ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время стремительно возрастает роль образования, усиливается его влияние на все сферы социальной жизни. Переход от индустриального общества к постиндустриальному и информационному означает, что процессы создания и распространения знания становятся ключевым. Усиление роли знаний в общественном развитии, постепенное превращение информации в основной капитал принципиально изменяют роль образования в структуре общественной жизни современного мира.
Дальнейшая судьба экономики страны в значительной степени определяющимся ходом событий в деревне, позволяющий эффективно хозяйствовать на земле, или будет возрастать продовольственная зависимость от Западной Европы и Америки.
От сельской школы в значительной степени зависит путь дальнейшего развития аграрного сектора, формирование нового мышления у учащихся. Известно, что будущее народа начинается со школьной скамьи. Поэтому в различных областях и регионах нашей страны руководители школ, учителя, ученые, педагоги ищут и апробируют рациональные пути и методы формирования у школьников знаний, умений и навыков по основам аграрной технологии.
В это же время существенно увеличивается значение образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом.
Специфика современной системы образования состоит в том, что она должна быть способна не только вооружать обучающегося знаниями, но и формировать у него потребность в непрерывном самостоятельном и творческом подходе к овладению новыми знаниями. Современные тенденции социально-экономического развития России заставляют переосмыслить цели школьного образования, соответственно по-новому сформулировать и планируемые результаты образования.
Интенсификация образовательных процессов должна происходить в тесной увязки с запросами реальной жизни. Создающие новые типы агрохозяйств (акционерные общества, крестьянские коллективные объединения, и другие) требуют психологической перестройки и качественно нового отношения к сельскохозяйственному труду в школе. Специалисты считают, что российские школьники превосходят зарубежных школьников по уровню теоретических знаний, но они менее подготовлены к участию в производстве.
Экономия на техническом оснащении школы привела к крупным потерям в практической работе выпускников. Нашей школе недостает ориентации учащихся на местные потребности путем раннего вовлечения их в производительный труд. Участие старших школьников в производительном труде формирует у них стремление к самостоятельному приобретению знаний умений и навыков. Это в свою очередь, развивает наблюдательность, способность обобщать анализировать факты из непосредственной жизни, строить планы своего семейного будущего, введения собственного домашнего хозяйства.
Одним из направлений модернизации является профилизация старшей ступени общеобразовательной школы, реализация которой, в свою очередь, вызвала необходимость введения дополнительных новаций в школьную практику.
К числу дополнительных инновационных изменений относятся:
- введение курсов по выбору в рамках предпрофильной подготовки;
- организация информационной работы и профильной ориентации старшеклассников по подготовке к выбору профиля обучения;
- изменение порядка и процедуры проведения аттестации учащихся, заканчивающих вторую ступень основной школы;
- построение рейтинговой оценки ученика, поступающего в профильную школу, которая включает обязательные экзамены, экзамены по выбору, соответствующие избираемому профилю; все это дополняется портфелем индивидуальных достижений - «портфолио».
В данной работе целью исследования является «Изучение теоретического обоснования агрошколы как профильного обучения».
Задачи исследования:
- изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по организации профильного обучения.
- разработать агротехнологический профиль на основе критериев отборов содержания.
- разобрать элективный курс для подготовки старшеклассников к деятельности в условиях рынка по агроэкономическому профилю.
Объект исследования: учебный процесс в школе.
Предмет исследования: профессиональная технологическая подготовка старшеклассников.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ АГРОШКОЛЫ КАК ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ
Важнейшим социальным требованием к школе, заявленным в Концепции модернизации российского образования, на период до 2010 года и в Концепции профильного обучения в учреждениях общего среднего образования, является ориентация образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. В стратегических документах отмечается новая роль профессиональной ориентации как условия для психологической поддержки молодежи, помощи в выявлении профессиональных интересов, склонностей, определения реальных возможностей в освоении той или иной профессии.
Введение профильного обучения и предпрофильной подготовки школьников является важнейшей предпосылкой для разработки и применения в педагогической практике новых средств ориентационной работы с учащимися на более ранних возрастных этапах в связи с тем, что ситуация выбора профиля обучения и направления дальнейшего образования возникает уже в выпускном классе основной школы.
