Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

дипломная работа

- разработать программу по совершенствованию традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности.

Методы исследования включают: теоретический анализ философской, социологической, культурологической, психологической и педагогической литературы; анкетирование; наблюдение.

Эмпирической базой исследования являются:

- Основы законодательства Российской Федерации о культуре (с изменениями на 28 ноября 2015 года) (редакция, действующая с 1 января 2016 года);

- Федеральный закон Российской Федерации от 5 апреля 2013 г. № 56-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон», «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».

- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы».

- Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 гг.».

- Стратегия развития сферы культуры Белгородской области на 2013-2017 годы.

- Государственная программа Белгородской области «Развитие культуры и искусства Белгородской области на 2014-2020 годы».

- Долгосрочная целевая программа «Молодость Белгородчины» на 2013-2017 годы».

- Долгосрочная целевая программа «Государственная охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Белгородской области на 2012-2016 годы».

- Устав Глинновского сельского дома культуры Новооскольского района Белгородской области.

- Годовой отчет и план работы Глинновского сельского дома культуры Новооскольского района Белгородской области.

Апробация результатов исследования.

- Токарева, В.В. Актуализация ценностей народной обрядовой культуры среди подростков средствами социально-культурной деятельности [Электронный ресурс] / В.В. Токарева // Студенческий научный форум-2016: матер. VIII Междун. студ. науч. электрон. конф. - Электрон. текст дан. - Режим доступа: http://www.sсiеnсеfоrum.ru

- Токарева, В.В. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельност / В.В. Токарева // Доклад: матер. науч.-практич. конф. «Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям».

- Токарева, В.В., Березовская Е.А. Проект «Под одной крышей» [Электронный ресурс] / В.В. Токарева, Е.А. Березовская // Disсоvеry Sсiеnсе - 2016: междунар. интеллект. конк. студ. и асп. - Электрон. текст дан. - Режим доступа: http://sоwа-ru.соm/studеnt-disсоvеry-sсiеnсе-2016

Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложений.

ГЛАВА 1. Актуализация традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

1.1 Приобщение подростков к традиционной народной культуре в условиях социально-культурной деятельности как актуальная проблема современности

Традиционная культура - идеальная среда для воспитания и развития ребенка. Природа фольклора, представляет собой единый словесный, музыкальный, кинетический и изобразительный ряд, что созвучно детским формам самовыражения и коммуникации, специфической системе «детского языка» [32].

Различные толковые словари рассматривают термин «приобщение» как «привнесение в общение с чем-нибудь, включение, присоединение», «дать возможность присоединиться к какой, либо деятельность, сделать участником чего-либо». Данное понятие в социокультурном процессе открывает реализацию комплексного подхода в ходе ознакомления с изучаемым материалом, его систематическому освоению, и включению детей в разнообразные виды совместной деятельности. В этом момент, ребенок целенаправленно вводится в воспитательный и педагогический процесс. Овладевая необходимыми знаниями и навыками, гораздо быстрее и эффективнее, чем при фрагментарном не связанном между собой использовании фольклорного материала.

Фольклор, включает в себе прикладное народное творчество, старинные обряды, обычаи и праздники. Фольклор это основа наших корней, а жизнь без которых становится противоестественна. Полноценная жизнь, невозможна без любви и интереса к собственной истории, культуре своей страны. В наследии наших отцов и дедов сохранены зерна большой мудрости, которые и в настоящее время прорастут, и дадут всходы.

Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки - это народная мудрость, набор правил жизни, кладезь великого богатства языка. Народным творчеством, принято называть все, что пришло к нам из глубины веков. Необычайно важно с раннего детства, научить детей постигать культуру своего народа указав им дорогу в этот сказочный и добрый мир.

Приобщение к традиционной народной культуре молодого поколения является, одним из наиболее острых вопросов нашего времени. При наличии значимого количества социально-культурных проектов и инициатив для подростков, именно приобщение к народной культуре становится реальным стрежнем развития воспитания, потенциал которого огромен, не применен еще в полной мере.

Понятие «культура» (от лат. сulturа) - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Культура представляет собой многокомпонентное явление, созданное человеком, или способом функционирования индивида в мире. Культура - это реальность, в которой существует человек, созданная им самим для реализации человеческого потенциала [62, с. 668].

