Акции как социально-педагогическое средство в условиях сельской школы

дипломная работа

Введение

Актуальность. В современном школьном образовательном пространстве проблема формирования конкурентоспособной личности старшеклассника способного не только противостоять всем изменениям, происходящим в обществе, но и взять на себя в недалеком будущем управление социально-экономическими процессами, становится генеральной линией системы образования. Развивающийся рынок труда предъявляет к подрастающему поколению высокие требования. Во всех сферах деятельности все большее значение приобретают такие качества, как социальная ответственность, адекватное восприятие и мобильное реагирование на новые факторы, самостоятельность и оперативность в принятии решения, готовность к демократическому общению, социально активному действию, включая защиту своих прав, способность быстро адаптироваться к новым условиям и другие качества, определяющие конкурентоспособность. Именно образование выполняет важную общественную функцию - формирует самосознание человека, от уровня образования, прежде всего, зависит качество трудовых ресурсов, а, следовательно, и состояние экономики. Из этого следует что, проблема создания организационно-педагогических условий для формирования конкурентоспособности личности современного сельского школьника актуальна, так как все острее осознается необходимость смены образовательной парадигмы в сельской школе, модернизации действующей системы. Необходимо создавать такие социально-педагогические условия образовательного процесса, которые обеспечат формирование компетенций, позволяющих обучающимся самостоятельно решать проблемы в различных сферах деятельности.

Современная сельская школа представляет собой один из основных факторов обеспечения жизнеспособности, сохранения и развития посёлка, села, деревни. Следуя статье 19 Федерального Закона от 29.12.2012 "Об образовании в Российской Федерации", в городских и сельских условиях должен быть выдержан одинаковый стандарт образования.

Общими целями государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы (далее - Программа) являются обеспечение соответствия качества российского образования меняющимся запросам населения и перспективным задачам развития российского общества и экономики, повышение эффективности реализации молодежной политики в интересах инновационного, социально ориентированного развития страны. В целях осуществления государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий, а также для координации и мониторинга модернизации региональных систем образования Программой по ряду показателей предусмотрены значения по городским поселениям и сельской местности.

В силу объективных причин, содержание и организация образовательно-воспитательного процесса в школе имеет свою специфику. В сельской местности, вследствие отсутствия учреждений дополнительного образования, эта работа организуется через сеть общеобразовательных учреждений. В число значимых факторов, влияющих на специфические особенности социально-педагогической деятельности на селе и существенно затрудняющих образовательно-воспитательную работу в сельской школе, относится малочисленность и малокомплектность большинства сельских школ. Специфика работы сельских школ связана не только с численностью школьников, но и обусловлена специфическими особенностями собственно социально-педагогической деятельности. Многоаспектный характер социально-педагогических задач, стоящих перед сельской школой, обусловливает поиск новых способов организации социально-педагогической деятельности с ориентацией на комплексный подход, а именно на объединение усилий педагогических работников на основе профессионального взаимодействия. Одним из путей решения данной проблемы может стать организация, предполагающая сотрудничество, сотворчество педагогов различных специальностей школы в рамках поставленных перед ней социально-педагогических задач. В этом случае для каждого педагога определяются целевая направленность его профессиональной деятельности, содержание, формы, методы помощи и поддержки ребенка в школьной среде.

Подготовиться к будущей полноценной жизни можно, лишь имея опыт самостоятельных, активных, социально значимых действий, совершаемых в условиях детско-взрослого сообщества. Поэтому, одним из главных ориентиров в социально-педагогической деятельности школы является выработка социальной компетентности учащихся, которая не может быть определена только через сумму предметных знаний и умений, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит всевозможным социальным проектам, акциям и практикам, являющимся частью единого образовательного пространства. Акции на время своей жизни создают в школе определенный настрой, доминирующее эмоциональное состояние; школа становится единым целым, а находящиеся в ней люди - близкими и интересными собеседниками. Акция имеет большое воспитательное значение для современных подростков.

Степень изученности. Сложные проблемы сельской школы привлекали и привлекают к себе внимание, как ученых, так и педагогов-практиков. Не утратил своего значения и опыт Г. Песталоцци, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого. Огромный вклад в ее разработку внес В.А. Сухомлинский. Многосторонняя деятельность сельской школы освещалась в 60-80-х годах в трудах Т.А. Заславской, B.C. Селиванова, Г.Ф. Суворовой, П.А. Жильцова, А.Е. Кондратенкова, Л.И. Новиковой.

Проблемы деятельности сельской школы как открытой социально-педагогической системы представлены в исследованиях А.З. Андрейко, М.П. Гурьяновой, В.И. Семенова, М.С. Кравченко, В.И. Роенко, О.М. Шиловой, где роль сельской школы в реализации социально-педагогической деятельности определялась в качестве активного субъекта социального взаимодействия в условиях стабильно развивающегося социума.

Выбор темы исследования определили, с одной стороны, объективные требования к реализации в сельской школе социально-педагогической деятельности и обновлении содержания и форм реализации этой деятельности, с другой стороны, недостаточную разработанность теоретико-методических основ организации и проведения акций, как современной формы организации социально-педагогической деятельности в условиях сельских школах.

Объект исследования: средства социально-педагогической деятельности. Предмет исследования: педагогические условия использования акций как социально-педагогических средств в сельской школе.

Цель выпускной квалификационной работы: выявить и обосновать педагогические условия, при которых акции способны стать результативным средством социально-педагогической деятельности в сельской школе.

Для решения поставленной цели нами последовательно решались следующие задачи:

- изучить сущность и специфику социально-педагогической деятельности в сельской школе;

- рассмотреть акции как социально-педагогическое средство;

- обосновать педагогические условия использования акций в социально-педагогической деятельности в сельской школе;

- провести практическое изучение опыта использования акций как средства социально-педагогической деятельности в сельской школе.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что акции способны стать результативным средством социально-педагогической деятельности в сельской школе, если:

- используется различные типы акций: волонтёрские, экологические, патриотические и т.д.

- школьники участвуют в организации акции на всех её этапах: от придумывания идеи до проведения;

- родители и педагоги как партнеры школьников участвуют в организации и проведении акций.

База исследования: Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение Верх-Чикская средняя общеобразовательная школа (МКОУ-Верх-Чикская СОШ)

Методы исследования: теоретические, направленные на анализ психолого-педагогической, философской и социально-педагогической литературы и эмпирические (включенное педагогическое наблюдение; анализ результатов проведения акций, интервью с подростками и педагогами; тестирование, анкетирование.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемой литературы и приложений, иллюстрирующих проведенное исследование.

Делись добром ;)