logo
Алгоритмы в системе изучения орфографии в начальных классах

Введение

Актуальность исследования. Как известно, орфографическая грамотность должна закладываться в младших классах. Однако во время обучения в 1 - 4 классах у части детей она не формируется. Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от его первоначального этапа, от того, насколько развита у учащихся способность, обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилам. Значит задача учителя - формировать орфографическую зоркость учащихся.

Главным в обучении правописанию является орфографическое правило, его применение, т. е. решение орфографической задачи. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация. В настоящей дипломной работе мы рассмотрим возможность применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографических правил.

Идеи моделирования и алгоритмизации умственной деятельности учащихся, все более проникают в методику. В помощь учащимся создаются указания в виде плаката-инструкции, где даны 3-4 рекомендации в нужной последовательности.

Методику обучения орфографии нельзя назвать новой, малоисследованной отраслью науки, накоплен значительный опыт ее преподавания, написаны пособия для учителей, имеются пособия и для учащихся. Тем не менее, мы считаем целесообразным назвать некоторые вопросы, которые не имеют пока ответов; возможно, что поиски последних могли бы привести к обновлению методики и к повышению грамотности школьников.

Современная методика орфографии, опирающаяся на понимание свойств русского правописания и закономерностей ее усвоения учащимися, делает главный акцент на сознательность обучения и на познавательную активность школьников. К автоматизму в орфографии школьников идет через понимание фонетической, графической, грамматической, словообразовательной и - орфографической систем русского языка, через понимание роли орфографии в выражении мысли, в письменной речи.

Если обратиться к теории проблемного обучения, то можно найти в решении орфографической задачи важнейшие признаки проблемности: учащийся, ориентируясь в создающихся при письме ситуациях, сам находит объект задачи (орфограмму), осознает его и задачу, сам находит способ решения этой задачи, сам решает и фиксирует результат, то есть пишет, претворяет мысленное действие в практику письма. Трудно найти пример более полного применения принципа проблемного обучения, чем в решении орфографических задач в условиях свободного письма.

Таким образом, алгоритмом обучения называют такое логическое построение, которое вскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач данного типа и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий.

В существующей практике обучения орфографии наиболее часто применяются модели дихотомического алгоритма - в форме дерева признаков с альтернативными ответами: "да" - "нет". Используя дихотомические алгоритмы, ученик мысленно продвигается сверху вниз, постепенно осуществляя операции выбора из двух возможных вариантов: "да" или "нет", и таким образом приходит к правильному выводу о написании искомой орфограммы.

Реже используются модели политомических алгоритмов, которые выполняют функции как распознающих, так и разрешающих предписаний. Эти модели очень полезны при формировании умений и навыков.

При обучении орфографии политомическая модель предписания облегчает работу учащихся на этапе применения знаний, однако не устраняет многих затруднений, с которыми они сталкиваются в процессе работы с дихотомическими алгоритмами.

При составлении алгоритма необходимо учитывать подготовленность детей, уровень знаний, полученных ими по данной теме в предшествующих классах, теоретическую основу, на которой выводится данное правило на данном этапе изучения. Необходим подготовительный период достаточной продолжительности, на котором дети выполняют различные типы упражнений, способствующих актуализации тех знаний, которые необходимы для изучения данного правила и составления алгоритма. Составление алгоритма производится в классе в процессе изучения и усвоения правила.

Целью дипломного исследования является аналитическое изложение использования алгоритма при изучении орфографии на уроках русского языка в начальной школе.

Объект исследования: процесс формирования орфографических навыков на уроках русского языка.

Предмет исследования: содержание дидактического материала и способы организации учебно-познавательной деятельности учащихся по усвоению орфографических навыков с помощью алгоритмов.

Задачи исследования:

Ознакомиться с концепциями современных методистов по алгоритмизации обучения.

Выявить теоретические основы и принципы методики формирования орфографических навыков с использованием алгоритмизации процесса обучения.

Выяснить сравнительную эффективность применения различных видов алгоритмических предписаний в процессе усвоения правил.

Методы исследования:

1. Теоретический анализ методической литературы по проблеме
исследования.

Наблюдение за деятельностью учащихся и учителя в процессе обучения орфографии.

Анализ ученических работ и других материалов исследования.

4. Экспериментальная работа в начальных классах по определению эффективных способов применения алгоритмов при изучении орфографии.

Гипотеза: Использование алгоритмов при изучении орфографических тем в начальных классах будет способствовать формированию прочных навыков в том случае, если работа по применению алгоритма правила и алгоритма действия будет проводиться учителем систематически и доведена до автоматизма.

База исследования: Троебратская средняя школа Узункольского района.