Определение целей, задач и содержания предпрофильной подготовки, обсуждение спектра ее возможных проблем с педагогическим сообществом выявило значительное количество сложнейших вопросов, одним из которых является ориентационная работа, реализуемая с подростками. Однако совершенно очевидно, что без полноценного ориентационного компонента предпрофильная подготовка окажется сведенной к «комплектованию», «подбору», «отбору» без учета индивидуального запроса учащегося и без учета его готовности к формированию этого запроса. Значимость данной проблемы повышает и вероятность того, что в ходе реформирования старшей школы сам профиль обучения в старшей школе в ряде регионов частично окажется виртуальным, «плавающим», несвободным к нескольким стабильным вариантом. Также есть существенный риск; заключающий в том, что профилизация старшей школы может быть использована как одно из средств подчинения личности императивам государственных и общественных структур. В то же время предоставляется шанс использовать ресурсы профильного обучения на старшей ступени для того, чтобы выпускник школы мог преодолевать отчуждение своей сущности от внешне заданных целей и ценностей, раскрывать тот «образ Я», который изначально содержится в нем самом, культивировать способность к поиску своего собственного социального и профессионального «формата», искать ответ на вопрос зачем это содержание обучения необходимо именно мне. [20, 3]
История трудовой и технологической подготовки в Забайкалье.
Трудовое образование в 18 - 20 вв.
Народное образование и трудовое в Забайкалье началось с ростом горнодобывающей промышленности. Потребность в грамотных людях острее всего сознавалась заводской администрацией, от которой требовалось «непрестанное» увеличение выплавки серебра. В 1724 г. появилась первая Нерчинская горнорабочих.
12 декабря 1763 года начальство Нерчинского завода предусмотрело только одну школу при Нерчинском заводе. Школа учреждалась для обучения детей «чтению книг и письму, арифметике и геометрии, сочинению чертежей заводским зданиям, машинам и прочему».
«Пробирному делу и обжиганию серебра Нерчинские школьники должны были обучаться в заводской лаборатории, знакомясь со всеми принадлежащими к тому должностями и маркшейдерскому размерению».
В 1764 г. число принимаемых детей увеличилось: от служащих поступило 150 чел., солдатских и сирот - 70 чел. По мере роста сложности изучаемых предметов увеличивались жалование и провиант учеников. Также учитывалась сословная принадлежность детей, «служителей мастерских» учили чтению и письму, арифметике и геометрии, тригонометрии, механике, пробирному и маркшейдерскому искусствам. Офицерских детей и «приказных служителей», кроме того, немецкому языку, гидравлике и всем горным наукам.
Также распространенным явлением было обучение отцами своих детей горнозаводскому производству и также предусматривалось штатным положением.
Нерчинская заводская школа постепенно превращалась из начальной школы в среднюю с профессионально-техническим уклоном. Из грамотной молодежи, обученной в школах, комплектовались кадры горнозаводских «мастеровых», конторских служащих.
В 1820 г. было принято решение Горным советом создать основную школу при главном Нерчинском заводе, учащиеся которой должны были содержаться за счет казны и продолжать образование в Санкт-Петергском горном кадетском корпусе.
Бурнашев Т.С., начальник Нерчинских заводов проанализировал недостатки прежней системы обучения, и предложил организовать обучение учеников не за счет казны, а с получением жалования и провианта. Обучение он предложил разделить на три этапа по два года в каждом, программа последующих курсов разрабатывалась как продолжение и расширение приобретенных знаний, умений и навыков. Инженер Кулибин А.И. разработал положение о горном училище и системе школ при нем.
Это училище было единственным специальным учебным заведением, решавшим вопрос подготовки квалифицированных рабочих для горнорудной промышленности и представлявшим возможность получить высшее образование в столице России.
В 1907 г. были приняты новые правила о начальных училищах для иногородцев, где настоятельно рекомендовалось преподавать ремесла и ручной труд в соответствии с местными потребностями и нуждами.
В 1911 г. в Читинском ремесленном училище имени Николая 2 существовало два отделения: столярно-токарное, кузнечно-слесарное и три специальных класса. Училище отличалось хорошей оснащенностью, на нижнем этаже располагались мастерские, где станки работали от парового двигателя, электрическое освещение подавалось от собственной динамо-машины.
Дальнейшее развитие профессионально-технического образования связано с созданием и деятельностью Читинской художественно-промышленной школы (1913 - 1923 гг.). В школе работали две мастерские. За 10 лет существования она сделала много для совершенствования кустарных промыслов и ремесел в условиях Забайкалья. Большое внимание уделялось обработке дерева и шерсти. Кроме квалифицированного специального, за 10 лет существования школы 400 чел. получили общее образование.
Появляются железнодорожные профессиональные училища на станциях Амазар, Зилово и др.. открытие этих специализированных учебных заведений связано с завершением строительства Забайкальской железной дороги и подготовкой рабочих-железнодорожников. Открываются ремесленные отделения при начальных училищах. Появляются железнодорожные школы в достаточном большом количестве.
