logo
Анализ изменений нормативно-правовой базы среднего образования

1. Нормативные и правовые акты, положения и инструкции по системе среднего образования Республики Казахстан

В Республике Казахстан образование признано одним из важнейших приоритетов долгосрочной Стратегии "Казахстан-2030". Важную роль в Стратегии вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира играет совершенствование системы образования. В настоящее время в Казахстане усиленно осуществляется процесс реформирования системы образования, который направлен на достижение международных стандартов образования и интеграцию в мировое образовательное пространство.

Отношения в сфере образования регулируются нормами Конституции Республики Казахстан, Закона "Об образовании", а также отдельными положениями иных законодательных актов, затрагивающими вопросы образовательной деятельности. В систему подзаконных нормативных правовых актов об образовании входят Указы Президента Республики Казахстан, Постановления Правительства Республики Казахстан, Приказы Министра образования и науки Республики Казахстан, а также Постановления коллегий Министерства образования и науки Республики Казахстан.

Законодательную основу функционирования общего среднего образования составляют:

1. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года № 319-III (с изменениями и дополнениями по состоянию на 10 июля 2012 года);

2. Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента от 7 декабря 2010 года №1118;

3. Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012-2016 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 25 июня 2012 года №832;

4. Стратегический план Министерства образования и науки Республики Казахстан на 2011-2015 годы, утвержденный Постановлением Правительства Республики Казахстан от 19 февраля 2011 года № 160;

5. Государственный общеобразовательный стандарт среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего образования), принятый Постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080;

6. Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года, одобренная Правительством Республики Казахстан 24 февраля 2004 года.

Отдельные вопросы в области общего среднего образования регулируются Законами, такими как:

1. Закон Республики Казахстан "О правах ребенка в Республике Казахстан" от 8 августа 2002 года №345;

2. Закон Республики Казахстан "О государственной молодежной политике в Республике Казахстан" от 7 июля 2004 года №581;

3. Закон Республики Казахстан "О браке и семье" от 17 декабря 1998 года №321-I;

4. Закон Республики Казахстан "О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями" от 11 июля 2002 года №343;

5. Закон Республики Казахстан "О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности" от 9 июля 2004 года №591;

6. Закон Республики Казахстан "О статусе "Назарбаев Университет", "Назарбаев Интеллектуальные школы" и "Назарбаев Фонд" от 19 января 2011 года №394-IV;

7. Закон Республики Казахстан "О физической культуре и спорте" от 2 декабря 1999 года №490.

В целях рассмотрения действующего законодательства в системе общего среднего образования Казахстана изначально следует провести ретроспективный анализ становления и развития законодательной базы функционирования общего среднего образования, которая начала закладываться с момента обретения страной независимости.

В переходный период первым базовым документом, регулирующим сферу образования, стал Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 18 января 1992 года №1153-ХII (далее - Закон), в котором закреплялась приоритетность образования и ее исключительная значимость для развития интеллектуального, культурного и экономического потенциала страны. В соответствии с Конституцией и Законом, все граждане Казахстана в равной степени имеют право на получение гарантированного бесплатного обязательного среднего образования.

В августе 1995 году Национальным советом по государственной политике при Президенте Республики Казахстан была утверждена Концепция государственной политики в области образования, в которой были отражены основные принципы государственной политики Казахстана, модель образования и необходимость внесения изменений в сформировавшуюся образовательную систему.

Концептуальные положения стандарта среднего образования, типы организаций, такие как профильная школа, гимназия, лицей, специализированная школа для одаренных детей были определены в Концепции развития среднего образования Республики Казахстан, принятой в 1997 году.

Образовательная политика Казахстана реализовалась через создание и внедрение государственного стандарта образования. С 1994 по 1996 годы в Казахстане только начали разрабатываться базисные учебные планы для начальной (1-4 классы), основной (5-9 классы) и старшей (10-11 классы) ступеней среднего образования. Приказом Министерства образования Республики Казахстан от 13 марта 1996 года № 69 был утвержден Базисный учебный план общеобразовательной школы Республики Казахстан. Первые государственные стандарты были разработаны в 1998 году, которые в дальнейшем неоднократно дорабатывались. Их доработка была продиктована необходимостью повышения качества образования, приведения содержания образования в соответствие с меняющейся социальной ситуацией.

