logo
Анализ влияния мотивов учения на успешность учебной деятельности учеников

2.2 Мотив как побуждающая сила деятельности

Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности, в это понятие можно включать что угодно; ведь детерминировать и побуждать может безграничное множество вещей и явлений, действительности, мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей [18]. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации.

Не лучше обстоит дело и с понятием «мотив». В качестве его называются самые различные психологические феномены: представления и идеи; чувства и переживания [4]; потребности и влечения; побуждения и склонности [57]; желания; привычки; мысли и чувство долга [31]; морально-политические установки; помыслы [22]; психические процессы; состояния и свойства личности [52]; предметы внешнего мира [26]; установки [36]; условия существования [5].

По мнению Иванникова термин «мотив» нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей. Так, Ж. Годфруа пишет, что мотив -- это соображение, по которому субъект должен действовать [10]. Противоречия существуют и по такому вопросу: к чему относятся мотивы и мотивация - к действию, или к деятельности? А.Н. Леонтьев писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие [27, с.65]. Однако в более поздних работах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Если принять это как частный случай осуществления действий, то правомерность утверждения А.Н.Леонтьева становится очевидной -- каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированны. Таким образом, проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной и, к сожалению, трудноизучаемой экспериментально.