Развитие промышленности, сельского хозяйства, завершение строительства железной дороги вызвали большое оживление в сфере народного образования, а в частности трудовой подготовке Забайкалья.
Трудовая подготовка в школах в послереволюционный период до 90-х годов XX века
После 1917 г. вся территория Читинской области была охвачена пламенем гражданской войны и до ее завершения развития образования было остановлено. В январе 1921 г. была проведена первая Дальневосточная государственная конференция. По решению конференции на территории области стала осуществляться реформа по введению Единой трудовой школы.
Особое значение имело изучение в школах научных основ ведения сельского хозяйства, что должно было сделать их рассадниками практических сельскохозяйственных сведений среди крестьянского населения. С 1925 года теоретические и практические занятия по сельскому хозяйству были включены в программы летних учительских курсов и педагогических техникумов. Вопросы сельского хозяйства заняли большое место в учебных планах сельских школ. Систематически устраивались выставки ученических работ по сельскому хозяйству, все школы принимали участие в праздновании Дня урожая и Дня леса. Это содействовала развитию наблюдательности у учащихся, инициативы и самостоятельности. Не случайно созданные в 1924 г. школы крестьянской молодежи (ШКМ) завоевали широкую популярность среди сельского населения.
В первые же годы после революции большое внимание государственных и общественных организаций было обращено на школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), являвшиеся новым типом профессиональных учебных заведений. Назначение их состояло в подготовке квалифицированных молодых рабочих на основе соединения общего образования со специальной технической подготовкой и производственным трудом.
В 1958 г. в стране принимается закон "Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в СССР". В связи с этим законом в средних школах области вводится производственное обучение. Родилось - движение ученических производственных бригад в основном в сельской местности.
Первая бригада в Забайкалье была создана в 1958 г. из учащихся старших классов Малетинской средней школы на базе колхоза "Победа". Им был выделен и закреплен бригадой небольшой участок земли; на котором ученики выращивали картофель, кукурузу, обрабатывали "делянки зерновых". Они получали урожай и сдавали его в колхоз. У производственной бригады школы тогда не было своей техники, поэтому работы по обработке земли и выращиванию сельскохозяйственных культур выполнялись или вручную, или механизаторами колхоза вместе с учащимися. В конечном итоге школьники не могли четко определить результаты своего труда.
Постепенно ученическая производственная бригада оформлялась в самостоятельную производственную бригаду, и с 1966 г. она получила полную самостоятельность. За ней была закреплена земля, техника, выделялись семена и удобрения, давалось производственное задание между колхозом и школой заключался договор, в котором определялись взаимные обязательства. Бригады обязывались строго выполнять агротехнические приемы, бережно использовать закрепленную за ней технику, соблюдать технику безопасности и умело использовать органические и минеральные удобрения и т.д.
Бригада одновременно с производственным заданием вела и опытническую испытательную работу на пришкольном участке, выращивала овощи, изучала влияние удобрений на урожайность огурцов, томатов, капусты. Ребята остригали овец, работали на сенокосе, где познакомились с устройством и действием разных машин и механизмов.
Подобные ученические производственные бригады были созданы по всей области, в них были объединены 23 тыс. учеников.
До 1965 г. в школах сложилась определенная система: ученические производственные бригады на своих полях выращивали неплохой урожай, как правило выше, чем в колхозах, выпускники получали профессиональные знания и, окончив школы, многие охотно шли работать в хозяйствах колхозов и совхозов. В дальнейшем каждой школе пришлось приспосабливаться по-своему, многие стали искать пути к продолжению профессиональной подготовки ребят. В соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 27 июня 1969 г. с учебного 1969/70 г. в сельских средних школах, имеющих необходимые условия, началось обучение учащихся 9-10 кл. работе на тракторах, комбайнах и других сельхозмашинах. После окончания ученикам выдавались права по профессии. В Читинской области такая подготовка велась в 26 школах.
Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании обучения, воспитания учащихся общеобразовательных школ и подготовке к труду обязывал закрепить за каждой средней школой базовое предприятие (организацию), колхоз, совхоз, в которых будут созданы новые учебные цеха и участки.
Добрые связи были установлены между школами и трудовыми коллективами в таких поселках, как ГРЭС г. Читы, Шерловая Гора, Дарасун, Первомайский, Зилово и др. В практику их работы входили: шефство цехов, участков и отдельных передовиков над детьми; выделение руководителей и технических кружков, спортивных секций из числа умельцев; создание необходимых условий для организации целенаправленной воспитательной работы, организация практики ребят в цехах шефствующих предприятий по специальностям. После чего почти все учащиеся получали квалификационные удостоверения, и половина из них затем шла работать по полученным специальностям в сферу материального производства.