Гуманитарная культурология обращается к аксиологическому определению: «культура» - это набор ценностей (наиболее ценных достижений) человеческого Бытия. В этнологии культура представляет социальный опыт коллективного существования людей, накапливаемый и передающийся из поколения поколению [73, с. 7-9].

В науке лидируют два принципиально расходящихся взгляда на культуру:

- первый рассматривает культуру как некую основу-эталон человеческого поведения посредством систем, запечатленных в культурных текстах, нормах и ценностях, которые толкуются в связи с социальной
реальностью;

- второй видит проблему постижения, при которой периферийной характеристикой исследуемого культурного объекта становится его смысл, а основной задачей изучения - реконструкция этого смысла [24, с. 244].

Народная культура - совокупное явление, включающее культурные слои различных времен: от глубокой древности и до наших дней. Формирование и функционирование народной культуры связано с пониманием носителей культуры их принадлежности к своему народу. Самоидентификация с народом, народными культурными обычаями и образцами поведения, обыденными представлениями - основы народной культуры. В настоящее время большинством исследователей [23, 38]

Народная культура рассматривается в непрофессиональном аспекте, будучи естественным проявлением культурного бытия народа. Главная черта народной культуры - её традиционность. Традиционность определяет ее ценностно-нормативное и смысловое содержание, а также механизмы передачи народного культурного наследия - от поколения к поколению. Традиционная народная культура определяет и нормирует все аспекты жизнедеятельности сообщества, являющегося её носителем: уклад жизни, обычаи, обряды, регулирование социальных взаимоотношений, тип семьи, основы народной педагогики, тип жилища, одежды, питания, отношения с природой, миром, предания, верования, поверья, знания, язык, фольклора [4, 7].

Ряд исследователей, отмечают наиболее ёмким определение понятия «традиция», предложенное Э. С. Маркаряном. По его мнению, «культурная традиция» - это выраженный в социально-организованных стереотипах групповой опыт, который путем пространственно-временной трансмиссии аккумулируется и воспроизводящейся в различных человеческих коллективах [54, с. 80].

С этой точки зрения, А.Я. Флиера, традицию можно считать равноправным предшественником системы образования. Традиция не лишена определенной внутренней динамики развития (то есть в число её функций, входит не только консервация социального опыта, но и определенная адаптация общества к меняющимся условиям бытия), однако делается, это не путем радикальной замены устаревших образцов социального поведения на более эффективные, а путем осторожного «втягивания» необходимой новации в систему традиционных стереотипов [73, с. 263].

«Традиция» - (от лат. trаditiо - передача), является важнейшим элементом социального-культурного наследия, передающиеся в определенных обстоятельствах, классах и социальных группах в течение длительного времени. В качестве традиции выступают определенные общественные установления, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды [62, с. 1339-1340].

Традиция выступает как система связей настоящего и прошлого, причём, с её помощью осуществляется отбор, стереотипизация опыта и передача стереотипов, которые затем опять воспроизводятся. Через традицию проходит механизм передачи молодому поколению базового набора морально-культурных, ценностей знаний базовых и социальных навыков, в том числе посредством традиционных обрядов и праздников. Народная педагогика являясь областью эмпирических знаний и мудрости имеет устойчивые традиции воспитания детей. Ведущей её задачей является формирование личности, готовой сохранить, традиции ушедшего поколения семьи, народа.

Семья является основой всего, первым воспитательным институтом, связь с которым, человек ощущает на течении всей своей жизни. Именно в семье закладываются нравственные устои человека, воспитываются нормы поведения, раскрывается внутренний мир, и индивидуальные качества личности. В традиционном цивилизованном обществе, дети и подростки в не посредственном общении со взрослыми людьми овладевают трудовыми навыками, духовными ценностями, которые служат им в течение всей жизни. Такая трансляция опыта поколений, является одной из традиционных направлений народной педагогики.

Воспитательный процесс в крестьянской семье был длительным и последовательным. Семьям знакомила, их с нравственно эстетическими нормами этикетом моральным кодексом. В настоящее время семья является, безусловно, центральным звеном и наиболее стабильным стержнем, передачи гуманистических традиций в этнопедагогике. Именно семья проявляет огромную историческую устойчивость.

Традиционная народная культура имеет конкретно исторический характер, это определяет «вариативность, ее содержаниям и возможности органичной утраты, отдельных элементов, постепенно заменяющихся» на новые элементы. Но важнейшие константы народной культуры сохраняются из поколения в поколение, не теряя своей аутентичности.