Так, принятые в начале 90-х годов законодательные и иные нормативные правовые акты в целом заложили правовые основы формирования системы образования Казахстана. Однако некоторые нормы закона претерпели изменения в силу несоответствия реальным потребностям сферы образования. В соответствии с Законом Республики Казахстан "О признании утратившими силу некоторых законодательных актов Республики Казахстан по вопросам образования" от 07 июня 1999 года № 390-1 утратил силу первый Закон "Об образовании".

В начале XXI века в Казахстане была сформирована модель реорганизации образовательного процесса путем принятия трех основных документов, таких как:

1. Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 7 июня 1999 года № 389-I, который определил структуру модели национальной системы образования и расширил самостоятельность учебных заведений, закрепил конституционный принцип обязательности и бесплатности общего среднего образования. В соответствии с данным Законом в Казахстане начала действовать новая модель национальной системы образования, соответствующая Международной стандартной классификации образования, рекомендованной ЮНЕСКО.

2. Государственная программа "Образование", утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 30 сентября 2000 года № 448, которая определила принципы развития целостной непрерывной системы образования, начиная с дошкольного воспитания и обучения, завершая вузовским и послевузовским профессиональным образованием. Государственная программа предусматривала осуществление инновационных преобразований в разработке и внедрении новых технологий обучения.

3. Государственный общеобязательный стандарт образования Республики Казахстан "Среднее образование. Образование среднее общее. Основные положения" ГОСО РК 2.003-2002", утвержденный Приказом Министерства образования и науки Республики Казахстан от 24 сентября 2002 года №693. В качестве объектов стандартизации были выбраны базовое содержание образования, уровень подготовки учащихся, объем учебной нагрузки, требования к кадровому обеспечению. Составной частью ГОСО являлся базисный учебный план (далее - БУП), который представлял собой комплекс нормативов, являющихся основой для составления типовых учебных планов, на всех ступенях общеобразовательных школ с разными языками обучения. БУП определял структуру школы, минимальный набор учебных предметов, учебную нагрузку по каждому предмету. БУП включал инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть БУП включала в себя семь образовательных областей: "Филология", "Математика", "Естествознание", "Обществоведение", "Искусство", "Технология", "Физическая культура".

Данный ГОСО РК 2.003-2002 утратил силу в соответствии с приказом Министра образования и науки Республики Казахстан "Об утверждении государственного общеобязательного стандарта и типовых образовательных учебных программ начального, основного среднего и общего среднего образования Республики Казахстан" от 9 июля 2010 года № 367.

В 2010-2011, 2012-2013 учебных годах обучение в общеобразовательных школах Республики Казахстан осуществляется на основе Государственного общеобязательного стандарта Республики Казахстан "Начальное, основное среднее, общее среднее образование. ГОСО РК 2.3.4.01-2010".

Немаловажная роль в законодательстве системы общего среднего образования была отведена ряду стратегических документов, таких как Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года и ГПРО на 2005-2010 годы, а также Концепции развития образования Республики Казахстан до 2015 года.

Правительством Казахстана 24 февраля 2004 года была одобрена Концепция развития образования Республики Казахстан до 2015 года, которая определяет образование в качестве общенационального приоритета, закладывает основу для развития образовательной политики страны на длительный период. Целью Концепции в области среднего образования является формирование личности, которая будет способна на основе полученных глубоких знаний, профессиональных навыков свободно ориентироваться и самостоятельно принимать правильные, нравственно - ответственные решения в условиях быстроизменяющегося мира. Концепция реализуется поэтапно.

В соответствии с Посланием Президента Республики Казахстан народу Казахстана от 19 марта 2004 года "К конкурентоспособному Казахстану, конкурентоспособной экономике, конкурентоспособной нации" была разработана Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2005-2010 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 11 октября 2004 года № 1459. Основными задачами Программы стали обеспечение доступности качественного образования для всех слоев населения, переход на 12-летнее общее среднее образование, приоритетное развитие государственного языка, создание национальной системы оценки качества образования, совершенствование учебно-методического и научного обеспечения образовательного процесса, а также укрепление материально-технической базы системы образования. Программа реализовывалась в два этапа: первый этап в 2005-2007 годы, второй этап в 2008-2010 годы. В результате реализации ГПРО по состоянию на 1 июля 2010 года структура образования была приведена в соответствие с Международной стандартной классификацией образования, а также были созданы условия для введения 12-летней модели обучения.

