logo
Анализ использования и применения на практике интерактивных методов обучения

ВВЕДЕНИЕ

«Учитель всегда невольно стремиться к тому, чтобы выбрать самый для себя удобный и верный способ преподавания.
Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он не удобнее для учеников. Только тот способ преподавания верен, которым довольны ученики» (Л.Н.Толстой).[1]

В педагогической практике уже давно применяется такой термин как «активные методы и формы обучения». Он объединяет группу педагогических технологий, достигающих высокого уровня развития и активности деятельности учащихся. В последнее время получил место в этом мире еще один термин - «интерактивное обучение».

Современная наука об образовании приблизилась к тому времени, когда возникает потребность в создании педагогических технологий. Которые обеспечивают самое важное в педагогическом процессе - развитие личности каждого учащегося, его активности.

На сегодняшний день большинство предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, поэтому важно при обучении школьников учитывать то, что современные информационные технологии приобретают первостепенное значение.

Современная жизнь требует от учителя активно использовать интерактивные технологии в учебно - воспитательном процессе. Именно их применение способно обеспечить единство образовательных, развивающих и воспитательных функций. Мы живём в интересное, исторически сложное время, находимся у истоков национальной модели казахстанского образования, являющейся частью мирового образовательного пространства. И именно поэтому время требует от нас поиска новых форм работы на уроке. Выпускник XXI века живёт в мире компьютеров, в международном информационном обществе, и умение пользоваться информационными технологиями во многом определяет его жизненный успех.[3]

Современная школа обеспечена материально-технической базой для применения информационных технологий. Учителю необходимо овладевать навыками работы с интерактивными средствами обучения и уметь их применять. Использование современных технологий на уроке способствует повышению качества знаний по предмету и познавательной мотивации. Использование информационных средств облегчает самостоятельный поиск детьми и подростками ответов на возникающие вопросы.

Актуальность исследования. На сегодняшний день учитель должен идти в ногу со временем, с новейшими технологиями, а не просто ждать, что они придут вместе с нами. Следует применять активные методы обучения и технологии, развивающие, прежде всего, познавательную, коммуникативную и личностную активность современных школьников.[7]

Интерактивные методы, обновляя содержание образования, дают возможность вести эффективный поиск разнообразной информации, используя не только печатные источники, но и электронный ресурс, в частности, Интернет.

Применение информационных технологий повышает интерес детей к урокам, позволяет повысить плотность урока, опросить как можно больше учащихся, поработать и со слабоуспевающими, и с сильными учениками.

Систематическое образование помогает эффективно применять новые технологии в обучении. Например, при изучении географического положения материков и океанов очень удобно использовать интерактивную карту.[9]

Интегрированные с информатикой уроки географии позволяют проверить знания учащихся по предметам. Учитель информатики в начале урока напоминает учащимся, как правильно создавать презентации.

В зависимости от дидактических целей и специфики географии как учебного предмета выделяются следующие виды компьютерных программ:

Учебные программы - ориентированы преимущественно на усвоение новых знаний.

Программы-тренажеры - предназначены для формирования и закрепления умений и навыков, а также для самоподготовки учащихся.

Контролирующие программы - предназначенные для контроля определенного уровня знаний и умений.

Демонстрационные программы - предназначены для наглядной демонстрации учебного материала описательного характера разнообразных наглядных пособий (картин, фотографий, видеофрагментов). Их разновидностью можно считать географические интерактивные атласы, карты, которые можно использовать не только в качестве наглядности, но и накладывать друг на друга, компоновать, применять диалоговую и интерактивную графику. Сюда же можно отнести презентационные программы, имеющие возможности для графического редактирования.

Информационно-справочные программы - предназначены для вывода необходимой информации с подключением к образовательным ресурсам интернета.

Мультимедиа - учебники - компактные программы, сочетающие в себе большинство элементов перечисленных видов программ.

Использование компьютера позволяет значительно экономить время, эффективно осуществлять контроль знаний, результаты объективны, повышается мотивация учения за счет новизны деятельности. Применение компьютера на уроке, позволило делать его более интересным, наглядным, динамичным. Проведение уроков с наглядной компьютерной демонстрацией помогает учеником лучше запомнить материал. Опыт по использованию информационных технологий формирует непрерывный познавательный

интерес у учащихся.

Интерактивная доска реализует один из важнейших принципов обучения на уроках географии - наглядность; на ней можно размещать разноплановую информацию (карты, схемы, таблицы, иллюстрации , анимации)

Интерактивная доска представляет собой сенсорный экран, работающий как часть системы, в которую также входят компьютер и проектор. С помощью проектора изображение рабочего стола компьютера проецируется на поверхность интерактивной доски.

Доской можно управлять как с помощью специального стилуса. Так и с помощью прикосновений пальцем. Это зависит от того, какие технологии были использованы при изготовлении доски.

В настоящее время интерактивные доски активно используют в учебных классах школ в качестве средства компьютерной поддержки урока, в тренинг.[19]

Мультимедийная презентация делает урок географии достаточно насыщенным, и одновременно помогает развитию коммуникативных навыков учащихся, глубины их мышления. Поэтому данная тема на сегодняшний день является крайне актуальной.

Целью данной работы является изучение проблемы применения интерактивных методов обучения и, в дальнейшем, непосредственное их применение.

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

- изучить теоретические основы по вопросу интерактивного обучения;

- раскрыть суть концепций интерактивного обучения;

- проверить эффективность интерактивных технологий на уроках географии.

Объектом исследования является Любимовская школа Северо-Казахстанской области, Тайыншинского района.

Предмет исследования - интерактивное обучение в учебном процессе.

Научная новизна данной работы заключается в том, что применение на практике интегрированных форм обучения позволяет развиваться творческому, креативному мышлению посредством внедрения интерактивных технологий в учебный процесс.

Методы исследования. Данная работа может быть использована учителями СШ, студентами, так как она помогает оказать методическую помощь при непосредственном применении интерактивных форм и методов обучения.

интерактивный обучение урок интегрированный