Часто народная культура, представляется как совокупность, отдельных направлений, видов, жанров и объектов искусства. Существуют локальные прочтения народной культуры, как только лишь объектов и действий художественного народного творчества или фольклора [49].

Однако подобная сужающая позиция отсекает все многообразие проявлений народной обрядовой культуры, формирующих сам дух народа и пронизывающих его жизнь во всех направлениях.

Народная культура основывается на совместной культурной практике и элемент народной культуры коллективен по происхождению. В процессе непосредственной совместной культурной практики происходит обобщение, отбор наиболее интересного незначимого материала, накопление его, сохранение и воспроизведение [36]. Народная культура сама отсеивает лишнее и сохраняет аутентичное по мере участия в совместной культурной практике все новых и новых поколений.

Традиционную народную культуру следует рассматривать, с одной стороны, как динамично развивающуюся систему, которая обобщает собой разнообразные культурно-исторические пласты обеспечивая, тем самым, связь прошлого, настоящего и будущего. С другой, с другой стороны, появление черт устойчивости, стабильности, где остаются неизменным ядро (традиция) позволяющие сохранить ее характерные черты и свойства.

В ходе исследования важное значение имеет понимание традиционной народной культуры как эффективной системы воспитании, обучения основам культуры. На основе анализа теоретического материала мы создаем культурологическую модель традиционной народной культуры как художественно-педагогическое явление в единстве следующих аспектов:

1. Процессуальный - где ценностная система, обеспечивает связь поколений и воспроизводство основ национальной культуры и, по сути, определяет цель функционирования народной культуры.

2. Содержательный - когда совокупность фольклорных текстов и заложенных в них духовно-ценностных норм воспроизводится в контексте пространственно-временных условий реализации текста.

3. Инструментальный - если механизм действия культуры, включает методы, способы, средства, формы ее передачи-наследования.

Приобщение детей к народной культуре в качестве отдельного направления отечественной педагогики стало активно разрабатываться в 80-90-е годы XX столетия. , когда в условиях изменения концепции воспитания происходит активное обращение к народному опыту как основанию жизненного пространства, его духовно-нравственного наполнения.

Ведущим для данного исследования является определении специфики приобщения детей к культурному опыту в традиционном сообществе. Которое осуществлялось посредством «постепенного их включения в культурную жизнь в таких формах как детский народный календарь, игровая, производственно-бытовая и обрядовая практика» [79].

Подлинным институтом приобщения была семья, детские артели (дети-христославы, славелыцики, выонишники, рыболовы, сборщики грибов, ягод), а также община, которые обеспечивали восприятие народной культуры в ее целостности, включенности в жизнедеятельность, систему циклично повторяющихся событий [31, с. 564].

Культурный опыт традиционно освывался на народных праздниках. Происходило усвоение присущих каждому из них традиционных составляющих «своей» идеи, круга действующих лиц, репертуара. Важна была и реализация структуры праздника, где ученые выделяют зачин (встреча), действия по обозначению его пространства (поздравительные обходы, катание на лошадях, шествия и т д), «развлечения на горушке» (хороводы, пляски, набор игровых форм, театрализованные представления), пирование и перегащивание. В музыкальной составляющей подчеркивается яркость, эмоциональная приподнятость, использование специфических приемов («гукание», диалоговое и антифонное пение, скандирование).

Важную роль в воспитании дошкольников играет детский фольклор, ведущим признаком организации которого является единство поэтики, музыки, манеры исполнения и функции произведения. Его особенность обусловлена народным художественным мышлением и требованиями народной педагогики. К примеру, в пестушках, потешках, детских песенках, прибаутках объединены импровизационность, изобразительность, ритмичность и наставительность. Это своеобразная школа игры, призванная обеспечить ребенку адекватный способ познания, окружающего мира. Детский фольклор - прежде всего культура диалога, он ориентирован на взаимодействие, необходимость слушать и отвечать. К сказке, созданной детям в назидание, привлекал вымысел, несущий глубокий жизненный смысл. Детский календарный фольклор давал интонационно-поэтическую, образную форму общения с окружающим миром [2].

