Анализ влияния физической рекреационной активности на самореализацию личности школьников

курсовая работа

Введение

  • Актуальность исследования. Проблема самореализации занимает центральное место в гуманистической психологии, которая считается одной из наиболее интенсивно развивающихся отраслей психологии. Важность исследования данной проблемы обусловлена еще и тем, что до сих пор не изучена психологическая обусловленность самореализации средствами физической рекреации.
  • Особенностью изучения данной проблемы в работах отечественных авторов является то, что физическая рекреация рассматривается как фактор успешности человека вообще, либо в конкретных сферах деятельности - чаще в учебной, либо оценивается роль физической рекреационной деятельности в формировании определенных качеств личности - повышении самооценки, развитии коммуникативных качеств, изменении эмоционального состояния - улучшении настроения, которые способствуют успешности в жизни и самореализации.
  • В данной работе физическая рекреация рассматривалась в контексте отношения к ней различных социальных групп. Авторы, изучающие проблему отношения к физической рекреации в качестве фактора самореализации личности, затрагивают лишь проблему влияния физической рекреационной активности на самореализацию (Закревская Н.Г., 2000; Никитина А.А., 2002; Рыжкин Ю.Е., 1997, 2002; Филимонова С.И., 2000), но не рассматривают отношение к физической рекреационной деятельности как фактор самореализации личности. Отношение к физической рекреации исследовалось на основе новых, современных положений и критериев отношений - активности, потребности и удовлетворенности занятиями (по А.Н. Николаеву).
  • В работе представлена попытка теоретического обобщения и экспериментального обоснования отдельных положений по вопросу об отношении к физической рекреации как фактору самореализации личности. Учитывая недостаточность эмпирических данных по данному вопросу, его изучение имеет высокую актуальность.
  • Объект исследования: показатели, отражающие отношение к физической рекреации; психологические свойства, демографические и социальные характеристики испытуемых; степень их самореализации в сфере учебной деятельности и личной жизни, а также степень реализации ими различных жизненных ценностей.
  • Предмет исследования: возможность формирования у испытуемых позитивного отношения к занятиям физической рекреацией (на примере использования рекреационного стритбола) и характер влияния на показатели их самореализации.
  • Характеристика испытуемых. Общее число испытуемых составило 60. Из них - 30 мальчиков, и 30 девочек.
  • Гипотеза исследования: предполагалось, что позитивное отношение к занятиям стритболом является фактором самореализации личности.
  • Цель исследования: установление характера влияния потребности, активности и удовлетворенности физической рекреацией на показатели самореализации личности в учебной и личной сфере с учетом демографических, социальных и психологических факторов для разработки технологии формирования позитивного отношения к занятиям рекреационными играми.
  • Задачи исследования:
  • 1. Проанализировать литературу по данной теме.
  • 2. Рассмотреть возможность использования стритбола в качестве рекреационной игры.
  • 3. Определить выраженность показателей самореализации у старших школьников.
  • 4. Выявить демографические, социальные и психологические факторы отношения к физической рекреации и самореализации испытуемых.
  • 4. Установить особенности взаимосвязи отношения к физической рекреации и самореализации личности.
  • Основой исследования являются современные теории: физической рекреации - Г.П. Виноградова (1997, 1998, 1999), В.М. Выдрина (1987, 1989, 1995), Б.В. Евстафьева (1985), Л.И. Лубышевой (2001), Г.С. Никифорова (2000), Н.И. Пономарева (1975, 1989), Ю.Е. Рыжкина (1997, 2001, 2002) и самореализации личности - К.А. Альбухановой-Славской (1991, 1995), Л.И. Анциферовой (1990. 1994), А.Н. Леонтьева (1994), Д.А. Леонтьева (1997), Л.А. Коростылевой (1998, 2000, 2001), А.А. Реана (2000, 2001).

    Делись добром ;)