logo
А.С Макаренко и современная школа

Введение

Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в Украине, объективно связаны с качественными изменениями в образовательной сфере и педагогической науке. Переосмысливаются не только цель и задачи педагогической науки, но и методы и результаты образовательно-воспитательной деятельности. Формирование у молодежи ценностных ориентаций является одной из самых важных задач в воспитательном процессе учебных заведений. Существующие противоречия, связанные с необходимостью формирования личности с активной социальной позицией, способной к саморазвитию и самосовершенствованию - с одной стороны, и неблагоприятной ситуацией в украинском социуме, где, к величайшему сожалению, проблема детской беспризорности не является вымышленной, где растет наркомания и алкоголизм, где личность ориентируется на материальную обеспеченность, комфорт, развлечения - с другой стороны, побуждают обратиться к творческому наследию А.С. Макаренко, теоретические и практические достижения которого повлияли на воспитательный процесс своей страны, а самые выдающиеся - и на направления развития мировой педагогики. И хотя некоторые исследователи отмечают, что опыт А.С. Макаренко на сегодняшнюю образовательно-воспитательную практику переносить нельзя, потому что теперь другие времена, другие ценности, мы понимаем, что его педагогические идеи имеют вес и сегодня.

Данной проблеме посвящено значительное количество публикаций: научные статьи, монографии, диссертационные исследования, периодические издания. Подавляющее большинство работ связаны с оценкой личности А.С. Макаренко как педагога и анализом и актуальностью его опыта. Мировые и отечественные педагоги акцентировали внимание преимущественно на таких аспектах педагогического опыта Макаренко, как: роль коллектива в развитии личности, принципы параллельного действия, единство воспитания и жизни, условия эффективности трудового воспитания. Среди исследователей следует выделить ученых-педагогов Г. Волкова, В. Кумарина, Л. Фролова, Л. Гриценко, А. Левина и др.

Сегодня педагогическое наследие А.С. Макаренко требует нового осмысления. Ведь долгое время на личностное восприятие его произведений невольно налагались канонизированные штампы из учебников: "интересы коллектива", "воспитание дисциплины", "самоуправление", "трудовое воспитание" и др. Теперь же многое из того, что повсеместно внедряли, незаслуженно осуждается. Между тем идеи А.С. Макаренко и сегодня актуальны, востребованы жизнью и практикой современной школы, в том числе и профессиональной. Это прежде всего работа в новых условиях с детьми-сиротами, подростками из так называемой "группы риска". Следует также отметить, что не все вопросы в педагогической концепции А.С. Макаренко решены до конца, много он не успел сделать. Современные условия развития образования нацеливают нас на изучение и творческое использование идей выдающегося педагога.

Объектом курсовой работы выступает творческое наследие А.С. Макаренко.

Предмет исследования - направления реализации воспитательных идей А.С. Макаренко в современной системе образования.

Цель курсовой работы - изучить возможности применения основных концепций педагогической системы А.С. Макаренко в современной школе.

К основным задачам курсовой работы отнесены следующие:

охарактеризовать сущность и основные черты педагогической системы А.С. Макаренко;

рассмотреть значение педагогического опыта А.С. Макаренко в системе современного образования;

изучить возможности использования принципа коллективизма А.С. Макаренко в современной школе;

макаренко современная школа

проанализировать идеи гуманизма как основу творчества А.С. Макаренко и рассмотреть их использование в современном образовании;

охарактеризовать особенности построения системы семейного и трудового воспитания на основе педагогического наследия А.С. Макаренко.

Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, исторический, метод научного обобщения.