Традиционная народная культура, являясь лабораторией человеческого духа, человеческого качества, воспроизводит полноту бытия человека, три основания которого - общность, сознание и деятельность соответствуют традиционным способам бытия. Нами были выявлены типологические особенности воспроизведения ценностей и смыслов традиционной народной культуры: передача «от лица к лицу» - от мастера к ученику, от старших к младшим и «событие». Событие в народной культуре можно назвать уникальной межпоколенческой общностью, исторически выработанным способом передачи традиционных ценностей от субъекта субъекту. В педагогическом процессе между учеником и учителем всегда происходит межпоколенческая встреча, которая проявляется в пересечении субъект-субъектного опыта и в их взаимодействии («событии»).

Интерес к традиционной культуре народа, а также борьба за сохранение лучшего из ее достояния, в наши дни, в век все возрастающей урбанизации нивелировки стандартизации, наступления, «массовой культуры» стали очень актуальными. Сохранение наиболее ценного (при критическом отношении к негативным явлениям) из традиционной культуры народов мира справедливо воспринимается не только как бережное отношение к истокам, но и как забота о настоящем и будущем любого этноса, а также человечества в целом. И даже сама память должна стать более активной и выражать не только идею сохранения, «удержания», но и идею «передачи», связи времен и поколений [32, с. 108].

Объединяя сложившиеся взгляды на роль традиционной народной культуры в жизни современного общества, необходимо сделать вывод об актуальности ее сохранения, распространения, освоения и поиска различных форм, средств и методов социально-культурной деятельности для осуществления поставленных задач, и способов передачи традиционной народной культуры подрастающему поколению.

У каждого народа накоплен большой опыт включающий общие черты и традиции воспитания. Общими чертами народной педагогики являются:

синкретизм рассматривается как, невозможность разграничения образовательной и воспитательной функции того или иного вида деятельности, комплексность воспитательно-образовательного воздействия в различных аспектах воспитания культуры личности;

коллективный характер, означающий воспитание общиной, способствует формированию личностных качеств на основе формирования общественного человека;

единство идеалов и базовых ценностей создают духовно-нравственные ориентиры общества;

всестороннее развитие личности: развитие духовно-нравственных, социально-культурных, интеллектуальных, физических и эстетических аспектов личности происходит при помощи традиций общества и семьи [56].

Традиционная народная культура - это часть культуры, включающая в себя многообразие народных традиций, национальных особенностей духовного уклада, фольклор, обряды, празднества, костюмы, ремёсла, народную музыку, песню, танец, театр. Определение традиционной народной культуры пока не закреплено в Законе «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» в качестве одного из понятий. Сейчас идёт работа по восполнению этого недостатка. Закрепление понятия «традиционная народная культура» законодательно повысит эффективность правового регулирования отношений, возникающих в процессе создания условий для сохранения и развития традиционной народной культуры.

В Российской Федерации сложилась и действует уникальная система методической поддержки в сфере традиционной народной культуры и любительского искусства, которая представлена Домами (Центрами) народного творчества, действующими во всех регионах России. На федеральном уровне координация их деятельности, организационное и методическое руководство процессом сохранения нематериального культурного наследия возложены на Государственный Российский Дом народного творчества. На уровне регионов координационная, методическая и организационная функции в сфере традиционной народной культуры, как правило, отводятся Домам (Центрам) народного творчества, что способствует координации действий, кооперированию и более рациональному использованию имеющихся ресурсов для проведения в регионах крупномасштабных акций [40, с. 23].

Деятельность по выявлению, изучению, сохранению, развитию традиций народной культуры, реализация её потенциала осуществляется в настоящее время и Домами культуры.

Дома культуры в настоящее время стали активно развивать направление приобщения детей к традиционной культуре. Однако не все пути реализации этой задачи используются в достаточной мере, что дает возможность дополнительных разработок и поиска методик.

Таким образом, приобщение подростков к традиционной народной культуре средствами социально-культурной деятельности является актуальной проблемой современности, так как в исторических формах народной культуры заложен потенциал культурно-исторического, эстетического и патриотического воспитания. Традиционная народная культура демонстрирует преемственность форм, отношения к власти, государству и обществу, а не только к самому народу и его обычаям и традициям. Всё это говорит о непреходящей значимости элементов народной культуры как воспитательного средства подростков.

1.2 Технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности

Глубинными основами всего многообразия направлений, видов и форм культуры в современном обществе, является традиционная народная культура.

