2.2 Мотив как побуждающая сила деятельности
Рассматривая мотивацию человека как психологический феномен, ученые столкнулись со многими трудностями. Прежде всего возникла терминологическая неясность: одинаково и даже как синонимы употребляются термины. «Мотивация» используется даже охотнее, так как, понимая под ней процессы детерминации активности человека и животных или формирования побуждения к действию или деятельности, в это понятие можно включать что угодно; ведь детерминировать и побуждать может безграничное множество вещей и явлений, действительности, мотивацию связывают с потребностями и мотивами, мировоззрениями человека и особенностями его представления о себе, личностными особенностями и функциональными состояниями, с переживаниями, знаниями о среде и прогнозом ее изменения, с ожидаемыми последствиями и оценками других людей [18]. В зарубежной психологии имеется около 50 теорий мотивации.
Не лучше обстоит дело и с понятием «мотив». В качестве его называются самые различные психологические феномены: представления и идеи; чувства и переживания [4]; потребности и влечения; побуждения и склонности [57]; желания; привычки; мысли и чувство долга [31]; морально-политические установки; помыслы [22]; психические процессы; состояния и свойства личности [52]; предметы внешнего мира [26]; установки [36]; условия существования [5].
По мнению Иванникова термин «мотив» нужно закрепить за устойчивыми образованиями мотивационной сферы в виде опредмеченных потребностей. Так, Ж. Годфруа пишет, что мотив -- это соображение, по которому субъект должен действовать [10]. Противоречия существуют и по такому вопросу: к чему относятся мотивы и мотивация - к действию, или к деятельности? А.Н. Леонтьев писал, что мотив побуждает отдельное, частное действие [27, с.65]. Однако в более поздних работах он утверждал, что мотивы относятся только к деятельности, а действие не имеет самостоятельного мотива. Если принять это как частный случай осуществления действий, то правомерность утверждения А.Н.Леонтьева становится очевидной -- каждое действие в составе деятельности не имеет собственного мотива, но это не значит, что эти действия не мотивированны. Таким образом, проблема мотивации и мотивов остается остродискуссионной и, к сожалению, трудноизучаемой экспериментально.
- ВВЕДЕНИЕ
- РАЗДЕЛ 1. ПРОБЛЕМА УСПЕШНОСТИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
- 1.1 Психологический анализ учебной деятельности
- 1.2 Особенности учебной деятельности младших школьников
- 1.3 Сущность контроля и оценки успешности учебной деятельности в начальной школе
- РАЗДЕЛ 2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МОТИВОВ УЧЕНИЯ
- 2.2 Мотив как побуждающая сила деятельности
- Мотивы учебной деятельности. Способы их стимулирования.
- Успешность учебной деятельности
- 17. Мотивация учебной деятельности. Формирование познавательных мотивов учения.
- 1.3 Умственные способности и эмоциональное отношение к учебе как фактор успешности в учебной деятельности
- Ученик – субъект учебной деятельности
- 3.2.6. Формирование мотивов учебной деятельности школьников
- Виды мотивов учения
- Развитие мотивов учебной деятельности ребенка
- Влияние мотивации на успешность учебной деятельности