logo
А.С Макаренко и современная школа

1.1 Сущность и основные черты педагогической системы А.С.Макаренко

Сегодня А.С. Макаренко (1888-1939 гг.) признан одним из выдающихся педагогов ХХ века. Его творчество - значительная веха в истории педагогики. Его труды продолжают оказывать плодотворное влияние на разработку и развитие теории, методики и практики воспитательного процесса.

Блестящий педагог-практик, он создал два воспитательных учреждения, выпустивших в жизнь сотни достойных граждан нового социалистического общества. Опыт трудовой колонии им. М. Горького и трудовой коммуны им.Ф.Э. Дзержинского, основанный на сочетании общего образования, политехнической, трудовой и профессиональной подготовки на базе общественного производства, особенно ценен в условиях современных экономических отношений. Речь идет об обязательном участии всех школьников в общественно-полезном, производительном труде, о переходе ко всеобщему профессиональному образованию, о воспитании личности в труде и коллективе [6, с.24].

Рассмотрим теорию воспитания Макаренко, основанную на его практической деятельности в области педагогики. Основными идеями этой теории являлись следующие подходы к воспитанию детей: воспитание в коллективе и через коллектив, воспитание в семье, воспитание трудом, воспитание в игре. При этом непременным условием для успешной педагогической деятельности Макаренко считал уважение к личности ребенка, воспитание нравственности, умение видеть и раскрывать потенциальные возможности воспитанников. Также большое внимание он уделял "требовательной любви", при которой все уважение педагога к ребенку должно сопровождаться должной мерой требовательности и ответственности за содеянные поступки.

Как один из ярчайших ученых-педагогов своего времени А.С. Макаренко имел мнение, что определенное знание педагогом целей воспитания - главное неизменное условие для достижение положительных результатов в педагогической деятельности. [6, с.31]

Во всех учебно-воспитательном советском учреждении школьников ориентировали на будущее, а не на прошлое, вели их вперед, открывали им радостные реальные перспективы. Ориентир в будущее представляет собой, по мнению А.С. Макаренко, один из важнейших законов социалистического строительства, который целиком устремлен в будущее, он приспособлен к жизненным стремлениям абсолютно каждого человека.

Наследие педагога и ученого А.С. Макаренко (1888-1939) обыкновенно ассоциируется непосредственно с понятием "коллектив".

В работе, которая относится к марту 1923 года XX века, А.С. Макаренко фиксировал: тривиальные к тому времени заслуги воспитательного характера в его колонии и М. Горького (1920 - 1928 годы XX века) ориентируются тем, что собственно с самого начала это учреждение встало "на верный путь" - "путь трудящийся общины, точно прогрессирующей в различных областях ее жизни" [23].

При опоре на воспитательно-педагогический фурор трудящейся колонии и М. Горького и трудящийся коммуны и Ф.Э. Дзержинского (1927 - 1935 годы XX века), А.С. Макаренко было предпринято пять попыток расширения и последующего самосовершенствования собственного, общественного и педагогического навыка. В планах, который он придумал (1925, 1927, 1929, 1935 - 1936 годы XX века), непосредственно обозначены идеи, лежащие в базе его педагогического творчества и удачно совсем не в полной мере и не так, как им было это задумано.

Макаренковское творчество - это, сначала, всепоглощающий поиск, переосмысление и реализация в отечественной педагогике новейших ценностей, вырабатываемое обществом в период кризиса, при переходе от одного социального и экономического состояния к совершенно иному.

Таким образом, как в настоящий момент признается, он смог внести существенный вклад в развитие социальной и педагогической педагогики, психологии, этики, социологии и медицины. Также обозначен его значительной вклад для развития экономической науки. [27, с.53]

А.С. Макаренко был противником индивидуализированной педагогики, которая возводила в абсолют материальные составляющие и культивирующей обыкновенное приспособление человека к существующей ситуации.

При дальнейшем изучении в указанном плане духовных учителей Востока, однозначно, откроет новейшие грани в данном наследии, при этом способствуя переосмыслению и развитию основных базовых принципов современной теории и практики педагогической науки [6, с.43].

С указанных позиций по-старому весьма вызывает интерес теоретические и практические основы создания воспитательной системы А.С. Макаренко. Талантливейший ученый-педагог, который способен увидеть будущее педагогики, породил и исследовал воспитательную систему, целью и результатом которой являлась всецелостная личность человека социалистического типа, присущей ему гражданственностью, коллективизмом, общественной и трудовой активностью, целенаправленностью. А.С. Макаренко считал, что формирование указанных сторон целостной личности будущего гражданина, составляющие "заказ общества", должно быть постоянно ощутимо воспитательной организацией и каждым воспитателем в частности, составлять главный фон педагогической работы.

Основными принципами педагогической системы А.С. Макаренко были оптимизм и принцип социального гуманизма, которые составляют основу глубокой веры в творческие силы личности, в наибольшие его возможности.

Педагогическая теория, по выводам А.С. Макаренко, должна была быть построена на обобщении опыта в практике воспитания. [7]

Опыт его работы главным образом доказал, что результат формирования личности можно достичь только при претворении в жизнь учебно-воспитательного процесса как целостной системы, которая осознается не лишь только управляющим, но и всем педагогическим коллективом. Без похожего этапа не видится вероятным решить задачку воспитания гражданина, поэтому многообещающие направленности данной работы считаются широкими, его интересует все то, что случается как в собственной стране, например, и за ее границей, он владеет самым широким интеллектуальным кругозором [14, с. 20].

Значительное место в самоуправлении как наиважнейшей функции коллектива, считал А.С. Макаренко, - определенная деятельность, которая организована при активнейшем участии детей, которая совершенствует коллектив и отношения внутри коллектива, и именно данного рода задачам должна быть подчинена структура самоуправления. А.С. Макаренко сделал предложение строить основной орган самоуправления по логической схеме представительства от первоначальных коллективов, что позволило обеспечивать бы оперативность, действенность, ответственность перед первоначальными и общими коллективами. Значительный интерес был направлен на сменяемость органов самоуправления [16, с. 34]. Это не давало возможности активистам переквалифицироваться в профессиональные администраторы и преподносило возможность абсолютно каждому воспитаннику пройти школу самоуправления, что А.С. Макаренко считал самым важным для саморазвития личности, для формирования правильных отношений внутри коллектива.