Именно в рамках народной культуры сформировались представления человека о мире, система образов и языка, верования, знания и умения, обычаи, формы трудовой и празднично-обрядовой деятельности, система фольклора. Сложившиеся традиции создали опыт практической деятельности человека и всего его сообщества, к тому же способствовали регулированию норм социальных отношений (семейные, общинные, трудовые, межпоколенные, половозрастные), упорядочили характер многообразных отношений и связей этнической целостности с окружающим миром [56].

Сохранившая до наших дней свое основополагающее значение, традиционная народная культура, объединила в себе важнейшие свойства и качества этнического, выразившего исторический путь каждого народа.

Опыт прошлого века красноречиво показывает, как потеря народных традиций, их забвение грозит распадом важнейших этнокультурных связей между поколениями, потерей национального иммунитета, появлением чуждых природе этноса аномалий в жизни общества [68, с. 29-31].

Преодоление разрыва посредством приобщения юных поколений россиян к культурно-историческому наследию - это, на наш взгляд, актуальная политическая и образовательная задача. Её решение должно отвлечь Россию от бездны бездуховности, бескультурья, цинизма нынешних и будущих поколений россиян.

Государственная политика в области культуры ставит цель обеспечения и сохранения в едином культурном пространстве многообразия всей накопленной предыдущими поколениями системы традиций и ценностей. Признание основополагающей роли культуры в развитии и самореализации личности, гуманизация общества, сохранение национальной самобытности народов и утверждение их достоинства одна из ведущих задач государственной политики в области культуры [6, с.152].

Многовековой цивилизационный опыт поколений русского народа передаваемый из уст в уста, бережно сохраненный предками стал не доступен современному человеку, он практически полностью оторван от традиционной народной культуры. Не знаком с широким массивом ранее известных каждому обычаев земледелия, воспитания детей, и других бесценных обрядов, традиций русского народа. Раньше с момента рождения ребенок, попадал в живую среду, где постигал накопленный предками опыт и знания соприкасался с различными элементами народной культуры, без которых не возможно было прожить.

Оторванность современного человека от особенностей традиционного быта, от календарного круга привели практически к потери огромных пластов понимания народной культуры. Теперь большинство утерянных элементов традиционной народной культуры по крупицам собирается фольклорными экспедициями, восстанавливая традиционные славянские и христианские праздники. Найденные песенные источники создают репертуар ансамблей, организовываются фольклорные фестивали, проводятся семинары-лаборатории. Представляет особый практический интерес изучение и освоение фольклорных традиций, и преломление их в современных фестивалях, конкурсах. Невозможно осуществить действительно эффективную работу учреждений социо-культурной сферы без народных песен и праздников, обрядов, без выставок крестьянского быта и предметов старины, занятий ремеслами [37]. Организация системы подобных мероприятий позволяет познакомиться с элементами знаний народной культуры, осуществить преемственность духовного и нравственного воспитание молодого поколения.

Слабая разработка теоретических основ данного процесса потребовало рассмотрения технологий традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности.

В традиционном учебном процессе, активно применяются технологии социально-культурной деятельности, при помощи которых достигаются планируемые результаты обучения и воспитания [22, с. 256].

Роль социально-культурной деятельности в приобщении подростков к традиционной народной культуры очень велика в настоящее время. Так как с возрастом интересы личности растущего человека отходят от основ родной культуры, и далеко не все продолжают интересоваться ею. Это ставит перед нами важную задачу - адаптации народных традиций и праздников к интересам и потребностям молодежи.

Культурно-досуговые учреждения сегодня являются основными хранителями народной культуры. На их базе осуществляется возрождение традиционных обрядов, праздников, традиций, ремесел. Этому способствует проведение комплекса мероприятий (традиционных фестивалей, праздников, конкурсов, организация клубов по интересам, кружков и так далее), а также экспедиций, семинаров, научно-практических конференций активными участниками которых становятся представители различных социальных, этнических групп, слоев и классов [81, с. 87].

Необходимо выделить основные направления деятельности культурно-досуговых учреждений по сохранению и возрождению традиционной народной культуры:

- создание при культурно-досуговых учреждениях мини-музеев традиционной народной культуры, уголков народного быта, ведение комплексной работы в них;

- проведение в культурно-досуговых учреждениях совместно с учреждениями культуры, библиотек и центрами дополнительного образования традиционных народных праздников, фольклорных вечеров, в т. ч. в рамках, существующих при культурно-досуговых учреждениях клубов по интересам;

- организация и подготовка различных мероприятий по изучению народной культуры в культурно-досуговых учреждениях;

- организация и оформление, как в культурно-досуговых учреждениях, так и за их пределами, выставок народного творчества.