Впервые был открыт открытый в области в 1978 г. сельских межшкольный учебно-производственный комбинат (УПК) с охватом старшеклассников близко расположенных Алханайской, Узонской, Табтанайской и Дульдургинской средних школ. В первый год в комбинате обучалось 320 учащихся. Далее УПК получили широкое распространение в области. Особое внимание в них было уделено оснащению кабинетов
учебным оборудованием для проведения практических занятий. Выделялись
необходимые автомобили, трактора, сельхозмашины и т.д.
На последнюю роль оказывал учебно-производственный комбинат в профориентации учащихся. Для школьников организовывались показы не только учебных фильмов по специальностям, изучаемым в УПК, но и документальных фильмов о профессиях разных отраслей народного хозяйства, о поисках призвания и проблемах выбора профессии.
Во многих школах профориентация осуществлялась в четыре этапа: профпросвещение школьников и родителей; воспитание у ребят уважения к рабочим профессиям; производственная информация учащихся; консультация о выборе профессии. Важны встречи с представителями разных профессий. Определенную роль играют экскурсии на предприятия. Были налажены контакты с учащимися ТУ.
Сначала было заочное знакомство, интересный рассказ об училище, будущей профессии, а потом экскурсия в ТУ, на станцию.
Так же в профориентацию входили совместная подготовка и проведение вечеров, викторин, дней открытых дверей. Целенаправленной профориентационной работе способствовали проведение анкет. Изучая такие анкеты, можно помочь выбрать определенное направление в профессиях, ведь часто желание быть кем-то не соответствует возможностям, условиям.
Центром профориентации являлись учебно-методические кабинеты, которые создавались в школах. Учащиеся сами собирали и оформляли материал в альбомы по предприятиям города по плану: история данного предприятия, лучшие люди, выпускаемая продукция, профессии и потребности в кадрах. Оформлялись стенгазеты, стенды, папки с материалами: о профессиях в нашей стране, о героях труда, об институтах, техникумах. Организовывались выступления представителей учебных заведений в классах. Практиковались читательские конференции по тем профессиям, которых не было в городе.
Каждый молодой человек мог свободно, самостоятельно выбрать профессию, к которой он имеет склонность.
И профориентация была направлена на то, чтобы эта склонность возникла не стихийно, а в результате управляемого воспитательного воздействия, учитывающего общественные потребности и индивидуальные особенности личности.
В производственном обучении школьников были допущены некоторые ошибки. Спецификация производственного обучения была слишком дробной и не учитывала потребностей в кадрах на местах. На многих предприятиях, куда были направлены учащиеся для производственного обучения, не оказывалось необходимой базы. Зачастую практика учащихся проводилась пассивно.
И все же введение трудового и политехнического обучения расширило объем и укрепило базу изучения основ наук, обеспечило разностороннее техническое образование учащихся, "расширило фундамент для научного воспитания" и подняло общеобразовательную школу на новую ступень своего развития. Школа во многом приблизилась к средним специальным учебным заведениям.
Примерные положения агрошколы.
1. Основные задачи:
1.1. Создать условия для интеллектуально-волевого развития личности, осознанного выбора жизненного пути посредством введения различных факультативов, спецкурсов.
1.2. Использовать методики выявления индивидуальных способностей, интересов, потребностей личности.
1.3. Развивать хозяйскую мотивацию, составляющую основу сельскохозяйственной деятельности и воплощающую в себе соединение собственности, ответственности, управленческих функций, личной заинтересованности в производстве сельскохозяйственной продукции.
1.4. Обеспечивать развитие специального агроэкологического мышления, необходимого для непосредственного и постоянного контакта с живой природой и на этой основе осуществлять обучение навыкам и приемам земледелия и животноводства.
1.5. Обеспечивать социальные гарантии для получения бесплатного образования всех слоев населения, использовать все формы получения образования: заочное обучение, вечерняя школа, экстернат, очное обучение.
1.6. Ориентиром воспитательной работы сделать общечеловеческие ценности, с целью формирования духовно-нравственной личности.
1.7. Использовать здоровье сберегающие методики и технологии.
2. Учебно-воспитательный процесс.
2.1. В учебно-воспитательном процессе школы, предусматривается:
- в начальной школе -- развитие общих и творческих способностей детей на основе выявления их интересов и наклонностей через введения интегрированных предметов, факультативных занятий, досуговых форм творческой деятельности.
- в средней школе ан основе интересов, склонностей и самопознания личности создаются разновозрастные факультативные занятия.
