1.2 Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»
Одним из приоритетных направлений образовательной политики государства в настоящее время является переход от знаниевой парадигмы к компетентностному подходу.
Компетентностное образование - проблема, которая на сегодняшний день остается недостаточно исследованной. В настоящее время не существует общепринятого определения компетенции, хотя уже можно говорить о складывающейся концепции компетенции.
В психолого-педагогической теории и практике существуют различные подходы к пониманию терминов «компетенция» и «компетентность». Понятия «компетентность» и «компетенция» трактуются неоднозначно. До последнего времени ни в философском, ни в психологическом, ни в педагогическом полных и кратких словарях толкование терминов «компетентность» и «компетенция» не было обнаружено.
Английское слово «competence» обозначает квалифицированность, способность, годность и компетентность.
В трудах педагогов (А.А. Реан, Я.Л. Коломинский, В.В.Трунаев) уровень компетентности рассматривается как система знаний в противовес понятию профессионального уровня, понимаемого как степень сформированное умений и навыков [36].
Дж. Равенн рассматривает компетентность как совокупность знаний, умений и способностей, которые проявляются в личностно значимой для субъекта деятельности. При этом предполагается, что наиболее важную роль при определении компетентности играет именно ценность деятельности для субъекта. Для ее оценки предполагается вначале измерять ценность деятельности и лишь затем - совокупность внутренних средств, с помощью которых субъект достигает определенного результата в данной деятельности [10].
В.М. Шепель в определение компетентности включает знания, умения, опыт, теоретико-прикладную подготовленность к использованию знаний.
B.C. Безрукова под компетентностью понимает владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения.
В.А. Демин дает свое определение компетентности: «компетентность - это уровень умений личности, отражающий степень соответствия определенной компетенции и позволяющий действовать конструктивно в изменяющихся социальных условиях». Ученый выделяет особо общекультурную компетентность как основу профессиональной компетентности, считая, что основными направлениями общекультурной компетентности обучающегося при личностно-ориентированном подходе являются личностные потенциалы [30].
Быть компетентным означает способность (умение) мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Отсюда вытекает понятие «компетенция», которое происходит от латинского слова competere и обозначает квалификацию и пригодность в какой-то должности.
Авторы П. Вейлл, М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури, представляют компетентность как способность к интеграции знаний и навыков и их использованию в условиях быстро меняющихся требований внешней среды; интегральным понятием, в котором могут быть выделены несколько уровней [30].
По мнению А.Г. Бермуса: «Компетентность представляет собой системное единство, интегрирующее личностные, предметные и инструментальные особенности и компоненты» [37].
М.А. Чошанов считает, что компетентность - это «не просто обладание знаниями, а постоянное стремление к их обновлению и использованию в конкретных условиях».
А.М.Ароновым компетентность определяется, как "готовность специалиста включиться в определенную деятельность", П.Г.Щедровицким - как атрибут подготовки к будущей профессиональной деятельности.
О.Е.Лебедев определяет компетентность как «способность действовать в ситуации неопределенности» [30].
И.А.Зимней «компетентность трактуется «как основывающийся на знаниях, интеллектуально и личностно обусловленный опыт социально-профессиональной жизнедеятельности человека» [36].
А.В.Хуторской, различая понятия «компетенция» и «компетентность», предлагает следующие определения
Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Компетентность - владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности [28].
Смещение конечной цели образования со знаний на «компетентность» позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций. Таким образом, восстанавливается нарушенное равновесие между образованием и жизнью.
С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетентности «представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов» [31].
В своей работе мы будем опираться на понятия, которые дал Андрей Викторович Хуторской. Определив автора, на мнение которого мы будем опираться, приведем его классификацию компетенций:
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию образования;
общепредметные компетенции - относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенций, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
- Глоссарий
- Введение
- ГЛАВА 1. Педагогические основы оценивания учащихся начальной школы
- 1.1 Исторический аспект оценки знаний и умений учащихся
- 1.2 Сущность понятий «компетенция» и «компетентность»
- 1.3 Требования ФГОС к оцениванию учащихся младшего школьного возраста
- 1.4 Компетенции младших школьников
- 1.5 Способы и приемы оценивания компетенций учащихся младших классов на уроках литературного чтения (из опыта учителей начальной школы)
- 1.2 Возможности литературных жанров на уроках литературного чтения в начальной школе как средства духовно-нравственного воспитания
- 2.1. Уроки чтения в начальной школе в процессе интеграции.
- III. Формирование мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе
- Тема 11. Урок литературного чтения
- Пути совершенствования литературно-творческого развития учащихся на уроках чтения.
- Некоторые суждения о патриотическом воспитании учащихся в начальной школе
- Актуальные проблемы преподавания русского языка и литературного чтения в начальной школе
- Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературного чтения при изучении лирических стихотворений
- 58. Значение, задачи, типы уроков литературного чтения в начальных классах.
- Формирование навыка выразительного чтения у учащихся, имеющих трудности в обучении