- организация клубов и кружков по рукоделию в традициях русской народной культуры [74].

Процесс социализации молодёжи воспроизводился каждым новым поколением через нормы, ценности, правила поведения, то есть всей институциональной культурой. На данном этапе развития современного общества происходит деградация механизмов процесса социального и культурного воспроизводства личности. В молодежной среде зарождаются новые нормы и ценности, меняются мировоззрение и образ жизни, вносящие в культуру и социум элементы неопределенности, бездуховности а порою даже лицемерия и безнравственности. Поэтому важно создавать условия через различные информационные и досуговые каналы передачу народных знаний, понятий, нравственных норм идентичных российской цивилизации.

Практическая реализация принципа соразмерности традиционных и инновационных процессов культурной динамики, по убеждению H. Чумаченко, определяется преобладанием механизмов сохранения, поскольку ориентация на сохранение всегда доминировала над изменением. Оптимальные взаимосвязи процессов воспроизводства культурного наследия (то есть актуализации, востребованности уже существующих в культуре или существовавших ранее явлений, ценностей, норм, традиций) и процессами культурной инновации предполагает стопроцентное возвышение первой тенденции [76].

Помимо общепринятых ориентиров воспитания и развития нравственности и культуры молодежи, ведущим направлением становиться процесс творческой самореализации личности, образования, направленного на гармоническое и эстетическое воспитание молодого поколения, тогда «качественный рост профессионального образования отражает изменения в сфере культуры, экономики, науки, техники и технологии» [20, с. 105].

Структура возрождения традиционной народной культуры включает средства социально-культурной деятельности объединяющие ведущие педагогические принципы:

- последовательный переход от простых к более сложным задачам;

- смена ритма жизнедеятельности участников процесса возрождения, включающее чередование разговоров и действий, совместной парной, групповой, индивидуальной деятельности;

- получение участниками радости от занятий;

- применение технологий, соответствующих цели эксперимента;

- предоставление возможности каждому, участнику, изучить обряды.

исследования B.M. Рябкова, рассматривают особенности духовной праздничной культуры общества, цель которой удовлетворение досуговых потребностей различных групп населения, при помощи различных средств, форм и технологий, типами культурно-досуговых учреждений, в их историческом развитии [58, с. 3].

Учреждения культурно-досугового типа, по мнению А.Д. Жаркова являются общественно значимыми центрами на территории района населённого пункта. Деятельность подобных, учреждений культуры направлена на активизацию и творческое развитие личности в сфере свободного времени развитие культурной самодеятельности масс. Ведущей формой традиционной народной культуры, применяемой в учреждениях культурно-досугового типа, является декоративно-прикладное искусство.

Таким образом, мы, видим связь учреждений культуры, как с целями, так и со средствами достижения этих целей, важнейшим из которых является процесс создания духовных ценностей [27, с. 287].

Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно-художественного постижения мира. Нарушаемое в мире единство человека с природой, землей настоятельно заставляет обратиться к народной мудрости - памяти рода человеческого. А значит, возникает потребность восстановления истории народа, его образа жизни и творчества. Этими мотивами самосохранения объясняется тяга общества к таким традиционным художественным проявлениям как фольклор и ремесло, к их истории [35, с. 134].

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры продиктовано жизненной необходимостью, так как сфера его влияния непрерывно расширяется и охватывает самые разнообразные стороны жизни современного человека.

Одна из главных особенностей народного декоративно-прикладного искусства - рукотворность произведений. Каждое изделие народного мастера неповторимо, оно как бы хранит частичку его души, тепло рук. Художественные принципы и творческая методика декоративно-прикладного искусства вырабатывается самими мастерами в процессе их художественной практики, и передаются от мастера к мастеру, от поколения к поколению.

Организация кружков декоративно-прикладного искусства в учреждениях культуры дает возможность расширить кругозор, активизировать образное мышление, а также наиболее полно выявить индивидуальные способности каждого подростка [42].

Эстетическая значимость общения подростков с произведениями народного искусства, с процессом изготовления нужных и полезных в жизни вещей, умение создавать их, важна для общего развития детей, для воспитания в них здорового нравственного начала, уважения к труду, развития художественного вкуса на лучших образцах этого искусства.