Основные приоритеты и главные задачи долгосрочной государственной политики в области образования сформулированы в новой редакции Закона "Об образовании" и ГПРО на 2011-2020 годы.

Так, в 2007 году законодательство в сфере образования претерпело обновление, Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 18 января 1992 года №1153-ХII утратил силу и был принят новый Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 27 июля 2007 года №319-III, основной целью принятия которого является создание конкурентоспособной образовательной системы. За годы независимости Казахстана это третий и ныне действующий Закон "Об образовании". Структура нового закона была предопределена концептуальной идеей создания совершенно новой образовательной среды. В законе были выделены субъекты образовательной деятельности, их компетенции, права, обязанности, а также ответственность школьников и их родителей. Данный Закон принципиально отличается от старой редакции новыми, более усовершенствованными подходами к процессу образования. Например, в школах планируется введение профильного образования и внедрение программы предпрофильной подготовки. Подготовка кадров технического профиля будет осуществляться как на базе основного среднего (10 классов), так и на базе общего среднего образования (12 классов). Отметим, что нынешний Закон социально ориентирован, обеспечивает повышение социального статуса педагогических работников в обществе, предоставляет льготы педагогам и создает условия для осуществления профессиональной педагогической деятельности.

В 2011 году утвержден Закон Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Казахстан "Об образовании" от 24 октября 2011 года № 487-IV (далее - Закон). Основной целью внесения изменений и дополнений в Закон стало совершенствование системы образования, повышение качества и расширение доступности образования, устранение правовых пробелов, выявленных в ходе применения предыдущего Закона "Об образовании".

Одними из принципиально новых изменений стали нормы, регламентирующие переход на двенадцатилетнее обучение и определяющие правовой статус профильной школы. С целью повышения качества среднего образования в Законе существенно усилены требования к качеству учебников, учебно-методических комплексов и пособий, введены их апробация и мониторинг, предусмотрен единый централизованный контроль качества образовательных услуг в организациях образования на территории всего Казахстана. Кроме того, значительное внимание уделено вопросам организации инклюзивного образования, так введены нормы, обеспечивающие гражданам с ограниченными возможностями и нарушениями в развитии специальные условия для получения ими образования и социальной адаптации. С целью выравнивания финансового обеспечения организаций образования, повышения качества образования и эффективности труда педагогов, создания стимулов для руководителей учебных заведений ныне законодательно обеспечен переход к подушевому финансированию среднего, технического и профессионального, послевузовского образования.

Внесенные изменения и дополнения в Закон преимущественно касаются основных положений Государственной программы развития образования в Республике Казахстан на 2011-2020 годы и поручений Президента Республики Казахстан, указанных в Послании народу Казахстана от 28 января 2011 года "Построим будущее вместе!".

Последние изменения в Закон были внесены Законом Республики Казахстан "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сокращения разрешительных документов и оптимизации контрольных и надзорных функций государственных органов" от 10 июля 2012 года № 36-V.

В целом, с 2011 по 2012 годы в Закон "Об образовании" были внесены более двухсот изменений и дополнений, которые направлены на устранение внутренних противоречий и совершенствование правовой базы образования, которая должна быть приведена в соответствие с международными стандартами.

На сегодняшний день в Казахстане активно проводится модернизация образовательного процесса, основу которой призвана заложить ГПРО на 2011-2020 годы, утвержденная Указом Президента Республики Казахстан от 7 декабря 2010 года № 1118. Государственная программа развития образования определяет приоритеты дальнейшего развития системы образования, а также содержит конкретные мероприятия по достижению поставленных целей для каждого из уровней образования.

ГПРО будет реализовываться в два этапа: первый этап - 2011-2015 годы, второй этап - 2016-2020 годы. Постановлением Правительством Республики Казахстан от 11 февраля 2011 года № 130 утвержден План мероприятий на 2011-2015 годы по реализации ГПРО на 2011-2020 годы (I этап).

