logo
Актуальное состояние и проблемы оценивания компетенций учащихся начальной школы на уроках литературного чтения

1.5 Способы и приемы оценивания компетенций учащихся младших классов на уроках литературного чтения (из опыта учителей начальной школы)

В этом пункте мы опишем опыт учителей в оценивании компетенций на уроках литературного чтения.

Рассмотрим работу учителя начальных классов высшей категории Шнайдер Надежды Михайловны, которая работает в МОУ Балайская СОШ Уярского района Красноярского края. Она ввела в процесс обучения рейтинговую систему оценки достижений (предметных компетенций) учащихся. На занятиях Надежды Михайловны после прохождения тематического блока, который состоит из нескольких уроков (количество уроков в блоке зависит от логики преподаваемого материала), все баллы суммируются и переводятся в оценку за тематический блок, которая выставляется в журнал. Баллы в оценку переводятся по следующей системе: 95-100 % баллов, от предложенных изначально в ИОУПе - «5», 81-94 % - «4», 66-80 % - «3». Менее 2/3 от всего материала - «2». ИОУП - это индивидуально-ориентированный учебный план учащегося. Надежда Михайловна ИОУПы разделила на два деятельностных блока: блок самостоятельной работы (задания) и блок работы на уроке.

После заданий в ИОУПе учитель обязательно указывает то количество баллов, которые должен набрать учащийся для того, чтобы получить за тему «3», «4» или «5». Это помогает ребёнку вовремя сориентироваться и спланировать свою деятельность так, чтобы набрать нужное ему количество баллов вовремя. Фрагмент ИОУПа представлен ниже в таблицах. В первой таблице представлены задания для работы над поэтическим произведением, а во второй таблице - для прозы.

Таблица №1

Задания для работы над поэтическим произведением

Тема, дата.

Задания для

самостоятельной работы.

Отметка о выполнении

(баллы)

Работа на уроке

(баллы)

1

Ф. Тютчев «Зима недаром злится» (14.04)

1. Выучить наизусть стихотворение Тютчева «Зима недаром злится» (до 10 баллов)

2. Вопросы и задания в учебнике на стр. 119 (до 5 баллов)

3. Задание в рабочей тетради на стр. 68 (до 5 баллов)

4. Рисунок к стихотворению Ф. Тютчева «Зима недаром злится» (до 5 баллов).

Таблица №2

Задания для работы над прозой

Тема, дата.

Задания для

самостоятельной работы.

Отметка о выполнении (баллы)

Работа на уроке

(баллы)

1

Г.-Х Андерсен «Ромашка» (28.04)

1. Чтение сказки Андерсена «Ромашка» (до 9 баллов)

2. Задание в рабочей тетради на стр. 80-82 (до 5 баллов)

3. Краткий пересказ сказки Андерсена «Ромашка» (до 9 баллов)

4. Сообщение о жизни и творчестве Г._Х. Андерсена. (до 10 баллов).

В понятие читательская компетенция входит навык чтения. Надежда Михайловна считает, что навык чтения нужно не просто формировать, а довести до такого уровня, чтобы оно было беглым, выразительным, правильным и осознанным. Именно этот навык станет основой для всех остальных общеучебных умений и навыков. А для формирования компетенции осознавания себя как грамотного читателя учащиеся на уроках Надежды Михайловны оценивают себя и своих одноклассников по следующим критериям:

На этапе «проверка домашнего задания»: чтение вслух.

Таблица №3

Критерии оценивания чтения вслух

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Способ чтения

целыми словами

по слогам

по буквам

буквы не называются

Правильность чтения

нет ошибок

1-2 ошибки

3-5 ошибок

6 и более ошибок

Выразительность

громко, с паузами, интонировано

не выполнено 1 условие

не выполнено 2 условия

не выполнено ни одного условия

Работа с текстом произведения (работа в группах). Эта работа строится с использованием позиций: руководитель группы, докладчик, организатор общения и оценщик. Руководитель группы (садит группу, назначает роли, находит все необходимое для работы группы (ручку, фломастеры, бумагу)). Докладчик (фиксирует на бумаге всё, что говорится в группе, делает доклад от группы, отстаивает точку зрения группы). Организатор общения (следит за тем, чтобы все в группе высказались; следит за тем, чтобы группа работала тихо; не позволяет грубого отношения членов группы друг к другу). Оценщик (сам активно работает в группе, наблюдает за тем, как все выполняют свои роли, по окончанию работы оценивает работу всех членов группы кроме себя (оценщика оценивает вся группа)). Работа всех участников группы фиксируется в специальной таблице, которая предлагается ученикам до начала работы в группах.

