте от 1,6 до 2 лет особенно важна игровая деятельность. Игра - ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие.
Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с потребностями ребенка. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.
На втором году жизни ребенка перед взрослыми встают новые задачи в развитии игры малыша. При правильной поддержке взрослых дети уже во второй половине 2-го года начинают переходить от действий, основанных на свойствах предметов и игрушек, к отражению практических смысловых связей между ними, т.е. к обыгрыванию доступных пониманию ребенка сюжетов из его жизни. Теперь ему интересно не просто катать машину или коляску, а сажать куклу или зайчика и их, кормить мишку, готовить обед, как это делает мама, укладывать игрушки в постель, баюкать причесываться самому и причесывать игрушки, есть самому и кормить ложкой куклу и т.п. Все это свидетельствует о начале становлении сюжетно-отобразительной игры.
Развитие и воспитание личности в раннем возрасте в так называемой "бытовой" деятельности: в различных режимных моментах (умывание, кормление, одевание и раздевание).
При правильном воспитании ребенка в 2 года:
перед едой идет мыть руки, моет их сам, хотя, может быть, не всегда умело;
ест сам ложкой жидкую и густую пищу;
обращает внимание на свое грязное лицо, руки, нос, лает взрослому знать об этом или сам пытается вытереться бумажной салфеткой, умыться;
требует устранение непорядка за столом (постелить салфетку, убрать крошки т.п.).
частично снимает и надевает одежду с небольшой помощью взрослого трусы, ботинки, шапку;
Следующий возрастной этап, при котором мы будем рассматривать нервно-психическое развитие это от 2 до 3 лет.
В развитии речи детей с 2 до 3 лет происходит существенный скачок - функции речи расширяются, - она становится не только средством общения ребенка с взрослыми, но и средством общения с детьми.
Очень быстро растет словарь. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, то 2,5 года - 400-500, в три - 800-900. а иногда и более 1000. Ребенок буквально схватывает все на лету и повторяет не все новые.
Речь становится средством познания окружающего, идет дальнейшее обогащение ее смыслового содержания.
На 3-м году жизни формируется слушание и понимание литературных произведений, рассказов взрослого, что обогащает ребенка и помогает ему усвоить социальный опыт.
Возникает описательная речь и речь-монолог. Происходит дальнейшее развитие процесса обобщения, на основе которого формируются понятия.
К концу 3-го года ребенок начинает задавать много вопросов, что говорит также о развитии речи и мышления.
Развитие движений к концу 3-го года жизни также совершенствуется, ребенок может:
Ходит по наклонной доске шириной 20 см, приподнятой на 25-30 см. Влезает на табурет высотой 0,5 м, слезает с него. Бросает одной рукой маленькие мячи в горизонтальную цель на расстояние от 80-100 см до 100 - 125 см. Бросает и ловит мяч на расстоянии 70-100 см. Согласовывает свои действия с долгими детьми, одновременно действует рукой и ногой. Может менять темп движений в соответствии с музыкой, словом.
Игра носит сюжетный характер. Ребенок отражает взаимосвязь и последовательность двух-трех действий. Появляются элементы ролевой игры.
В навыках детей этого возраста также имеются успехи:
есть спокойно, не торопясь и не отвлекаясь, соблюдая правила культуры еды;
спокойно ждать, когда подадут следующее блюдо;
выражать свои просьбы словами ("Подай, пожалуйста, салфетку", "Налей еще чаю" и т.п.);
говорить "спасибо" после еды
одевается самостоятельно, может застегивать пуговицы, завязывать шнурки с небольшой помощью взрослого.
Также не менее важны личностные качества детей от 1,6 до 3 лет.
Ребенок раннего возраста - живое и непоседливое существо. Он стремиться все потрогать, попробовать на вкус, повертеть в руках - словом, исследователь. Любознательность - одна из существенных характеристик малыша. Из работ психологов, педагогов, медиков известно, что отсутствие любознательности, интереса к окружающему миру - тревожный признак, свидетельствующий о неблагополучии в развитии ребенка, его болезненном состоянии или плохом контакте с людьми.
Ранний возраст - период активного исследования различных свойств предметов, их формы, величины, простых причинно - следственных связей, характера движений предметов и их соотношений.
Дети, вплоть до 3 лет, используют для изучения предметов один из генетически первых способов ознакомления с ними - через рот (лижут, надкусывают).
И наконец, дети раннего возраста любят все, к чему прикасаются руки взрослых.
Также необходимо учитывать при характеристике личности детей данного возраста, его социальные связи с взрослыми.
На протяжении всего раннего возраста взрослый остается центральной фигурой для ребенка. Деловое сотрудничество, сложившееся между ними на 1-м году жизни малыша, составляет основу их взаимодействий вплоть до того времени, когда ребенку исполнится 3 года.
В первой половине 2-го года жизни ребенка сверстник воспринимается не только как неодушевленный предмет, но и как человек, которому можно адресовать такие же действия, как и взрослому. После 1,6 лет нарастает доля инициативных действий, рассчитанных на то, чтобы заинтересовать ровесника. К концу 2-го года жизни между ребятишками разворачиваются игры, доставляющие им огромное удовольствие.
И все же на протяжении 2 лет жизни в центре ее находится взрослый и игрушка. Их появление отвлекает детей друг от друга, меняет направление их желаний.
На 3-м году жизни возникает особая форма общения детей со сверстниками - эмоционально окрашенная игра. Но все же и к притягательности общению с взрослым и игре с предметами.
- Введение
- Глава 1. Теоретическое обоснование вопроса адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- 1.1 Проблема адаптации детей раннего возраста
- 1.2 Психолого-педагогические особенности детей раннего возраста
- 1.3 Педагогические условия адаптации детей раннего возраста
- Выводы по первой главе
- 18 Адаптация детей раннего возраста в дошкольном учреждении
- Тема 39. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному образовательному учреждению
- Задание 66. Педагогические условия успешной адаптации ребенка младшего дошкольного возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения
- Тема 24. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.
- Формы и методы взаимодействия с семьей в период адаптации ребенка к дошкольному учреждению
- Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации к дошкольному учреждению
- 5 Особенности адаптации детей раннего возраста к дошкольному учреждению
- 27. Дошкольное образовательное учреждение и семья.
- Тема 3.2. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям дошкольного учреждения