- в старшей школе - дифференциация обучения учащихся на основе углубленной и профессиональной подготовки, индивидуальной работы, участие старшеклассников в нучно-познавательных объединениях.
2.2. Внеклассная, внешкольная работа организуется через работу творческих объединений.
Изучаются в динамике развитие учащихся, их склонности, интересы, проводится диагностика способностей. На основе диагностирования вырабатываются психолого-педагогические рекомендации учащимся, учителям, родителям.
3. Экспериментальная работа Агрошколы.
- изучение и внедрение передового педагогического опыта.
- создание экспериментальных площадок.
- разработка и внедрение программ профильной и профессиональной подготовки учащихся.
- расширение вариативной части учебного плана школы.
4. Организация технологического образования и профориентации учащихся.
4.1. На базе школы создается трудовое агрообъединение учащихся (подсобное хозрасчетное хозяйство).
4.2. Цель создания - расширение возможностей участия школьников в общественном производстве, улучшение трудового воспитания, обучения и профессиональной ориентации в условиях перехода на новые экономические отношения и методы хозяйствования.
4.3. В состав агрообъединения могут входить учащиеся, учителя, специалисты хозяйства, родители.
4.4. Для выполнения работ используется время, отводимое на общественно полезный производительный труд, а также свободное от учебы время.
4.5. Агрообъединение может состоять из звеньев бригад, участков, цехов, отдельных производств.
4.6. Учащиеся принимаются на работу в агрообъединение по личному заявлению с согласия одного из родителей, на основании Положения о порядке и условиях добровольного труда учащихся общеобразовательной школы в свободное от учебы время.
4.7. Основными видами деятельности агрообъединения является производство и реализация сельскохозяйственной продукции, товаров народного потребления, оказания услуг и т.д.
4.8. Режим работы агрообъединения устанавливает Совет трудового коллектива в соответствии с действующим законодательством для учащихся. К работе учащиеся допускаются после медицинского осмотра и заключения врача о состоянии здоровья, обучения безопасным приемам труда.
4.9. Оплата труда в агрообъединении осуществляется в соответствии с действующим законодательством о труде.
4.10. Во время каникул агрообъединение может функционировать в режиме ЛТО (финансирование и содержание в соответствии с положением ЛТО)
5. Кадровое обеспечение.
5.1. Штатное расписание школы разрабатывается самостоятельно на основе Устава школы и Программы развития школы и утверждается комитетом по образованию.
5.2. Должностные оклады работников школы устанавливаются на основе ЕТС.
5.3. Оплата труда работников школы осуществляется в пределах фонда заработной платы установленного в соответствии со штатным расписанием, а также дополнительными ассигнованиями, выделенными на экспериментальную работу.
6. Режим работы Агрошколы.
6.1. Режим работы состоит из уроков, элективных курсов, творческих и профильных занятий, индивидуальных консультаций, занятий по интересам в творческих объединениях.
6.2. Школа работает по 5 или 6- дневной учебной неделе, продолжительность уроков 40 минут.
7. Управление.
7.1. Вся организационно-педагогическая деятельность регламентируется программой развития школы, Уставом школы, учредительным договором, законом «Об образовании», и другими нормативно-правовыми актами.
7.2. Управление Агрошколой осуществляет директор школы на принципах единоначалия.
8. Финансово-хозяйственная деятельность Агрошколы.
8.1. Финансово-хозяйственная деятельность Агрошколы осуществляется в условиях нормативного планирования и хозяйственной самостоятельности.
8.2. Источниками доходов Агрошколы являются:
- бюджетные ассигнования;
- добровольные взносы и передаваемые ценности;
- выручка от сдачи в аренду помещений, оборудования;
- выполнение договорных работ (с/х работ);
- прочие поступления (% за кредит, прибыль от вложения денег в банки и т.д.).
8.3. Школа имеет право:
- кооперировать на договорных началах материальные и финансовые средства с другими организациями, предприятиями, учреждениями;
- пользоваться банковскими кредитами в установленном порядке;
- утверждать структуру учреждения, штатное расписание, должностные оклады в соответствии с действующими схемами в пределах образованного фонда заработной платы;
- вводить дифференцированную оплату и устанавливать работникам надбавки за высокие творческие и производственные достижения в работе за счет и в пределах фонда заработной платы. Размеры надбавок определяются в зависимости от личного вклада каждого работника, роста доходов;
- устанавливать доплаты за совмещение профессий, расширение зоны обслуживания или увеличение объема выполняемых работ без учета перечня совмещенных профессий, но в пределах единого фонда заработной платы.