Таблица №4

Оценивание работы в группе учащихся

Дата ___________________ предмет _________________________

Состав группы

роли

оценка

Баллы, которые выставили ученику его товарищи по группе, переносятся в соответствующую графу («работа на уроке») в индивидуально-ориентированный учебный план каждого ученика [33].

Индивидуальная работа, каждый работает самостоятельно. Кто-то сдаёт учителю те задания, которые выполнил самостоятельно. Кто-то читает одному из одноклассников то, что не смог прочитать ранее по каким-либо причинам. А кто-то сдаёт пересказ учителю или консультанту. Консультантом автоматически становится тот ученик, который сдал пересказ произведения учителю на «5». Как правило, каждое произведение приходится сдавать разным консультантам. Пересказ проверяется тоже по таблице, которая была составлена учителем на уроке. Дети свободно ориентируются в критериях и с удовольствием выполняют эту ответственную работу по оценке своего товарища по предлагаемой ниже таблице и фиксируют полученный результат в ИОУПе проверяемого ученика. Максимальное количество баллов, которое можно набрать за пересказ - 9 баллов, если получается менее 5 баллов, пересказ не принимается и его нужно будет пересдать.

Таблица №5

Критерии оценивания учащихся

критерий оценки

3 балла

2 балла

1 балл

0 баллов

Последовательность.

Пересказ был последовательным, логичным.

Допущена одна ошибка в последовательности изложения.

Допущено две ошибки в последовательности изложения.

Допущено более двух ошибок в последовательности изложения.

Правдивость.

Правдивый пересказ без искажения событий.

Пересказ с 1 ошибкой (искажением) событий.

Пересказ с 2 ошибками (искажениями) событий.

Допущено более двух искажений пересказываемого текста.

Культура речи.

Пересказ был чётким, динамичным, грамотным (без ошибок по культуре речи и без слов-паразитов и без повторяющихся слов: «потом», «так» и т.д.)

Не соблюдение одной из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение двух из позиций оценивания (нет чёткости, или динамичности, или грамотности речи).

Не соблюдение всех трёх позиций оценивания.

Организация итоговой рефлексии проходит в форме заполнения учащимися индивидуальных табличек, которые напечатаны на листах после ИОУПов. В таблицах помещены умения, и учащийся оценивает себя напротив того умения, над которым работали на данном уроке. Знаки оценивания: (+); (+/-); (-). Ниже приведён пример такой таблицы.

Таблица №6

Самооценивание учащихся на этапе рефлексии

Я умею дата

1

Выразительно и правильно читать.

2

Пересказывать текст.

3

Отвечать на вопросы к тексту.

4

Составлять вопросы к тексту.

5

Составлять план текста.

6

Строить своё высказывание (монолог) на заданную тему (строить монолог).

7

Участвовать в диалоге.

8

Аргументировать (доказывать) свою точку зрения.

9

Строить схемы.

10

Заполнять таблицы.

11

Пользоваться словарями.

12

Работать со справочниками, энциклопедиями.

13

Подбирать литературу по теме.

14

Оценивать свою работу.

15

Оценивать работу других.

16

Работать в группе (договариваться, распределять работу).

В классе, где применялась данная система обучения, были лучше сформированы такие общепредметные умения как работа с текстом, планирование, а также коммуникативные компетенции и компетенции осознавания себя как грамотного читателя [33].

Рассмотрим опыт в оценивании младших школьников еще одного педагога. Галина Викторовна Шакина МАОУ «Прогимназия №119» г. Саранск, Республика Мордовия. Она считает, что формирование коммуникативной компетенции является проблемой для школы, т.к. в школьном расписании нет такого предмета, цель которого - формирование коммуникативных действий на уровне интеракции (понимание других позиций, мнений, интересов), коопераций (умения договариваться, находить общее решение, согласовывать свои действия в совместной работе), интериоризации (умение донести свою позицию до других). В связи с этим для формирования коммуникативных компетенций учителю целесообразно на разных предметах использовать технологию сотрудничества.

Технологический процесс групповой работы складывается из следующих элементов [38]:

1. Подготовка к выполнению группового задания (постановка познавательной задачи, проблемной ситуации, инструктаж о последовательности работы, раздача дидактического материала).

2. Групповая работа (знакомство с материалом, планирование работы в группе, распределение обязанностей внутри группы, индивидуальное выполнение задания, обсуждение индивидуальных результатов в группе, обсуждение общего задания группы, подведение итогов группового задания).

