Актуальное состояние и проблемы оценивания компетенций учащихся начальной школы на уроках литературного чтения
1.4 Компетенции младших школьников
оценивание компетенция литературный чтение
Как было сказано выше, мы в своей работе мы будем опираться на понятия и классификацию А.В.Хуторского.
В настоящее время педагоги и родители всерьез озабочены проблемой детского чтения. Учителя задаются вопросом, как учить чтению, чтобы дети полюбили книгу, так как книга, прочитанная в детстве, остается в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.
Особую актуальность приобретает эта проблема в начальной школе. По новым стандартам учителям необходимо воспитывать компетентного читателя, который имеет сформированную духовную потребность в книге как средстве познания мира и самого себя. А это значит, что педагогам необходимо решить следующие задачи:
развитие потребности в чтении (самостоятельном, инициативном) посредством использования разнообразных форм внеклассной деятельности;
развитие читательской компетентности учащихся через организацию урока по литературному чтению, литературных игр, творческих конкурсов, занятий с элементами театрализации;
стимулирование творчества детей [19].
"Нет наслаждения книгой, -- говорил С. Соловейчик, -- нет чтения, нет читателя. Безучастное перелистывание страниц, холодное наблюдение за происходящим в книге -- это не чтение. Любование искусством писателя и поэта, смакование слова и сочетаний слов, восторг по поводу удачного выражения, изумление перед мастерством изображения и описания, волнение, вызванное глубиной мысли, -- вот чтение" [12].
Сегодня читательская культура личности высоко оценивается: 2015 год объявлен годом литературы в России. Однако у нас, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения. Не может не тревожить уровень речевой грамотности, коммуникативной культуры, предпочтение русскому слову иностранной лексики. Возникшая в детстве нелюбовь к чтению и трудности при восприятии текста, как правило, сопровождают потом человека всю жизнь. Сегодняшний мир - другой. Компьютер и телевизор отняли у детей время и желание читать.
Главная цель курса литературного чтения сегодня - формирование читательской компетенции.
Если мы посмотрим на список «общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности», предлагаемых Стандартом, мы увидим, что половина из них связана с коммуникацией [1].
адекватно воспринимать устную речь и быть способным передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией речевого общения;
владеть монологической и диалогической речью, соблюдая принятые этические нормы общения;
владеть навыками осознанного, беглого чтения текстов различных стилей и жанров, проводить их информационно-смысловой анализ;
составлять план, тезисы, конспект.
Коммуникативная компетентность формируется в процессе обучения. В связи с этим реализация компетентного подхода зависит от образовательной ситуации, в которой живет и развивается ребенок. Именно поэтому возрастает роль творческой деятельности учащихся на уроках литературного чтения, которая способствует решению поставленных задач.
Творчество затрагивает, приводит в активное состояние различные стороны психики: эмоциональную память, воображение, чувства, процессы анализа и синтеза. Этот процесс позволяет проявить младшему школьнику его личные качества, направленность ума, воли, чувства, которые проявляются в коммуникативной деятельности.
Таким образом, актуальной задачей учителя начальных классов является необходимость создания условий для развития творческих способностей учащихся и творческого воображения, как важнейшего пути познания и освоения ребёнком окружающего мира, через средства языка в соответствии с условиями общения.
Ведущая педагогическая идея состоит в формировании коммуникативной компетентности младших школьников на уроках литературного чтения через все виды речевой деятельности.
Особое место в образовательном процессе отводится формированию информационной компетенции, которая крайне необходима в нашем сегодняшнем обществе. Одним из основных умений этой компетенции является навык работы с текстом.
Основная работа с текстом в начальных классах формируется на уроках литературного чтения. Проводится она не только для формирования техники чтения и понимания прочитанного, но я для развития таких показателей, которые направлены на формирование способности учащихся применять, полученные знания, умения и навыки на практике в учебных и жизненных ситуациях [19]:
Нахождение информации (прочтение текста, определение его основных элементов, поиск необходимой информации, иногда выраженной в тексте в непрямой форме; выделение главного и второстепенного в содержании),
Интерпретация текста (сравнение и противопоставление заключенной в тексте информации разного характера, обнаружение в нем доводов и выводов, выведение заключения о намерении автора или главной мысли текста),
Рефлексия на содержание текста или его форму (связывание информации, обнаруженной в тексте, со знаниями из других источников, оценка утверждений, сделанных в тексте, исходя из своих представлений о мире, нахождение доводов в защиту своего мнения).
В примерной программе по литературному чтению выделяется особый раздел «Виды читательской деятельности», в который включена работа с разными видами текста. Эта работа заключается в формировании следующих умений: воспринимать изобразительно-выразительные средства языка художественного произведения, научно-популярного текста (без использования терминологии); воссоздать картины жизни, представленные автором; представлять причинно-следственные связи в художественном, учебном и научно-популярном текстах, понимать авторскую позицию в произведениях, выделять главную мысль текста. Также работа с текстом ведется и на уроках русского языка, где дети учатся осмысленной работе с текстом для его полного понимания.
Таким образом, видно, что при компетентстно-ориентированном обучении акцент делается на практической направленности содержания, создаются условия для приобретения опыта решения проблем в различных областях деятельности. Компетентностный подход в образовании предусматривает формирование у обучающихся коммуникативных, информационных и читательских компетенций, способствующих их социальной адаптации.