ГПРО предусмотрены такие основные направления развития, как статус педагога, менеджмент образования, электронное обучение "e-learning", среднее образование, техническое и профессиональное образование, обучение в течение всей жизни, воспитательная работа и молодежная политика, финансирование системы образования.

Так, согласно ГПРО с 2015 года во всех организациях образования, кроме МКШ, будет внедрен механизм подушевого финансирования. К 2015 году повысится доля высококвалифицированных педагогических работников, имеющих высшую и первую категории, от общего числа педагогов на 47%, а в 2020 году на 52%. В области менеджмента к 2015 году 50% руководителей учебных заведений пройдут повышение квалификации и переподготовку, к 2020 году все 100%.

В организациях образования страны будут созданы попечительские советы к 2015 году - 45% и к 2020 году - 60%, будет внедрена система электронного обучения "e-learning" (2015 год - 50%, 2020 год - 90 %).

В области общего среднего образования будет осуществлен частичный переход на 12-летнюю модель обучения в 2015 году (1, 5, 11 классы), полный переход будет реализован в 2020 году, отметим, что ранее сроки реформы не раз переносились. В рамках проекта "Назарбаев Интеллектуальные школы" планируется увеличение количества школ до 20 к 2020 году во всех регионах Казахстана. К 2020 году будет увеличена доля школ, создавших условия для инклюзивного образования на 70%.

Таким образом, нововведения, определенные ГПРО отражают мировые тенденции, отвечают целям развития страны и формируют новые возможности и перспективы развития национальной системы образования Казахстана.

Как отмечалось выше, важную роль в системе общего среднего образования играет ГОСО. На сегодняшний день, Постановлением Правительства Республики Казахстан "Об утверждении государственных общеобязательных стандартов образования соответствующих уровней образования" от 23 августа 2012 года №1080 принят новый ГОСО для среднего образования (начального, основного среднего и общего среднего образования). Составной частью данного стандарта стали типовые учебные планы, включающие перечень предметов инвариантных и вариативных компонентов. Как и ранее, содержание совокупных предметов обязательных для изучения в школах, входящих в инвариантные компоненты типовых учебных планов, составляет базовое содержание образования.

ГОСО предполагает наличие предметных результатов на двух уровнях - базовый и продвинутый. Базовый уровень освоения учебных предметов включает обязательный минимум объема знаний обучающихся, а продвинутый уровень (возможный/предпрофильный, профильный) - расширенный и углубленный объем знаний обучающихся. Возможный уровень освоения учебных предметов реализуется по выбору общеобразовательной организации на основе вариативных учебных программ для 5-11 классов. Предпрофильный (8-9 классы) и профильный (10-11 классы) уровни освоения учебных предметов реализуются на основе типовых учебных программ для углубленного изучения.

Стандарт направлен, прежде всего, на введение раннего изучения иностранного языка (английского языка) с 1 класса и информатики с 5 класса, повышение приоритета математических и технологических дисциплин в условиях повышения инновационно-индустриального потенциала развития страны. Отличительной особенностью нового стандарта является снижение учебной нагрузки, оптимизация соотношения инвариантного и вариативного компонентов типовых учебных планов, увеличение учебной нагрузки по математике в 5-11 классах, а также внедрение интегрированного предмета "Человек. Общество. Право".

Данный ГОСО принят в целях совершенствования содержания системы общего среднего образования в условиях социальной модернизации страны.

Таким образом, принимаемые законодательные акты в системе среднего образования способствуют в определенной мере движению вперед. Тем самым в законодательство в сфере общего среднего образования внесены существенные нововведения, такие как создание единой вертикали централизованного контроля качества образования, внедрение полиязычного образования, подушевого финансирования, инклюзивного образования, поэтапного введения 12-летнего образования с 2015 по 2020 годы, сроки которого ранее не раз переносились. Все эти нововведения формируют принципиально новые возможности и перспективы развития образовательной сферы.

Как видим, гибкость системы среднего образования, ее жизнеспособность и адаптация к новой социально-экономической среде реализуется за счет своевременного реформирования законодательной базы системы образования. В этой связи необходимым условием функционирования и развития системы среднего образования является наличие стабильного законодательства, в полной мере обеспечивающее эффективное правовое регулирование сферы образования Казахстана.