3. Заключительная часть (сообщение о результатах работы в группах, анализ познавательной задачи, рефлексия, общий вывод о групповой работе и достижении поставленной цели).

При выполнении задания в группе учащиеся действуют по определённому алгоритму. На первых порах Галина Викторовна акцентирует внимание учеников на каждом шаге алгоритма, для того чтобы работа в группе была организованным взаимодействием, при котором ребята учатся слышать друг друга, выражать свою точку зрения по проблеме, выражать общее решение, распределять роли в группе, понимать, что результат работы группы зависит от каждого из них. В таблице №7 представлен алгоритм работы группы, а также описаны возможные действия учащихся в ходе групповой работы и формируемые коммуникативные умения.

Таблица №7

Алгоритм групповой работы учащихся

Этап групповой работы

Действия учащихся в ходе групповой работы

Формируемые коммуникативные умения

Повторение задания, которое будет выполняться, для более осознанного его понимания

Организатор проговаривает задание, после чего задаёт вопрос: «Всем понятно задание?». Если кому-то из детей требуются пояснения, Организатор должен сказать: «Петя, объясни Ване, что нужно сделать в этом задании»

Донести свою позицию до других

Анализ условия (определение границ знаний для нахождения способа решения поставленной задачи)

Организатор: «Каких знаний нам не хватает для решения задачи?» Дети высказывают свои мнения

Донести свою позицию до других

Выдвижение версий всеми членами группы (формулировка собственной точки зрения, выяснение точек зрения партнёров, выявление разницы)

Организатор: «Как предлагаете действовать?» Школьники высказывают свои версии. Организатор: «Вы согласны с Валей? Петя, как ты понял мысль Вали?» Критик: «Я думаю иначе. Валя, ты не права, потому что... Я считаю, что верно будет поступить так, потому что...». Секретарь фиксирует высказывания ребят

Высказывать свою точку зрения; - обосновать свою точку зрения, приводя аргументы; - слушать других; - принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения

Обоснование версий, их проверка, исключение не подходящих для выполнения задания

Организатор: «У нас две версии. Дадим обоснование каждой». Дети доказывают свои версии. Контролёр: «Правильно ли мы поняли, что...»

Уважительно относиться к позиции другого; - договариваться; - слушать других; - принимать другую точку зрения

Совместное принятие решения

Организатор: «Итак, версия нашей группы...»

Договариваться

Анализ решения задания, его оформление

Организатор: «Задание было следующим:..., наше решение...». Секретарь записывает и оформляет решение группы

Осуществлять самоанализ

Проговаривание в группе выступления спикера

Организатор: «Спикер, проговори, пожалуйста, своё выступление». Контролёр: «Все согласны с такой формулировкой?»

Строить монологическое высказывание, обобщая разные точки зрения

Представление решения спикером

Выступление спикера группы с презентацией решения задачи

- Выступать публично с монологической речью; - отвечать на вопросы учителя, учащихся из других групп

В групповой работе нельзя ожидать быстрых результатов, все осваивается практически. Не стоит переходить к более сложным заданиям, пока не будут проработаны простейшие формы общения. Нужно время, практика, разбор ошибок.

Галина Викторовна пишет в своей работе, что оценивать сформированность коммуникативных умений трудно, а порой и нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы. Например, уровень сформированности такого умения, как «взаимодействие с партнером» (ориентация на партнера, умение слушать и слышать собеседника, стремление учитывать и координировать различные мнения и т.д.), можно оценить в ходе внутренней оценки в виде листов наблюдения учителя и/или учащихся.

Галина Викторовна предлагает один из возможных вариантов программы наблюдения за участием учащегося в групповой работе.

Для наблюдения учитель выбирает одну группу на определённый период времени, достаточный для оценки действий каждого участника группы. Например, в продолжение недели педагог наблюдает за одной группой. В течение учебного дня он фиксирует активность одного из участников группы. Во второй день ведёт наблюдение за вторым участником и т.д. Свои наблюдения учитель фиксирует в таблице №8. В конце недели учитель оценивает уровень сформированности групповой коммуникации учеников этой группы, ориентируясь на основной и дополнительный диагностические признаки (таблица №9). На следующей неделе ведёт аналогично работу со второй группой и т.д. Следует обратить внимание на то, что учитель диагностирует уровень сформированности групповой коммуникации у школьников только при условии, что групповая работа является неотъемлемой частью урока.