Дети любят работать с разнообразными материалами, конструировать, выполнять вещи практического назначения. Обучение декоративно-прикладному искусству органично сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения.

Приобщаясь к занятиям искусства, человек воспитывает свой вкус, учится находить красоту в обыденном, приучается творчески мыслить.

Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании детей огромна. Именно традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю. Актуальная задача патриотического воспитания во многом реализуется через любовь детей к традиционному искусству. Значение народных традиций велико для воспитания подрастающего поколения. Народное искусство является воплощенным представлением народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенность декоративно-прикладного народного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам [15, с. 25].

Одним из средств передачи традиционной народной культуры являются песни. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека. Ребенок должен быть счастлив сегодня, а не завтра… Как ни парадоксально, ребенок счастлив, когда поет. Песни грустные поет редко, хотя есть много очень печальных сиротских песен, но не поет этих песен, эти песни - не их, а о них. Главное назначение песни - привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Большинство колыбельных песен раскрывает огромную силу материнской любви [25, с. 208].

Среди детей подросткового возраста более всего распространены веселые, задорные, шуточные песни. Самый богатый репертуар у юношества. Это свадебные плачи невесты, обрядовые, ритуальные. Каждому возрасту соответствуют свои песни. Они сопровождают человека от рождения до смерти. Воздействия на чувства человека, они одновременно влияют на его сознание и поведение. Вот почему их с полным основанием можно отнести к комбинированным средствам народного воспитания. Мы должны знать различные песни, уметь убеждать родителей в необходимости разучивать их с детьми.

Сказки являются важными воспитательными средствами, в речении столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания, убедительно доказала педагогическую ценность сказок. Дети и сказка - неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа, должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение.

Образность - важная особенность сказок. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются главные черты характера: отвага, трудолюбие, остроумие; такие черты как физическая сила, смелость, мужество. Образность добавляется забавностью сказок - тонким и веселым юмором.

Важнейшей особенностью сказок является - дидактизм, который носит поучительный характер «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

В сказках поднимаются многие проблемы народного воспитания. Наиболее обобщенно роль сказок представил в своих трудах В.А. Сухомлинский. Он эффективно исправил их в воспитательном процессе. Педагоги прошлого, в том числе К.Д. Ушинский включали сказки в свои учебные книги, хрестоматии.

Одним из средств традиционной народной культуры являются пословицы. В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы, осуждения. «Нарожать - нарожала, а научить не научила», «Что мать в голову вобьет, того и отец не выбьет», «Родительское слово мимо не молвится», «Добрая совесть - глаз божий» [48, с. 365].

У всех народов трудовое воспитание является главной задачей. Праздность осуждалась народом как явление чуждое «Жизнь, потраченная на сон - пропавшая жизнь», «Сегодняшнюю работу не взваливай на завтрашнего верблюда». Однако в воспитательной работе с детьми необходимо использовать те пословицы, терминология которых понятна современному ребенку. Иначе эффект от их употребления пропадает.

Основным фактором народного воспитания является природа. Она не только среда обитания, но и родная сторона, Родина.

Патриотизм - это, прежде всего, любовь к родной природе. Эта любовь не требует шума, крикливости. Как сказал Булат Окуджава, патриотизм - дело тихое и интимное [19].

Очаровательны в народном творчестве очеловеченные образы родины, родной природы: дуб - батюшка, Волга - матушка.

Школьной педагогике можно было бы многому поучиться у педагогики народной, в т. ч. и в приучении детей к духовному общению с природой «Чело дома приглянулось ласточкам - счастье семье», «Дятла стук услышишь - день предстоит радостный». Природа великая, огромная Вселенная, природа - малая вселенная - и определили принцип природосообразности в качестве высшего, основного принципа воспитания. Все, что согласуется с природой, должно рассматриваться как благо; что противоречит ее развитие, как зло и развращение. Этот принцип в свое время был глубоко и всесторонне обоснован Я.А. Коменским [45]. На тех же позициях стояли Ушинский, Толстой. Что же касается системы воспитания Сухомлинского, то она вся насквозь природосообразна, жизнеспособна и в этом ее сила.

Из явлений, прямо и непосредственно связанных с воспитанием, ближе всего к природе стоит игра. Это величайшее чудо из чудес, изобретенных человеком сообразно природе.

