Актуализация возможностей проблемного обучения в начальной школе

дипломная работа

II.3. Технология проблемного обучения

Под педагогической технологией следует понимать такое построение деятельности педагога, в котором все входящие в него действия представле-ны в определенной целостности и последовательности, а выполнение пред-полагает достижение необходимого результата и имеет вероятный прогнози-руемый характер [47].

Педагогическую технологию нельзя отождествлять с применением алгоритмов, ибо в ней действия не могут быть жестко детерминированы, они всегда вариативны. Технология есть отражение закономерного в деятельно-сти [47].

Проектирование педагогической технологии заключается в разработке программы воздействия на замыслы и деятельность участников педагогиче-ского процесса путём выделения в процессе обучения этапов, представлен-ных в виде особой последовательности процедур и операций, выполнение которых соответствует поставленным целям и обеспечивает достижение предполагаемых результатов [52].

Существенными чертами современных трактовок «педагогическая технология» являются следующие:

* технология разрабатывается под конкретный педагогический за-мысел, в основе ее лежат ценностные ориентации, целевые установки автора или коллектива, имеющие формулу конкретного ожидаемого результата;

* технологическая цепочка педагогических действий выстраивается строго в соответствии с поставленной целью и должна гарантиро-вать всем школьникам достижение и прочное усвоение уровня го-сударственного стандарта образования;

* функционирование технологии предусматривает взаимосвязанную деятельность учителя и учащихся с учетом принципов индивидуа-лизации;

* поэтапное и последовательное воплощение элементов педагогиче-ской технологии должно быть воспроизводимо любым учителем с учётом авторского почерка педагога;

* органической частью педагогической технологии являются соот-ветствующие данной стратегии обучения диагностические проце-дуры, содержащие критерии, показатели и инструментарий изме-рения результатов деятельности [54].

Под технологией проблемного обучения понимается такая организа-ция учебных занятий, которая предполагает создание под руководством учи-теля проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность уча-щихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овла-дение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыс-лительных способностей [39].

Концептуальные положения (по Д. Дьюи) [4]

* Ребенок в онтогенезе повторяет путь человечества в познании.

* Усвоение знаний есть спонтанный, неуправляемый процесс.

* Ребенок усваивает материал, не просто слушая или воспринимая органами чувств, а как результат удовлетворения возникшей у не-го потребности в знаниях, являясь активным субъектом своего обучения.

* Условиями успешности обучения являются:

- проблематизация учебного материала (знания - «дети» удивле-ния и любопытства);

- активность ребёнка (знания должны усваиваться с «аппетитом»);

- связь обучения с жизнью ребенка, игрой, трудом.

Особенности содержания

Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблем-ных ситуаций [21].

Сама логика научных знаний в генезисе представляет логику про-блемных ситуаций, поэтому часть учебного материала содержит исторически правдоподобные коллизии из истории науки [23]. Однако такой путь познания был бы слишком неэкономичен; оптимальной структурой материала будет являться сочетание традиционного изложения с включением проблемных си-туаций.

Делись добром ;)