Игра - удивительно разнообразная и богатая сфера деятельности детей. Вместе с игрой в жизнь детей приходит искусство, прекрасное. Он связана с песней, танцами, плясками, сказками, загадками и другими видами народного творчества как средствами воспитания народной культуры. «Пока молоды, резвитесь, играйте, смейтесь, чтобы не сожалеть позднее!» Воспитательное значение народных игр трудно переоценить, вот почему учитель должен уметь использовать их в учебно-воспитательном процессе и во внеклассной работе [9, с. 59].

Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. А ведь народные игры, почти исчезают сегодня из детства. Видимо, надо помнить, что народные игры как жанр устного народного творчества являются национальным богатством, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Так может возникнуть необходимость в создании кружка народных игр.

Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народа. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно «Свой обычай в чужой дом не вноси», «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе», «Обычай крепче закона». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники, с языческих времен они дожили до наших дней, входя в современные религиозные системы [16, с. 80-81].

Раскрывая роль традиций в воспитании подрастающего поколения, мы берем в качестве отправной точки народную мудрость: «Без большого корня древа не бывает».

Обряды, традиции, обычаи сопутствуют каждому шагу человека от рождения до смерти, организуя его трудовую, социальную и личную жизнь. Обязательные для всего общества, они духовно сплачивают народ [13].

Бережно передаваемые из рода в род, традиции выполняют роль исторической памяти, осуществляя связь поколений.

Приобщение подростков к изучению традиционной народной культуры может происходить в условиях кружков и ансамблей народного творчества, детских и молодежных фольклорных коллективов, которые действуют как на базах школ, так и на базах учреждений дополнительного образования. Активное участие в праздниках «Ивана Купала», «Масленица», «Святки», «Сретенье» и других, дает знание народных традиций, истории страны не только детям, участвующим в таких коллективах, но и всем школьникам, являющимся зрителями таких мероприятий.

Обязательным условием включения участников фольклорных коллективов в традиционную народную культуру является их обширная подготовительная работа: детям раскрывается суть праздника, они разучивают загадки, поговорки, песни, сказки, былины и стихи, танцы и игры, готовят соответствующие атрибуты и костюмы.

В процессе подготовки подростков к традиционной народной культуре следует уделять особое внимание составляющим ее элементам: традиционным народным песням, загадкам, пословицам и поговоркам, обрядовым танцам, ритуальным обрядовым действиям, совершаемым через прием театрализации.

Современная социально-культурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием, и преобразованием культурных компонентов повседневной, жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется структура социально-культурной деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности, позволяющей приобщать население к традиционной культуре Родины. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление общественной значимости социально-культурной деятельности как составной части единого процесса повышения культуры каждой личности. Разработка теоретико-методологических, методических, организационно-управленческих проблем в этой сфере даёт возможность преодолеть кризисные явления в социально-культурной деятельности [81, с. 157].

Таким образом, в целях сохранения, возрождения и преемственности традиционной народной культуры важное значение имеет культурно-досуговая деятельность. Современные технологии традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности разнообразны их выбор и использование определяется не только областью применения, но и профилем учреждения культуры. Проблема сохранения, развития и возрождения традиционной народной культуры в Российской Федерации, в целом, и в регионах, в частности, должна рассматриваться как одна из ведущих проблем современности и решаться на общенациональном и государственном уровнях. И в этом плане деятельность учреждений культуры, приобретает особую значимость, способствуя развитию молодого поколения на основе традиционных ценностей.

ГЛАВА 2. Анализ деятельности культурно-досуговых учреждений по актуализации традиционной народной культуры в формировании личности подростков средствами социально-культурной деятельности (на примере МКУК «Глинновский сельский Дом культуры» Новооскольского района Белгородской области)

2.1 Характеристика деятельности по актуализации традиционной народной культуры средствами социально-культурной деятельности

традиционный культура народный личность

В современном мире все более остро встают социально-культурные проблемы общества: постепенная аккультурация и утрата этнокультурной идентичности, потеря духовных созидательных начал (базовых ценностей), ослабление иммунитета к современной утилитарной культуре, разрыв и отчуждение между поколениями, рост числа молодежных контрсоциальных и противоправных групп и другие. Во многих европейских странах и, в том числе в России, эти проблемы в первую очередь связывают с ослаблением и потерей основ традиционного общества, национальной традиционной народной культуры.

Делись добром ;)